Слайд 2Историческое развитие учения о последних явлениях и событиях
Подлинная основа библейского благовестия –
это эсхатология, учение о конце времен.
Такая перспектива (с точки зрения того, чем все это закончится) помогает увидеть цель, к которой мы идем.
Главное не скатиться к спекулятивным теориям о последних днях и втором пришествии (как будет в деталях, и когда будет).
Надо рассматривать все только с точки зрения сотериологии (насколько это влияет на наше спасение и на спасение других людей).
Слайд 3Понимание предсказаний пророков о будущем в Писании: если ВЗ понимать буквально, то
его не имеет смысла присоединять к НЗ.
Тоже самое верно и в отношении НЗ.
Мы пока не знаем, какие конкретные формы примет НЗ предсказания и пророчества. И это не будет буквальным исполнением.
Никто не знает деталей. Даже Сын не знает времени исполнения. (Мф. 24:36).
Слайд 4Новый Завет представляет нам эсхатологическое завершение этого мира как завершение Божьего искупления
и нового творения. Это завершение включает в себя возвращение Иисуса Христа, суд, воскресение и возрождение сотворенного Богом мира. Эти события образуют эсхатон.
Основная эсхатологическая категория – это Царство Божие. Как человек понимает Царство, так он представляет себе и эсхатологию (конец времен).
Слайд 5Развитие эсхатологии (521)
Во II веке христиане ожидали: 1. Пришествие Христа (парусия), 2.
воскресения мертвых (праведных и неправедных для суда), 3. суд и 4. разрушение существующего миропорядка.
Приблизительно до 100 г. н.э. христиане верили, что если наступит Царство, то оно будет вечным. Но потом во втором веке возникли разные милленарные учения (Отк. 20:2-7, о 1000-летнем царстве). Первое воскресение праведников ожидали со вторым Пришествием, Отк. 20:5-6, а второе воскресение праведников и грешников в конце мира. Между этими двумя датами ожидали 1000-летние правление Христа на обновленной земле во плоти.
Слайд 6Августин истолковал это по-своему и это стало официальной позицией церкви.
1. он
отверг все попытки определить точную дату конца времен.
2. Августин истолковал миллениаризм духовно, предполагая, что Царство Божие – это духовная реальность, которая уже существует, она не земная и ни где-то в будущем.
«Первое воскресение» у Августина – это воскресение души, а не тела. Души людей мертвы по преступлениям и нуждаются в оживлении. Это происходит во время крещения. Второе воскресение (по плоти) завершится бессмертием после суда.
Число тысяча – символическое и означает полноту времени.
Августин приравнивает Церковь к Царству.
Слайд 7Современный милленаризм (524-525)
Различные теории – Даннинг, 525.
Слабое место всех этих теорий:
как объяснить появление злых людей, которых обманывает и собирает сатана в конце 1000-летнего царства Христова?
То есть в Отк. 20:1-10 описано не земное, и не физическое царствование Христа.
Мы верим, что Царство Божие уже здесь, но пока еще не во всей полноте.
Слайд 8К сожалению, большая часть учения об эсхатологии имеет мало общего с провозглашением
«[любви] от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5). Напротив, большая часть учения по этой теме представляет собой интеллектуальные упражнения в предсказании будущего.
Писание предостерегает «не вступать в словопрения, что ни мало не служит к пользе, а к расстройству служащих» (2 Тим. 2:14); «от глупых и невежественных состязаний [уклоняться], зная, что они рождают ссоры» (ст. 23); а также избегать учений, «которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1 Тим. 1:4).
Проблема заключается в полном непонимании целей библейской эсхатологии. Такое неправильное понимание приводит к преобладанию сенсационных и воображаемых предсказаний будущего, зачастую сделанных в коммерческих целях. (Повелл, 194)
Слайд 9Ад, Чистилище, Небеса
Ад – это жизнь без присутствия Божьего. Это НЕ физические
мучения, а скорее мучения совести.
Эсхатон – это завершение Божьего суда над этим миром. Суд закончится наградой, которая есть совершенная жизнь в Боге, и наказанием, которое заключается в жизни без Бога.
Вероучения нашей традиции утверждают, что «будет воскресение в теле из мертвых как праведных, так и неправедных людей, тех, кто делал добро к воскресению жизни; тех, кто творил зло к воскресению осуждения. Воскресение Христа является гарантией воскресения тех, кто во Христе. Воскресшее тело будет духовным телом, но человек будет целым и узнаваемым».
Слайд 10Небеса
В противоположность идее об аде идея о небесах (рае) подразумевает существование в
присутствии Бога, в общении с Ним, в любви и радости.
Чистилище – католическое понятие. Вера в то, что спасает крещение привело к изобретению места, где можно очиститься от грехов после смерти.