Два портрета А.С. Пушкина

Содержание

Слайд 2

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
А.С. Пушкин
Сходство

Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит… А.С.
портрета с подлинником
поразительно...
Н.А. Полевой

Слайд 3

Цели и задачи урока

Рассмотреть портреты А.С. Пушкина как произведения искусства.
Познакомить учащихся с

Цели и задачи урока Рассмотреть портреты А.С. Пушкина как произведения искусства. Познакомить
творчеством О.А. Кипренского и В.А.Тропинина.
Рассказать учащимся, что выдающиеся художники первой половины XIX века изобразили Пушкина в период расцвета его творческих сил, отразили его богатый внутренний мир.
Убедить учащихся в том, что оба художника симпатизируют поэту и стремятся показать людям силу и красоту души гения.
В процессе речеведческой деятельности учить сопоставлять, сравнивать, находить сходства и различия в художественной манере портретистов.
Прививать эстетический вкус, воспитывать любовь к прекрасному, «чувства добрые».

Слайд 4

Орест Кипренский

Портрет работы О.А. Кипренского написан по заказу друга поэта Антона Дельвига.

Орест Кипренский Портрет работы О.А. Кипренского написан по заказу друга поэта Антона
После смерти Дельвига Пушкин купил работу у вдовы на деньги из гонорара за издание «Бориса Годунова».

Слайд 5

Василий Тропинин

Портрет был заказан В.А. Тропинину самим Пушкиным и преподнесён в качестве

Василий Тропинин Портрет был заказан В.А. Тропинину самим Пушкиным и преподнесён в
сюрприза своему другу С.А.Соболевскому. Портрет был создан зимой 1826-1827 годов (чуть раньше, чем работа Кипренского), когда Пушкин, живя у Соболевского в Москве, позировал В.А. Тропинину.

Слайд 6

Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Как удалось

Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Как удалось художнику
художнику реализовать этот замысел? Муза (на заднем плане картины) была нарисована позже по просьбе А.А.Дельвига. Как вы думаете, с какой целью? Соответствует ли эта дополнительная деталь замыслу художника?

Смысл портрета В. Тропинина – свобода и творчество

Слайд 7

У О. Кипренского Пушкин – «светский», петербургский; у В. Тропинина Пушкин –

У О. Кипренского Пушкин – «светский», петербургский; у В. Тропинина Пушкин –
московский, «домашний».

Почему работы О. Кипренского и В. Тропинина
сравнивать правомерно?

Слайд 8

Пушкин «светский» и «домашний»

«Вот поэт Пушкин, – писал современник о

Пушкин «светский» и «домашний» «Вот поэт Пушкин, – писал современник о портрете
портрете О. Кипренского. – Видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания».
Взгляд Пушкина на портрете В. Тропинина вдохновенно устремлён вдаль. Пушкин остаётся поэтом-романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Он величав и вместе с тем порывист – словно внутри него сжата пружина, готовая вот-вот распрямиться.

Слайд 9

На правой руке Пушкина (портрет работы В. Тропинина), лежащей на бумагах,

На правой руке Пушкина (портрет работы В. Тропинина), лежащей на бумагах, видны
видны два перстня. Один из них – подарок Е.К. Воронцовой, дружба с которой стала причиной изгнания поэта из Одессы. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.
На руке Пушкина (портрет работы О. Кипренского) украшений нет, художника интересует облик поэта-творца. Скрещённые на груди руки – ещё один типично романтический жест, подчёркивающий самоуглублённость творца и его полную отгороженность в момент высокого творчества от мира обычных людей.

Слайд 10

Оба художника стремятся придать поэту «домашний» облик.
О. Кипренский делает

Оба художника стремятся придать поэту «домашний» облик. О. Кипренский делает это при
это при помощи клетчатого плаща, наброшенного на плечи с характерной небрежностью, – признак романтического героя, которому чужды условности общества.
В. Тропинин тщательно вырисовывает небрежно повязанный платок, из-под которого выступает воротник свободной рубашки.
«Домашняя» одежда, по мысли художников, должна приближать его героев к зрителю.

Слайд 11

За плечом поэта на портрете О. Кипренского – бронзовая Муза. Эта символическая

За плечом поэта на портрете О. Кипренского – бронзовая Муза. Эта символическая
деталь недвусмысленно указывает на «святое ремесло», которым занимается герой портрета.
У Тропинина Пушкин написан совсем «по-домашнему», (халат, в который одет поэт, нарисован художником почти торжественно: он напоминает античную тогу, ниспадающую с плеч, и ещё больше подчёркивает ту гордую позу, в которой изображён Пушкин). Этот образ более душевен, интимен, человечен.

Слайд 12

Как воплощает свой замысел каждый из художников?
а) выражение лица;
б) взгляд;
в)

Как воплощает свой замысел каждый из художников? а) выражение лица; б) взгляд;
жесты;
г) поза;
д) одежда;
е) композиция картины, её колорит.

Слайд 13

Что сближает работы художников? В чём своеобразие каждого портрета? Каково ваше отношение

Что сближает работы художников? В чём своеобразие каждого портрета? Каково ваше отношение к ним?
к ним?

Слайд 14

Вывод.
Портреты двух художников разнятся между собой, но, дополняя друг друга,

Вывод. Портреты двух художников разнятся между собой, но, дополняя друг друга, дают
дают более полное представление о многогранном образе великого поэта. Оба портрета производят огромное впечатление на зрителя, перенося его в прошлое.
Имя файла: Два-портрета-А.С.-Пушкина.pptx
Количество просмотров: 212
Количество скачиваний: 0