Былины. Русский богатырский эпос

Содержание

Слайд 2

Тема урока: Жанровое своеобразие и поэтика былины

Цель урока –
рассмотреть былину с

Тема урока: Жанровое своеобразие и поэтика былины Цель урока – рассмотреть былину
научной точки зрения, выяснить её отличительные признаки.

Слайд 3

Основные вопросы, на которые ищем ответ:

что такое народный эпос?
что такое былина?
по

Основные вопросы, на которые ищем ответ: что такое народный эпос? что такое
каким признакам можно отличить былину от других произведений?
как возникли и исполнялись былины?
на какие группы делятся былины?
какие известны былинные циклы?
о чём рассказывают сюжеты былин?
Каковы особенности композиции былины?
в чём заключается своеобразие былинных образов?
какие выразительные средства используются в былинах?

Слайд 4

Эпические сказания

В разных уголках Земли
люди в древности сочиняли торжественные песнопения, повествующие

Эпические сказания В разных уголках Земли люди в древности сочиняли торжественные песнопения,
о великих деяниях необыкновенных людей.
Карелы называли эти песни руны, якуты – олонхо, буряты – улигер, жители Древней Руси – старины, или былины.
Учёные-фольклористы используют для таких песен термин «народный эпос».

Вяйнямёйнен,
играющий на кантеле

Слайд 5

Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в сопровождении

Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в сопровождении
струнных музыкальных инструментов. Напевы былин торжественны и величавы.

В.Васнецов «Гусляры»

Слайд 6

Для народного эпоса характерны:

1) широкий охват событий в пространстве и во времени;
2)

Для народного эпоса характерны: 1) широкий охват событий в пространстве и во
патриотическая направленность;
3) героическое содержание сюжета: нередко это битва национального героя (богатыря) с врагами;
4) отношение к изображаемым событиям как к достоверным, отражающим историческую память народа.

Слайд 7

Былина (старина)

«фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской

Былина (старина) «фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней
истории» (Т.Зуева)
«русские народные эпические песни о богатырях» (Словарь русского языка в 4-х томах)
«эпические песни, сложенные народом в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI в.в.» (Краткая литературная энциклопедия)
«жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси» (А. Квятковский)
«жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях» (В.Коровина)

Слайд 8

Былина

песня, народная, эпическая (повествует о значительных событиях)

рассказывает
о поступках народных героев -

Былина песня, народная, эпическая (повествует о значительных событиях) рассказывает о поступках народных
богатырей

отражает
исторические события
Древней Руси,
главным образом -
XI – XVI в.в.

Слайд 9

Былины, вероятнее всего, возникли в Киевской Руси, выразив оформившееся самосознание русского народа. Однако

Былины, вероятнее всего, возникли в Киевской Руси, выразив оформившееся самосознание русского народа.
вопрос о происхождении былин в науке до сих пор остаётся спорным. Существуют различные классификации русского былинного эпоса.

В.Васнецов «Баян»

Слайд 10

Былины (по В.Аникину):

древнейшие (докиевские) – о Волхе, Дунае, Потыке;
киевские – о Добрыне,

Былины (по В.Аникину): древнейшие (докиевские) – о Волхе, Дунае, Потыке; киевские –
Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче;
владимиро-суздальские – об Илье Муромце, Алёше Поповиче;
галицко-волынские – о Дюке;
псково-новгородские – о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве;
черниговские – об Иване-гостином сыне;
брянские – о князе Романе и братьях Ливиках...
В основе классификации – циклизация по месту действия и героям.

Слайд 11

Основные циклы былин

основные герои – Садко, Василий Буслаев;
затрагиваются социальные темы, что обусловлено

Основные циклы былин основные герои – Садко, Василий Буслаев; затрагиваются социальные темы,
своеобразием жизни в торговом Новгороде;
исторические обстоятельства и бытовые подробности характерны для Новгорода: жизнь купечества, влияние Церкви, поездки в другие страны.

действие происходит в Киеве или около него;
в центре повествования – князь Владимир;
основная тема – защита Русской земли от кочевников;
исторические обстоятельства и быт характерны для Киевской Руси;
основные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

Киевский

Новгородский

Слайд 12

О чём рассказывают былины?

