Теории языка и коммуникации

Содержание

Слайд 3

Проблема языка в философии

Язык как символическая система – язык как часть культуры
Язык

Проблема языка в философии Язык как символическая система – язык как часть
как ключ к самому понятию культуры: поскольку культура есть процесс и результат человеческой деятельности, то язык понимается в качестве инструмента о-предмечивания и рас-предмечивания.
Язык как ключевой компонент в контексте проблематики сознания и мышления

Слайд 4

Философия и язык в контексте истории дисциплин

Институционализация знаний о языке (на параллельных

Философия и язык в контексте истории дисциплин Институционализация знаний о языке (на
направлениях с философией культуры)
Лингвокультурология как тенденция в науках о культуре и науках о языке
Искусственные языки как предмет изучения

Слайд 5

Проблематичность ссылок на «культуру» в трактовках античных традиций.
Проблематичность антропологического изменения проблемы языка
Не

Проблематичность ссылок на «культуру» в трактовках античных традиций. Проблематичность антропологического изменения проблемы
язык как теоретическая проблема, а отдельные аспекты использования языка (имя, границы именования)

Слайд 6

Античные теории языка и стиля (под ред.О.М.Фрейденберг)
ОГИЗ, 1936 г.

Античные теории языка и стиля (под ред.О.М.Фрейденберг) ОГИЗ, 1936 г.

Слайд 7

Античная языковая теория возникает не столько в процессе рассмотрения каких-либо частных проблем,

Античная языковая теория возникает не столько в процессе рассмотрения каких-либо частных проблем,
а как неотъемлемая часть общефилософских взглядов, как вопрос о взаимоотношении между вещью, мыслью и словом.

Слайд 8

Софисты: противопоставление «природы» и «закона».
По поводу всех содержаний сознания ставится вопрос:

Софисты: противопоставление «природы» и «закона». По поводу всех содержаний сознания ставится вопрос:
существуют ли они по «природе» или по «закону», как человеческие мнения и результат соглашения между людьми.

Слайд 9

Законы природы и законы человеческие (фюзис и номос)
Всякое сущее следует своей природе
Человеческие

Законы природы и законы человеческие (фюзис и номос) Всякое сущее следует своей
установления следуют произвольному выбору, который может быть таким, а может быть иным
Знание и мнение (докса как источник заблуждений)

Слайд 10

Досократики – предмет знания - единый субстрат мира
Платон: бытие и знание о

Досократики – предмет знания - единый субстрат мира Платон: бытие и знание
бытии (бытие как истина, истинное бытие – «идея»). Идея отлична от вещи.
Вещь – знак (слово) – значение
Коммуникативный момент (понимаемость, членораздельность)

Слайд 11

Психологические моменты, связанные со значением
Но: для Платона важнее онтологические моменты: что оказывается

Психологические моменты, связанные со значением Но: для Платона важнее онтологические моменты: что
обосновывающим – понятие для вещи или вещь для понятия

Слайд 12

Ограниченность языка, описывающего вещи (символизм)
Понятие «божественных имен» («правильных имен»)
Ограниченность человеческого знания мнением,

Ограниченность языка, описывающего вещи (символизм) Понятие «божественных имен» («правильных имен») Ограниченность человеческого
необходимость истинного знания как условия знать что-либо

Слайд 13

Общая тенденция античной философии

Различение бытия (предмета мысли) и сущего
Архе, его секуляризация. До

Общая тенденция античной философии Различение бытия (предмета мысли) и сущего Архе, его
этого магический смысл имени
Бытие и единое как теоретическая проблема

Слайд 14

Единое как «сфера» (совершенство, благо, Бог) у Парменида
Единое как превышающее мышление и

Единое как «сфера» (совершенство, благо, Бог) у Парменида Единое как превышающее мышление
самопонятное, но не именуемое обычным образом (через суждение)
Бытие как мерило, как условие возможности (организующее опыт)

Слайд 15

Естественное движение философской мысли к идее системы
Платон: диалектика противоположностей, бытие как отношение,

Естественное движение философской мысли к идее системы Платон: диалектика противоположностей, бытие как
как возможность
Аристотель: единое вместо соотносительного. Субстанции как подлинно сущее

Слайд 16

Следствия для трактовки проблем языка

Платон, сократическая школа: аргументация против мнения (доксы) в

Следствия для трактовки проблем языка Платон, сократическая школа: аргументация против мнения (доксы)
защиту знания. Пример зрения. Пример слогов в слове. Философский потенциал наук о языке и речи. Вторичность собственно языковых аспектов – наряду с мнемоникой.
Гипотеза подражания
Различие говорения и мышления. Различие имени и понятия. Различие вещи и идеи

Слайд 17

Непроизводные (первичные) имена.
Имена и глаголы, не производные друг от друга
Что различает вещь

Непроизводные (первичные) имена. Имена и глаголы, не производные друг от друга Что
и свойство, имя (субъект) и предикат
Аристотель: первая сущность не сказывается ни о каком подлежащем