Слайд 2Жилище
Как и в деревне, в большинстве городов основным строительным материалом было дерево.
Из дерева строились не только крестьянские избы, но и жилища ремесленников, дворян средней руки.
В зависимости от достатка хозяев, дома могли быть украшены резьбой, иметь водосточные трубы, ставни.
Слайд 3
Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы – строились из
камня, украшались колоннами и скульптурами, лепными барельефами.
Сохранилась мода на загородные дома, их штукатурили с внутренней и внешней сторон, и они казались каменными постройками.
Слайд 4Внутреннее убранство жилища также было различно.
В домах крестьян и мещан главным считалось
место у печи, около неё стоял «красный угол» с иконами и стол, за которым ела семья.
В дворцах знати центральное место занимал парадный зал, где проходили балы и приёмы. Основным был второй этаж с высокими потолками и хорошим освещением.
Слайд 5Одежда
Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде.
КРЕСТЬЯНЕ
- КУПЦЫ -
Слайд 6
В XIX в. были утрачены яркая красочность и богатый декор костюма, свойственный
мужским нарядам знати XVIII столетия.
Мужской костюм в этом веке стал более рациональным, деловым и практичным.
Вместе с упрощением покроя костюм становился более монохромным и темным по цвету.
Слайд 7Женская одежда
КУПЧИХА
Служанка
Крестьянки
Слайд 8Женский костюм XIX в. противопоставлял мужчину, с его упрощенными формами и постепенно
темнеющими красками, и женщину, которая стала в своем наряде мерилом состояния мужа и рекламой богатства семьи.
В первые десятилетия XIX в. модным женским силуэтом были платья в стиле ампир.
Слайд 9В период романтизма идеалом женщины была изящная и хрупкая персона, которая в
специальном кармане юбки носила небольшой томик произведений Ж. Санд, В. Гюго, В. Скотта. Она отличалась бледностью лица и необычайным блеском глаз, хорошо держалась в седле. Материи платьев и верхней одежды были чрезвычайно разнообразны. Носили одноцветные, узорные, полосатые и клетчатые ткани.
Слайд 11Досуг и обычаи
XIX в. считается веком расцвета русского театра. Театр активно реагировал
на события в стране, поэтому война 1812 г. не могла пройти мимо служителей Мельпомены. Патриотический репертуар тех лет составляли героические оперы, трагедии, веселые комедии, высмеивающие французоманию. Патриотические дивертисменты на народные темы включали русские танцы. Музыку к ним писали русские композиторы.
Слайд 13В первой половине XIX в. изменились костюмы артистов. Танцовщики выступали в коротких
хитонах, а танцовщицы — в туниках. На смену башмакам с каблуками пришли легкие туфли на гладкой и гибкой подошве и простые прически.
Слайд 15
Вслед за царями охота распространилась на все дворянское общество. Она была стилем
жизни дворян, когда они получили право на отставку и переселились в свои усадьбы.
Слайд 16Это было развлечение, азартная игра, вид спорта, который был под стать только
богатому дворянину: охота требовала приобретения и разведения дорогих пород собак, специально обученных слуг, свиты и участников мероприятия, которых надо было всех хорошо принять и держать в своем доме. В охоту вкладывался огромный труд крепостных — изобретательных и талантливых умельцев своего дела.
Слайд 18День был занят визитами, письмами, прогулками и общением. Общение между членами светского
общества занимало большую часть их жизни. Каждый дворянин имел записную книжку, в которой были расписаны визиты на всю неделю, а то и месяц. В каждом доме обычно был установлен четкий порядок приема визитеров: день и час, когда двери дома были открыты для приглашенных или представленных знакомых людей.
Слайд 19Привычный ритм жизни нарушали праздники, среди которых особо почитали Пасху и Рождество.
В Рождество с 1840 г. в столицах в семьях богатых дворян стали устанавливать елки. Пришедший из Германии обычай в середине XIX в. начал завоевывать все слои столицы. Первыми воспользовались популярностью елок кондитеры. Они стали продавать уже наряженные елки с фонариками, игрушками, пряниками, конфетами и пирожными.