Звезда по имени Саломея Крушельницкая

Содержание

Слайд 2

Саломея Крушельницкая родилась 23 сентября 1872 года в Галиции (Австро-Венгрия), в селе

Саломея Крушельницкая родилась 23 сентября 1872 года в Галиции (Австро-Венгрия), в селе
Белявинцы (ныне Бучачского района Тернопольской области Украины), в семье священника. Происходит из благородного и старинного рода. В 1873 году семья несколько раз переезжала: сначала в Осовцы, потом в Петликовцы, некоторое время семья Крушельницких жила в предгорьях Восточных Бескид — в селе Тисове на Станиславщине. В 1878 году они перебрались в деревню Белая недалеко от Тернополя, откуда уже никуда не переезжали.
Петь Саломея начала с юных лет. Она знала очень много народных песен, которые изучала непосредственно у селян. О детских годах Саломеи Крушельницкой вспоминает Мария Михайловна Цибульская — знакомая Крушельницких: «У нас помнят молодую Саломею, как она вечерами пела в компании девушек где-то в садике или на площади. Уже тогда голос её был сильный, красивый и очень отличался от других».
Обучение в Тернопольской гимназии
Основы музыкальной подготовки Саломея получила в Тернопольской гимназии, экзамены в которой сдала экстерном. Здесь она сблизилась с музыкальным кружком гимназистов, членом которого был также Денис Сичинский — в дальнейшем известный композитор, первый в Галиции музыкант-профессионал.
В 1883 году на Шевченковском концерте в Тернополе состоялось первое прилюдное выступление Саломеи, которая пела в хоре общества «Русские беседы». На одном из концертов этого хора 2 августа 1885 года присутствовал Иван Франко, который вместе с украинскими, российскими и болгарскими студентами, композитором О. Нижанковским и художником и поэтом К. Устияновичем путешествовал по стране.

Слайд 3


Обучение во Львовской консерватории

В 1891 году Саломея поступила во Львовскую консерваторию Галицинского

Обучение во Львовской консерватории В 1891 году Саломея поступила во Львовскую консерваторию
музыкального общества, где училась по классу фортепиано и вокала. Во время обучения состоялось её первое сольное выступление: 13 апреля 1892 года, певица исполнила главную партию в оратории Г. Ф. Генделя «Мессия».
В 1893 году Саломея Амвросиевна с медалью окончила Львовскую консерваторию. В консерваторском дипломе С. Крушельницкой было написано: Этот диплом получает панна Саломея Крушельницкая как свидетельство художественного образования, добытого образцовой старательностью и чрезвычайными успехами, особенно на публичном конкурсе 24 июня 1893 г., за которые была отмечена серебряной медалью…

Слайд 4

На оперной сцене
В том же 1893 году (15 апреля) Крушельницкая дебютирует с

На оперной сцене В том же 1893 году (15 апреля) Крушельницкая дебютирует
большим успехом на сцене Львовской оперы в партии Леоноры в опере «Фаворитка» Доницетти. Затем следует успех в роли Сантуццы («Сельская честь»). И тут в жизни певицы происходит знаменательная встреча. Во Львове в тот год гастролировала знаменитая итальянская певица Джемма Беллинчони. Она была покорена талантом юной артистки и рекомендовала ей отправиться в Италию, считая, что только так Крушельницкая сможет достичь славы. В том же, 1893 году, Крушельницкая отправляется на учебу в Милан,к профессору Фаусту Креспе. Всего год спустя начались ее выступления на итальянских сценах. В 1895 она дебютирует на сцене театра Кремоны в партии Манон Леско. Затем следуют успешные выступления в Парме, Триесте (Амелия в «Бале-маскараде», Леонора в «Силе судьбы», Джоконда в одноименной опере Понкьелли и др.), Бергамо (1897, «Богема»). Не забывает она и родной Львов, куда ее постоянно приглашают. Голос певицы обрел такую мощь, что ей под силу стали и вагнеровские партии (Эльза в «Лоэнгрине», Елизавета в «Тангейзере», Изольда).В 1898-1902 году Крушельницкая блистает на сцене Варшавской оперы. Здесь одной из ее любимых ролей стала Татьяна. В этот период она неоднократно гастролировала в Петербурге, где ее партнерами были Э.Карузо, М.Баттистини, С.Арнольдсон, Л.Тетраццини и др. В 1902 году состоялось триумфальное выступление певицы в Париже. Вместе с Яном де Решке она пела в «Лоэнгрине». В 1903 Крушельницкая поет Аиду в неаполитанском театре «Сан Карло».

