Этапы решения задачи на ЭВМ

Содержание

Слайд 2

Этапы решения задачи на ЭВМ

1. Постановка задачи:
сбор информации о задаче;
формулировка

Этапы решения задачи на ЭВМ 1. Постановка задачи: сбор информации о задаче;
условия задачи;
определение конечных целей решения задачи;
определение формы выдачи результатов;
описание данных (их типов, диапазонов величин, структуры и т. п.).
2. Анализ и исследование задачи, модели:
анализ существующих аналогов;
анализ технических и программных средств;
разработка математической модели;
разработка структур данных.
3. Разработка алгоритма:
выбор метода проектирования алгоритма;
выбор формы записи алгоритма (блок-схемы, псевдокод и др.);
выбор тестов и метода тестирования;
проектирование алгоритма.
4. Программирование:
выбор языка программирования;
уточнение способов организации данных;
запись алгоритма на выбранном языке программирования.
5. Тестирование и отладка:
синтаксическая отладка;
отладка семантики и логической структуры;
тестовые расчеты и анализ результатов тестирования;
совершенствование программы.
6. Анализ результатов решения задачи и уточнение в случае необходимости математической модели с повторным выполнением этапов 2-5.

Слайд 4

Основы программирования.
Алгоритм. Способы записи алгоритма. Виды алгоритмов.

Математическая модель — это упрощенное

Основы программирования. Алгоритм. Способы записи алгоритма. Виды алгоритмов. Математическая модель — это
описание реальности с помощью математических понятий.

Основные определения

Программи́рование — процесс и искусство создания компьютерных программ и/или программного обеспечения с помощью языков программирования.

Алгори́тм — это точный набор инструкций, описывающих последовательность действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.

Слайд 5

Способы записи алгоритмов

Словесный
Например, приготовление любого блюда в кулинарной книге записано именно этим

Способы записи алгоритмов Словесный Например, приготовление любого блюда в кулинарной книге записано
способом.

2. Блок-схема
Это способ записи алгоритмов при помощи специальных символов.

Обозначения блок-схемы
На самом деле обозначений в блок-схемах гораздо больше. Но для наших целей достаточно этих четырёх.

– действия (команды);
– условие;
– начало/конец;
– ввод/вывод данных.

3. Программа, написанная на языке программирования
Языков программирования существует очень много. Однако все их объединяют общие принципы. Отличаются они только синтаксисом, то есть названием тех или иных команд и способом их записи.

Слайд 6

Виды алгоритмов:

1. Линейный
В линейном алгоритме действия (команды) следуют подряд друг за другом.

2.

Виды алгоритмов: 1. Линейный В линейном алгоритме действия (команды) следуют подряд друг
Разветвляющийся
Это алгоритм, в котором есть условие.
Выделяют два типа разветвляющихся алгоритмов.

В качестве примера можно привести следующий.
Я лежу на диване. За окном идёт дождь.
а) Если дождь прекратиться, то я пойду гулять.
Здесь никаких действий в случае невыполнения условия не происходит!
б) Если дождь прекратиться, то я пойду гулять, иначе – буду смотреть телевизор.

Слайд 7

3. Циклический
Это алгоритм, в котором есть повторяющиеся действия.
Во многих языках программирования есть

3. Циклический Это алгоритм, в котором есть повторяющиеся действия. Во многих языках
три циклические конструкции (оператора):

Отметим различия между первыми двумя типами циклических алгоритмов:
У цикла а) условие находится в начале, у б) – в конце;
У цикла а) условие продолжения выполнения цикла должно быть истинно, у цикла б) – ложно;
Тело цикла а) может ни разу не выполниться (если условие сразу окажется ложным), тело цикла б) выполнится обязательно по крайней мере один раз;

Слайд 8

Пример

1. Постановка задачи

Решите уравнение: ax = b, где a и b –

Пример 1. Постановка задачи Решите уравнение: ax = b, где a и
любые числа.

2. Анализ и исследование задачи

Слайд 9

3. Разработка алгоритма.

Составим алгоритм в виде блок-схемы.

3. Разработка алгоритма. Составим алгоритм в виде блок-схемы.

