Слайд 2литература
ШУВАЛОВ А.В. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ. // НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. – 2015.
– № 4(20). – С. 23-36.
Шувалов А. В. Проблема психологического здоровья человека на пересечении научного и мировоззренческого аспектов // Православный собеседник (Казань). 2012, № 2 (22).
Слайд 3«У нас есть видение того, что такое человек,
и благодаря этому видению мы
не смеем позволить себе
или кому бы то ни было быть ниже человеческого роста.
У нас нет возможности вырваться из тех биологических
или душевных условий, которые составляют нашу человечность,
но есть одна возможность: вырасти в меру Богочеловека.»
Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Слайд 4"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему
<...> И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт. 1: 26-27). Человек наделен телом и душой, а душа включает и дух, как отличие его царственной природы, как сердцевину его родовой сущности.
Слайд 5. Само понятие «духовность» подразумевает важное прикладное содержание: духовность есть сущностное определение
человеческого способа жизни, проявляющегося в родовой укорененности, культурной преемственности и личностной (над-обыденной) устремленности человека, его сопряженности в мотивах, делах и поступках с добром, либо со злом
Слайд 6Коварность отклонений психологического здоровья духовной природы состоит в том, что и детьми,
и взрослыми они могут переживаться как субъективно благополучные состояния.
Слайд 7человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные
цели, быть деятельным, руководствоваться осознанными мотивами, достигать успехов, избегать неудач и т.п.) и, одновременно – личностно больным, ущербным (не координировать свою жизнь, не направлять ее на достижение человеческой сущности, разобщаться с ней, удовлетворяться ее суррогатами и т.п.). Причем, для все большего количества людей становится характерным именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен (Братусь, 1997, С. 77).
Слайд 8Состояние психологического здоровья имеет «мерцательную природу», т.е. здоровье и нездоровье соприсутствуют в виде
противоборствующих субъективных тенденций и смысловых содержаний, каждое из которых способно преобладать в отдельные моменты жизни
Слайд 9Психологические модели здоровья
Слайд 12Братусь Б.С. Образ человека в психологии / Б.С. Братусь // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в
постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – Москва : Смысл, 1997. – С. 67-91.
Слайд 13Антропологическая модель психологического здоровья ориентирована на традиционную концепцию человека, призванного к духовному
возрастанию и преображению.
Ошибочность гуманистической модели, на наш взгляд, заключается в абсолютизации «индивидуального Я», возведении «самости» человека в ранг верховной ценности. Такая линия неизбежно ведет к индивидуализму и, в конечном итоге, к одиночеству человека, замыканию на своем самосовершенствовании ради самосовершенствования. На этом пути уходят сакральность и тайна, теряется метафизический, духовный компонент развития (Братусь, 2000, С. 48).
Слайд 151. В христианском понимании суть здоровья – это целостность человека в единстве
и гармонии его духовного, душевного и телесного устроения. Изначально таким был первый человек и прародитель человеческого рода Адам: образ Божий в нем был чист, а Богоподобие – полно.
Слайд 162. В результате грехопадения и последовавшего искажения человеческой природы, нарушения иерархии составляющих
ее структур люди утратили и полноту здоровья. Ложные жизненные ориентиры, извращенное понимание счастья и благополучия, страстные привязанности и плотские злоупотребления, скверные привычки и наклонности, совершенные против совести дурные поступки, разлад и вражда повлекли за собой снижение жизненных сил, телесные и душевные недуги.
Слайд 173. Болезнь является не столько маркером греха, сколько поучительным опытом или испытанием
во благо: болезнь пробуждает в человеке сознание греховности и стремление к исцелению. Господь допускает хвори, потому что они смиряют людей: "страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией" (1 Пет. 4: 1-2).
Слайд 184. Восстановление в человеке полноты здоровья Священное Предание относит к эсхатологической перспективе
– жизни будущего века. В этой связи цель истории и отдельной человеческой жизни схожи – спасение человека через воссоединение его с Богом. Жизнь в Боге и есть здоровье.
Слайд 195. Священное Писание гласит: "Господь – Целитель твой" (Исход 15: 26). Целостный
(здоровый) человек – это человек, оживающий и живущий в Боге, обретающий христианское совершенство (святость) перед лицом противостояния сил добра и сил зла и вытекающей из него проблемы достойного и недостойного бытия в мире.