Слайд 5

На оперной сцене

На оперной сцене

Слайд 6

Наступил 1904 год. Всем известна печальная судьба миланской премьеры любимого детища Джакомо

Наступил 1904 год. Всем известна печальная судьба миланской премьеры любимого детища Джакомо
Пуччини «Мадам Баттерфляй». Несмотря на участие выдающихся певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился. Понимая причины неуспеха, Пуччини переработал двухактную постановку в трёхактную. Местом новой премьеры спустя три месяца стала Брешия. Рассчитывать на участие любимой композитором Сторкьо не приходилось. Но новая Чио-Чио-сан превзошла ее. И это была Крушельницкая! Триумфальный успех певицы вознес ее на вершину славы. Вот как повествует об этой премьере видный итальянский музыковед Ринальдо Кортопасси:«...многочисленная публика собралась в театре на премьеру оперы «Мадам Баттерфляй. Тут был весь цвет Брешии, представители культуры, светского общества. Многие приехали из Милана. Все в напряженном ожидании. В девятом часу за дирижерским пультом появляется маэстро Клеофонте Кампанини. Поднимается занавес. Блестящее оформление спектакля прекрасно, и значительно лучше миланской постановки передает дух оперы. Зал воодушевляется при звуках ариозо Пинкертона, чудно пропетом тенором Дзенателло. Зрители вызывают Пуччини (...)
Прекрасно звучит переработанный композитором любовный дуэт и занавес опускается под рукоплескания зала. Потом его снова поднимают, чтобы повторить на бис финал дуэта. Публика вновь требует автора, Кампанини, Соломию Крушельницкую, которая бесподобно вела свою партию, Дзенателло...» Далее автор воспоминаний подробно рассказывает об этом незабываемом вечере. Публика заставляет Крушельницкую повторить на бис знаменитую арию «В ясный день желанный», бисируется также дуэт Сузуки и Чио-Чио-сан, интермеццо перед 3-м актом. Дальнейшая карьера Крушельницкой стремительна.

Слайд 7

В 1906 году А.Тосканини приглашает ее в «Ла Скала». Именно в этом

В 1906 году А.Тосканини приглашает ее в «Ла Скала». Именно в этом
театре Крушельницкая во всем блеске проявила себя в итальянских премьерах штраусовских «Саломеи» (1906) и «Электры» (1909), участвовала в мировых премьерах опер Ф.Чилеа «Глория» (1907), И.Пиццетти «Федра» (1915). В 1908 году артистка совершает вместе с Пуччини гастрольную поездку в Египет (Каир, Александрия), где поет в «Богеме». География ее выступлений широка: Аргентина, Чили, Испания, Португалия, Монако.
В 1910 году 38-летняя Соломия пошла под венец с известным итальянским адвокатом Чезаре Риччони. Супруги поселились в очаровательном курортном городке Виареджо на берегу Лигурийского моря невдалеке от Ливорно. Шикарную виллу назвали «Саломе». Ее избранник — итальянский адвокат, мэр Виареджо Чезаре Риччони — тонкий знаток музыки, эрудированный аристократ. Они познакомились... в суде, где синьор Чезаре защищал интересы Крушельницкой. Во время пребывания труппы в Италии там произошло извержение вулкана, по настоянию медиков артисты прекратили выступление и покинули остров. Дирекция театра пошла на разрыв контракта, но всю ответственность возложила на примадонну. Ч.Риччони удалось доказать, что гастроли были прерваны из-за обстоятельств, не зависящих от певицы, а ниспосланных свыше. Пресса называла Крушельницкую "незабываемой Аидой","наипрекраснейшей Чио-Чио-Сан","идеальной Брунгильдой", "чарующей Саломеей", "поражающей Валькиреей"... Все это время Крушельницкая бывает и во Львове, где выступает с концертами. В последний раз она вышла на театральную сцену в 1920 году в театре «Сан-Карло» (партии Лорелеи в одноименной опере А.Каталани и Эльзы в «Лоэнгрине»). Однако концертной деятельности не прекратила.

Слайд 8

В 1927 году Крушельницкая предприняла большое концертное турне по Северной Америке, где

В 1927 году Крушельницкая предприняла большое концертное турне по Северной Америке, где
выступила в том числе и перед украинскими эмигрантами. В последующие годы занималась преподаванием в Милане. В 1936 году дала концерт во Львове. В 1939 году снова приехала сюда, чтобы навестить родственников.

В это время Львов стал советским. Советы с самого начала недоброжелательно относились к мировой знаменитости, которая была кумиром у галичанской интеллигенции, ратующей за национальную независимость. Новая власть сразу же национализировала дом артистки, оставив только 4-комнатную квартиру, где она жила с сестрой Анной. Беда следовала за бедой: зимой 1940-го Соломия сломала ногу, выздоравливала долго и мучительно, сказывался преклонный возраст. Во время немецкой оккупации очень бедствовала, поэтому давала частные уроки вокала. Почему не решилась уехать в Италию, ведь страна была союзницей Германии, не вернулась на ее пустующую теперь виллу (супруг давно умер, а детей у них не было)? Это осталось тайной артистки.

