Слайд 3Издавна славилась тульская деревня Филимоново глиняной игрушкой. Лесов вокруг Филимонова мало. Но
зато много оврагов, а в них полно всякой глины. Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Застывая, глина садится, и тогда приходится игрушку подтягивать, и так происходит несколько раз. Поэтому и получаются филимоновские игрушки такими грациозными.
Слайд 4В отличие от дымковской и каргопольской все филимоновские игрушки – свистульки.
Теперь
в Филимонове делают даже огромные игрушки – ростом с больших кукол. Ими можно не только играть, но и украшать квартиры.
Слайд 6
В 15 – 16 веках, Как считают этнографы, выделился оригинальный стиль
дымковской игрушки. Зародилась она в Дымковской слободе, что на берегу реки Вятки, близ города Кирова.
Вначале были свистульки, затем появились и просто игрушки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петуха, то в конька.
Свое умение бабки передавали внучкам, а внучки – своим внучкам. Так и дошло до наших дней. Теперь в городе Кирове – художественные мастерские дымковской игрушки.
Слайд 7Игрушка составлялась из разных частей, соединяемых между собой. К основе туловищу прикреплялись
лепные детали.
Слайд 9Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера
издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.
Каргопольские игрушки ,как и филимоновские и дымковские , лепились и для забавы и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо,бабы с млденцами. Птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.
Слайд 10Лепка каргопольской игрушки отличается от лепки дымковской и филимоновской. Главное отличие состоит
в том, что фигурки выполняются из одного целого куска глины. Форма предельно упрощена.
Слайд 11Единство формы и декора в игрушках
Слайд 18ВЫВОДЫ
Выяснили, что глиняные игрушки возвращают нас к нашим корням, к природе.
В
современных народных игрушках используются древние образы.
В росписи используются солярные знаки, которые рассказывают нам о верованиях народа.
Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России мастера оригинально подходят к созданию ее образа.