Слайд 206. В качестве основополагающего фактора исцеления падшего человека Спаситель указал в двух
главнейших заповедях на преображающую силу любви – любви к Богу и любви к ближнему, в которой восстанавливается первозданная симфония.
Слайд 217. Условия и критерии истинной полноты жизни христианина провозглашены Спасителем в Нагорной
проповеди в Заповедях Блаженства. Блаженными Он называет "нищих духом" (смиренных), "плачущих" (сострадающих), "алчущих и жаждущих правды", "милостивых", "чистых сердцем", "миротворцев", "изгнанных за правду", а также, подобно ветхозаветным пророкам, поносимых и гонимых за имя Господне.
Слайд 228. В отношении человека к Заповедям Блаженства проявляется его духовный настрой. Если
возникает интерес к этим странным по меркам обыденной жизни, тревожащим словам, если появляется желание проникнуть в их смысл и воля руководствоваться ими, то это свидетельствует о внутренней готовности внимать Слову Божию. Если между внутренним миром человека и наставлениями Спасителя не находится общего, созвучного, то это является "симптомом" духовного недуга, ибо человек в своих высших устремлениях сопряжен либо с Богом, либо с силами Ему противостоящими.
Слайд 239. Христианская традиция открывает людям пути и способы поддержания эмоционального и физического
благополучия. Душа и тело приводятся в порядок покаянием, молитвой, поучением в Священном Писании, участием в Таинствах, чистоплотностью, воздержанием, трудом и – главное –исполнением заповедей Божиих по отношению к ближнему.
Слайд 24Нарушения психологического здоровья объединены под общим именем – антропогении. Психологическая сущность антропогений –
дисквалификация и/или деформация субъективности человека
При неблагоприятном течении антропогении принимают устойчивые формы нарушений психологического здоровья, в основе которых –
недоразвитие,
дезинтеграция или
дисгармоничное развитие человеческой субъективности.
Слайд 2510. Аскеза – укоренившаяся в христианской традиции практика "здорового образа жизни", направленная
на восстановление внутренней свободы и изначальной целостности духовно-телесной сущности человека. Смысл аскезы, как физической, так и духовной, состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного. Св. Отцы предписывают "мирянам" посильную аскезу, как действенное средство врачевания души от страстей и укрепления воли для духовной борьбы. Самоограничение совершается без одержимости, а с умеренностью и разумением, при постепенном восхождении от простого к более сложному, соразмерно состоянию организма и условиям жизни.
Слайд 26Формы проявления психологического здоровья и его нарушений
Слайд 27Атрибуты психологического здоровья
Слайд 28Источники нарушений психологического здоровья у детей
Слайд 29Психологическая клиника
(детский период)
Слайд 30Психологическая клиника
(взрослый период)
Слайд 31Если между внутренним миром человека и наставлениями Спасителя не находится общего, созвучного,
то это является "симптомом" духовного недуга, ибо человек в своих высших устремлениях сопряжен либо с Богом, либо с силами Ему противостоящими.
Слайд 32Вспомним притчу о сеятеле (Мф. 13: 1-23; Мк. 4: 1-20; Лк. 8:
4-15), которую Спаситель рассказал народу на берегу Галилейского озера. «Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и терние заглушило его. Иное же упало в хорошую, добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод».
Слайд 33Потом, когда ученики спросили Иисуса Христа: «Что значит эта притча?» – Он
им объяснил. Семя – это Слово Божие (Евангелие). Сеятель – тот, кто сеет (проповедует) Слово Божие. Земля – человеческое сердце.
Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых Слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.
Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают Слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на Слово Божие отпадают от веры.
Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе Слово Божие.
Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к Слову Божию, сохраняют его в своей доброй душе и с терпением стараются исполнить все, чему оно учит. Плоды их – это добрые дела.
Слайд 34В этой притче как нельзя лучше отражена суть рассматриваемой нами проблемы в
ее христианском понимании. Указаны и наиболее общие формы отклонений психологического здоровья:
«земля при дороге» как дезинтеграция человеческой субъективности («осуетление»),
«каменистое место» как недоразвитие человеческой субъективности («малодушие»),
«терние» как дисгармоническое развитие человеческой субъективности («окаянство»).