Слайд 9

В послевоенный период С. Крушельницкая начала работать во Львовской государственной консерватории им.

В послевоенный период С. Крушельницкая начала работать во Львовской государственной консерватории им.
Н. В. Лысенко. Однако её преподавательская деятельность едва начавшись, чуть было не закончилась. Во время «чистки кадров от националистических элементов» ей инкриминировали отсутствие консерваторского диплома. Позднее диплом был найден в фондах городского исторического музея.
Живя и преподавая в Советском Союзе, Саломея Амвросиевна, несмотря на многочисленные обращения, долгое время не могла получить советское гражданство, оставаясь подданной Италии. Наконец, написав заявление о передаче своей итальянской виллы и всего имущества советскому государству, Крушельницкая стала гражданкой СССР. Виллу тут же продали, компенсировав владелице мизерную часть от её стоимости.
В 1951 году Саломее Крушельницкой присвоили звание заслуженного деятеля искусств УССР, а в октябре 1952 года, за месяц до кончины, Крушельницкая, наконец, получила звание профессора.
16 ноября 1952 года Саломея Крушельницкая умерла. Её похоронили во Львове на Лычаковском кладбище рядом с могилой друга и наставника — Ивана Франко.

Слайд 10

Сегодня имя С. А. Крушельницкой носят Львовский оперный театр, Львовская музыкальная средняя

Сегодня имя С. А. Крушельницкой носят Львовский оперный театр, Львовская музыкальная средняя
школа, Тернопольское музыкальное училище, восьмилетняя школа в селе Белая, улицы во Львове, Тернополе, Бучаче.
В Зеркальном зале Львовского театра оперы и балета установлен бронзовый памятник Саломеи Крушельницкой.
В родном селе С. Крушельницкой — Белявинцы есть её комната-музей.
В 1982 году на киностудии им. А. Довженко режиссёром О. Фиалко был снят историко-биографический фильм «Возвращение Баттерфляй», посвящённый жизни и творчеству Саломеи Крушельницкой. Картина основана на реальных фактах жизни певицы и построена как её воспоминания. Партии Саломеи исполняет Гизела Ципола. Роль Саломеи в фильме исполнила Елена Сафонова.

Слайд 11

Львов. Оперный театр

Львов. Оперный театр

Слайд 12

В 1997 году к 125-летию со дня рождения певицы Национальный банк Украины

В 1997 году к 125-летию со дня рождения певицы Национальный банк Украины
выпустил памятную монету номиналом 2 гривны. В том же году на Украине вышла почтовая марка, посвящённая С. Крушельницкой.
18 марта 2006 года на сцене Львовского Национального Академического театра Оперы и Балета имени С. Крушельницкой состоялась премьера Мирослава Скорика (с использованием музыки Джакомо Пуччини) «Возвращение Баттерфляй», базирующегося на фактах из жизни певицы.

Юбилейная монета, посвящённая 125-летию со дня рождения Саломеи Крушельницкой

Почтовая марка Украины,
посвящённая С. Крушельницкой, 1997

Слайд 13

Музей Саломеи Крушельницкой

Музей расположен на втором этаже дома, который в 1903 году

Музей Саломеи Крушельницкой Музей расположен на втором этаже дома, который в 1903
знаменитая певица купила для своей семьи. Приезжая в Галичину Крушельницкая всегда останавливалась здесь.
С ноября 1939 года, когда дом «национализировала» коммунистическая власть и до своей смерти в 1952 году Саломея Крушельницкая жила в четырехкомнатной квартире на втором этаже. Экскурсия по экспозициям музея — это своеобразное путешествие в прошлое, знакомство с артистическим миром и жизненным путем непревзойденной оперной певицы. Музей Саломеи Крушельницкой стал одним из центров музыкальной жизни Львова. Здесь постоянно проводятся вечера, концерты, научные конференции, заседания музыковедческой сессии НТШ. В настоящее время в фондах музея хранится около десяти тысяч оригинальных экспонатов.

Слайд 14

Памятник Саломеи Крушельницкой

Памятник Саломеи Крушельницкой

Слайд 15

Книжные издания о Саломеи Крушельницкой

Книжные издания о Саломеи Крушельницкой
Имя файла: Звезда-по-имени-Саломея-Крушельницкая.pptx
Количество просмотров: 177
Количество скачиваний: 0