Слайд 2Возникновение представлений о душе связано с анимистическим взглядами первобытных людей и относится
к наиболее ранним этапам человеческой истории. Анимизм – вера в духовные существа, которые вселяются в различные объекты, растений, животных и влияет на жизнь людей. Помимо анимистического представления существовало мифологическое мышление. Душа представлялась в образах птицы, или бабочки, покидающей обездвиженное тело после смерти.
Слайд 3Сновидения рассматривались как процесс, в процессе которого душа на время покидает тело
и странствует. Образцом мифологического представления служил миф о Психее, которая являлась олицетворением души и дыхания. Она волею богов вовлекается в длительное приключение, символизирующее сложный и мучительный процесс самопознания.
Слайд 4Со временем анимистические и мифологические представления уступают место попыткам истолкования души в
контексте натурфилософской картины мира. Так, согласно воззрениям Гераклита из Эфеса все вещи и явления предметного мира суть модификации огня. Все, что существует в мире, и телесное, и душевное, непрерывно изменяется, безостановочно «течет».
Слайд 5Гераклит впервые произвел ряд важных разграничений: он разделил психические и допсихические состояния
в организме. Внутри психического им были выделены чувственное познание и мышление. Он признавал неразрывность индивидуальной души с космосом. В учении Гераклита прослеживаются зачатки генетического подхода к пониманию всего живого. В своем учении Гераклит пытался объяснить изменчивость мира.
Слайд 6Далее представления о душе и целесообразности мира разрабатывались в работах Демокрита. В
основе учения Демокрита лежит взаимодействие микроэлементов – атомов в живых организмах.