Слайд 35дезинтеграция личности «земля при дороге» («осуетление»)
Применительно к современной жизни это состояние человека,
лишенного чувства правды в отношении собственной жизни, в результате чего он погрязает в обыденности, растрачивает впустую свои силы и способности, переживает экзистенциальный вакуум (внутренний разлад, духовный тупик). И требуется духовное пробуждение, переосмысление жизни и изменение системы жизненных отношений
Слайд 36Недоразвитие «каменистое место» («малодушие»)
обезличенность в арефлексивном способе жизни, неопределенности ценностных приоритетов, неустойчивом и
беспринципном стиле поведения, отсутствии стремления к позитивной свободе и самостоятельности, крайне слабо выраженной способности планировать жизнь и проектировать будущее, чрезмерной зависимости от стечения обстоятельств, чужой воли и влияния среды (необязательно отрицательного), инфантильной безмятежности, приземленности интересов, наивных представлениях о своих возможностях, неозабоченности вопросами морали и проблемой смысла своей жизни.
Слайд 37Дисгармоничное развитие «терние» («окаянство»).
определяется искаженной самоидентичностью с характерным эгоцентрическим настроем. Проявляется как деформация
личности в чрезмерном самолюбии и неутолимой потребности самоутверждаться, привычке руководствоваться сугубо личной выгодой, навязывать свою волю и свои интересы окружающим, в стремлении добиваться желаемого во что бы то ни стало, бесчувственном отношении равно как к дальним, так и к ближним, безнравственном характере поступков (за счет других, в ущерб другим, против других) и умении подвести под них мировоззренческую основу, отрицании чувства долга и моральной ответственности.
прослеживается фиксация на процессе обособления с тенденцией к самозамкнутости (замкнутости на себе).
Слайд 39"Личности человека нет, если нет бытия, выше ее стоящего, если нет того
горнего мира, к которому она должна восходить", – настаивал Н.А.Бердяев.
В контексте истории и культуры – это духовная традиция как форма приобщения к своей родовой сущности и обретения тем самым всей возможной полноты своего существования как человека;
В религиозном миропонимании – это чувство присутствия Живого Бога, твердая вера и добрые дела.
Слайд 40Человеческая сущность – практическое преобразование, превращение себя (возделывать сад внутренний и внешний)!!!
Слайд 41Деятельностный способ бытия!
Адаму: в поте лица своего будешь есть хлеб свой!
Как формула
труда
Через действия, дела, деятельность, деяния
Слайд 42Глобальные практики человекообразования!!!
ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ
ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ
БЕСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ
РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ
Слайд 43вочеловечивание
Исцеление
Обожение
Спасение человека
Путь уподобления человека личности Спасителя (образ и подобие)
Это собственный труд и
выбор, и дело
Личность – это священный статус, ей не рождаются, а становятся
Соборность – как единство разных, но равных (неслиянно, нераздельно)
Слайд 44очеловечивание
Путь оставили, но Бога отменили
Советская педагогика как пример
Высокое доминирует (культура, искусство)
Человек как
кусок глины, делание нового человека
Рай на земле
Коллективизм, товарищество как насильственное единство равных
Похоже на одомашнивание животных
Слайд 45бесчеловечивание
Вся идеология про успешность, эффективность
Цивилизованный потребитель с множеством потребностей (квазипотребности)
Максима – человек
сделал себя сам
Все зависит от тебя!!!
Ты мне, я тебе как формула (брать-давать)
Партнерство как форма общности
Слайд 46расчеловечивание
Кастовость
Много гордыни (как дьявол) - одьяволение
Человек творит новый мир
Практика фарисейства, нацизма, каст
в Индии, современный Китай
Новые платформы и инструменты (цифровизация, самоизоляция, лок дауны, соц сети дробят человека на части)
человейники
Слайд 47Промысел Божий
Человек существо не естественное, а искусственное (делается)!!!
Каждый шаг должен быть специально
обустроен!
Слайд 48Ценности и цели педагогической деятельности
Слайд 49Ценности и цели психологической помощи