О борьбе с чудовищами;
о борьбе с иноземными врагами;
о встречах

О чём рассказывают былины? О борьбе с чудовищами; о борьбе с иноземными
и спасении родных;
о сватовстве и борьбе героя за невесту;
о состязаниях между богатырями...

Г.Травников «Былина»

Слайд 13

Своеобразие былинных образов

Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности Русской земли.

Своеобразие былинных образов Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности Русской земли. Киев

Киев

Слайд 14

Своеобразие былинных образов

Былинный князь Владимир, благодаря художественному вымыслу, соединил по сходству имени

Своеобразие былинных образов Былинный князь Владимир, благодаря художественному вымыслу, соединил по сходству
черты двух исторических правителей Руси: Владимира Святославовича (княжил с 980 по 1015г.г.) и Владимира Мономаха княжил с 1113 по 1125г.г.). Князь Владимир в былине– образ благодушного правителя.

Н.Карзин «Пир у князя Владимира»

князь

Слайд 15

Своеобразие былинных образов

Защитник родной земли, человек необыкновенной физической силы и воинской доблести,

Своеобразие былинных образов Защитник родной земли, человек необыкновенной физической силы и воинской
носитель нравственных ценностей своего народа. Смысл жизни богатырь видит в служении родине.

Ю. Арсенюк «Богатырская застава»

богатырь

Слайд 16

Святогор

Обладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в нём слишком

Святогор Обладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в нём
много, за что богатыря не может носить Мать-сыра-Земля, и он гибнет.

А.Рябушкин «Святогор»

Слайд 17

Вольга Святославич (Волх Всеславич)

Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал от отца

Вольга Святославич (Волх Всеславич) Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал от
способность превращаться в зверей и птиц, что использует только с благими целями, например, чтобы разузнать секреты врагов Русской земли. Рос в детстве «не по дням, а по часам», стремился стать мудрым, с 12-ти лет возглавляет воинскую дружину.

И.Билибин «Вольга»

Слайд 18

Микула Селянинович

Этот богатырь не воин, а пахарь. По-старинному – оратай. Мать-сыра-Земля его

Микула Селянинович Этот богатырь не воин, а пахарь. По-старинному – оратай. Мать-сыра-Земля
любит и помогает ему, поэтому крестьянин Микула может посрамить и Святогора, и Вольгу. Микула олицетворяет силы народные: сегодня он мирно трудится на пашне, а завтра, если придут враги на Русскую землю, возьмётся за меч.

Е.Кибрик «Микула Селянинович»

И.Билибин «Вольга и Микула»

Слайд 19

Добрыня Никитич

Доблестный воин, умеющий также хорошо петь и играть на гуслях; не

Добрыня Никитич Доблестный воин, умеющий также хорошо петь и играть на гуслях;
знает себе равных в игре в шахматы. Добрыня – змееборец, олицетворение вежливости и изящного благородства.

С.Москвитин «Добрыня Никитич»

Слайд 20

Илья Муромец

Родился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя ратными подвигами,

Илья Муромец Родился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя ратными
победив Соловья-разбойника и Идолище поганое, Илья становится первым богатырём князя Владимира, его признают за главного другие русские богатыри. Олицетворяет спокойную и уверенную в себе силу.

Е.Кибрик «Илья Муромец»

Слайд 21

По мнению исследователей, прототипом любимого в народе богатыря было историческое лицо –

По мнению исследователей, прототипом любимого в народе богатыря было историческое лицо –
силач по прозвищу Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре, причисленный к лику святых. Его нетленные мощи хранятся в Ближних Пещерах лавры.

Илья Муромец

Слайд 22

Илья Муромец

Благодаря современным научным методам, проведена реконструкция облика Ильи. Её результаты подтвердили

Илья Муромец Благодаря современным научным методам, проведена реконструкция облика Ильи. Её результаты
многие сведения о герое былин: он имел богатырское телосложение, высокий рост и до 33-х лет не мог двигаться из-за паралича позвоночника.

