Слайд 2«Сны», 1830
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами…
Настанет ночь –
и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
1. Соотношение сонорных в первых трех и последней строке строфы.
2. Соотношение количества стоп в первых трех и последней строке строфы.
3. Соотношение оппозиций «земля – океан» и «дневное сознание – сны».
Слайд 3«Сны», 1830
То глас ее: он нудит нас и просит…
Уж в пристани
волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
1.Законы физики и законы художественного текста.
2.Значение образа «волшебного челна».
Слайд 4«Сны», 1830
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И
мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
1.Что в стихотворении стоит за образом «пылающей бездны»?
2. Законы физиологии и законы художественного текста.
Слайд 5«О чем ты воешь, ветр ночной?», начало 30-х гг.
О чем ты
воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке –
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
1.Диалог с одушевленной и осмысленной стихией.
2.Нарастание грамматического хаоса.
Слайд 6«О чем ты воешь, ветр ночной?», начало 30-х гг.
О! страшных песен
сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О! бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!..
1.Грамматический хаос в художественном космосе Тютчева.
2. Что может стать результатом диалога человека со стихией?
Слайд 7«День и ночь», 1839
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой
волею богов.
День – сей блистательный покров –
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
1.Образы дня и ночи в стихотворении.
2.Соотношение дневных и ночных образов: картина мира по Тютчеву.
Слайд 8«День и ночь», 1839
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и, с
мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
1.Анжамбман у Тютчева: смысл приема.
2.Чем страшна ночь для тютчевского человека?