Слайд 10

program lin_ur;
uses crt;
var
a,b,x:Real;
BEGIN
ClrScr;
Writeln;
Writeln;
Writeln;
Writeln;
Writeln('Vvedite a');
Readln(a);
Writeln('Vvedite b');
Readln(b);

If a=0 then
Begin
If b=0 then Writeln('x

program lin_ur; uses crt; var a,b,x:Real; BEGIN ClrScr; Writeln; Writeln; Writeln; Writeln;
- luboe chislo')
else Writeln('Uravnenie resheniy ne imeet');
End
else
Begin
x:=b/a;
Writeln('Koren uravneniya: ',x:8:3);
End;
Readln;
END.

Программа на языке Pascal

4. Программирование

5. Тестирование и отладка программы

6. Анализ результатов

Слайд 11

Задача 1

Даны два числа a и b, которые являются сторонами прямоугольника. Напишите

Задача 1 Даны два числа a и b, которые являются сторонами прямоугольника.
алгоритм (в виде блок-схемы), с помощью которого находятся площадь и периметр такого прямоугольника.

Задача 2

Даны три числа a, b и c, которые являются сторонами треугольника. Напишите алгоритм (в виде блок-схемы), с помощью которого находится периметр такого треугольника (площадь).

Задачи для самостоятельного решения.

Слайд 12

Основы программирования на языке Pascal

Разделы программы:

1. Заголовок программы.
Начинается со служебного

Основы программирования на языке Pascal Разделы программы: 1. Заголовок программы. Начинается со
слова
Program <имя программы>;
Имя программы не должно содержать спец. символов и символа «пробел».
Пример: Program treugolnik;

3. Раздел описания переменных.
Переменные описываются после служебного слова "Var".
<переменная>:<тип>.
Пример:
Var
a,b:Integer; (целые числа)
c:Real; (действительные числа)

4. Текст программы.
BEGIN
Программа
END.

2. Раздел описания модулей.
Начинается со служебного слова Uses <Имя модуля>
Пример: Uses CRT;

Текст программы начинается со служебного слова "BEGIN" и заканчивается служебным словом "END", после которого ставится точка.
В конце каждой строки ставится ";". После служебных слов ";" не ставится.

Слайд 13

Основные операторы языка Pascal

1. Операторы ввода/вывода
Write(ln) - оператор вывода;
Read(ln) - оператор

Основные операторы языка Pascal 1. Операторы ввода/вывода Write(ln) - оператор вывода; Read(ln)
ввода;
Если писать в конце этих операторов "ln", то курсор будет переходить на следующую строку.
Пример:
Write('Vvedite znachenie a: ');
Readln(a);
Текст в операторе вывода заключается в апострофы.
Для того чтобы вывести на экран значение переменной надо ввести:
Write('Znachenie a: ', a:6:2);
В данном примере сначала на экране появится строка Znachenie a:, а затем появится само значение числа а. 6 означает, что под вывод числа а выделяется 6 позиций, включающих в себя позицию под знак числа, позицию под запятую и количество знаков после запятой, 3 - число позиций после запятой.

Слайд 14

а)
If <условие>
Then
Begin
Команды
End;
б)
If <условие>
Then
Begin
Команды
End
Else
Begin
Команды
End;

2.

а) If Then Begin Команды End; б) If Then Begin Команды End
Оператор условия (или условный оператор)

Слайд 15

3.
For i:=1 to n do
Begin
Команды
End;

Операторы цикла

2.
Repeat
Команды
Until <условие>;

1.
While

3. For i:=1 to n do Begin Команды End; Операторы цикла 2.
<условие>
Begin
Команды
End;

Отметим различия между первыми двумя типами циклических алгоритмов:
У цикла а) условие находится в начале, у б) – в конце;
У цикла а) условие продолжения выполнения цикла должно быть истинно, у цикла б) – ложно;
Тело цикла а) может ни разу не выполниться (если условие сразу окажется ложным), тело цикла б) выполнится обязательно по крайней мере один раз;

Имя файла: Этапы-решения-задачи-на-ЭВМ.pptx
Количество просмотров: 184
Количество скачиваний: 0