Слайд 23

Алёша Попович

Сын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет не столько

Алёша Попович Сын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет не
силой, сколько удалью, находчивостью, хитростью. Сметливый ум помогает этому озорному пересмешнику подчас больше, чем меч-кладенец.

К.Васильев «Алёша Попович и красна девица»

Слайд 24

В.Васнецов «Богатыри»

В.Васнецов «Богатыри»

Слайд 25

Садко

Историческим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный садко – человек

Садко Историческим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный садко –
торговый, путешественник, умеющий замечательно играть на гуслях.

К.Васильев «Садко и владыко морской»

Слайд 26

Богатыри святорусские

Сухман

Бова-королевич

Василий Буслаев

Ян Усмарь

Настасья Микулична

Богатыри святорусские Сухман Бова-королевич Василий Буслаев Ян Усмарь Настасья Микулична

Слайд 27

Средства создания образов

Художественное преувеличение:
Его добрый конь да богатырскии
С горы на гору

Средства создания образов Художественное преувеличение: Его добрый конь да богатырскии С горы
стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрка промеж ног спущал.

гипербола

В.Васнецов «Богатырский скок»

Слайд 28

Средства создания образов

Одно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим:
Богатырь выезжает

Средства создания образов Одно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим:
на своём коне «как есён сокол», «как бы белой кречет», конь под ним «как бы лютой зверь», копьё в руках «как свеча горит».

сравнение

Б.Ольшанский «Алёша Попович и Елена Краса» (фрагмент)

Слайд 29

Особенности поэтического языка

Традиционные, универсальные для фольклора художественные определения:
ДОБРЫЙ молодец,
КРАСНА девица,
травушка-МУРАВУШКА,
палаты БЕЛОКАМЕКННЫЕ...

постоянный эпитет

В.Васнецов

Особенности поэтического языка Традиционные, универсальные для фольклора художественные определения: ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА
«Баян» (эскиз)

Слайд 30

Особенности поэтического языка

Повторения слов:
тавтологические
( «черным-черно», «много-множество»);
синонимические
( «злодей-разбойник», «драться-ратиться»)
Палилогия, или подхват

Особенности поэтического языка Повторения слов: тавтологические ( «черным-черно», «много-множество»); синонимические ( «злодей-разбойник»,
(повторение последних слов предыдущего стиха)

повторы

Б.Ольшанский
«Из тёмной глубины веков»

Слайд 31

Композиция

Стилистическое обрамление, не связанное с сюжетом, создают общий настрой:
Высока ли высота поднебесная,
Глубока

Композиция Стилистическое обрамление, не связанное с сюжетом, создают общий настрой: Высока ли
глубота акиян-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омоты Непровския...

запев

запев

М.Щрилёв
«Скоморохи»

Слайд 32

Композиция

Первая обязательная часть сюжета
(рассказывает о рождении богатыря, обретении им силы; говорится о

Композиция Первая обязательная часть сюжета (рассказывает о рождении богатыря, обретении им силы;
месте действия, о том, откуда выезжает богатырь):
В славном великом Нове-граде
А и жил Буслай до девяноста лет...

зачин

М.Щрилёв
«Утро Новгорода Великого»

Слайд 33

Композиция

традиционные формулы, почти без изменений, переходящие из одной былины в другую:
А то

Композиция традиционные формулы, почти без изменений, переходящие из одной былины в другую:
свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному...
А ревел-то Алёшенька по-звериному,
Зашипел-то Алёша по-змеиному...

общие места

Слайд 34

Композиция

заключение, итог, вносит элемент тишины, упокоения:
То старина, то и деяние.
Тут Дунаюшку с

Композиция заключение, итог, вносит элемент тишины, упокоения: То старина, то и деяние.
Настасьюшкой славу поют,
Им славу поют да веки по веку.

концовка

Слайд 35

Основной композиционный приём

противопоставление:
Сила богатыря противопоставлена силе вражеской; нравственные качества защитника –

Основной композиционный приём противопоставление: Сила богатыря противопоставлена силе вражеской; нравственные качества защитника
безнравственности захватчиков; русичи – кочевникам и т.д.

антитеза

В.Баринин «Илья Муромец»
(лаковая миниатюра)