Слайд 2Дед Моро́з
Prezentacii.com
Главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя.
Изначально в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.
Обычно изображается в белой, синей или красной шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой Снегурочкой.
Слайд 3Варианты имени
Prezentacii.com
Встречается «де́дко Моро́зко» как вариант ретроактивной ассимиляции «дедка → дедко» под
влиянием формы «Морозко». Последнее — застывшая форма бывшего звательного падежа основы на «-а». Морозко как персонаж известен из народных сказок, а в советское время популяризирован фильмом «Морозко» режиссёра Александра Роу.
Слайд 4Исторические корни
Prezentacii.com
В своём исследовании С. Б. Адоньева указывает, что канонический образ Деда
Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Е. В. Душечкина, в принципе соглашаясь с таким мнением, указывает на более древние источники формирования образа. Более подробно она рассматривает этот вопрос в отдельной книге.
Слайд 5Исторические корни
Prezentacii.com
Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими
в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя.
Слайд 6Исторические корни
Prezentacii.com
Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывались с будущим хорошим урожаем.
Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же мороз просили не приходить летом и не портить урожай
Слайд 7Современный образ
Prezentacii.com
Слайд 8Современный образ
Prezentacii.com
В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией
сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу.