Этические ввозрения Н. Макиавелли

Содержание

Слайд 2

План :

Введение
Истина у Макиавелли и у гуманистов
Этическая концепция Макиавелли
Заключение
Литература

План : Введение Истина у Макиавелли и у гуманистов Этическая концепция Макиавелли Заключение Литература

Слайд 3

С течением времени образ Макиавелли стал одним из символов в истории европейской

С течением времени образ Макиавелли стал одним из символов в истории европейской
и мировой культуры и в качестве такого неизбежного должен вызывать к жизни все новые научные и художественные интерпретации. Кроме того, современным мыслителем делают Макиавелли беспощадная острота и масштабность общечеловеческих противоречий, сталкивающихся в его творчестве.
Предметом этой работы является обзор творчества и деятельности Макиавелли на основании его этики - подразумевается этика в широком смысле - не столько положительные или отрицательные предписания, сколько представления о мотивах поступков людей, об отношениях ценности, на которых строится общественная механика.

Никколо Макиавелли
философ, политик, писатель
(1469-1527)
Флоренция

Слайд 4

Истина у Макиавелли и у гуманистов

Для гуманистов постижение истины - это путь

Истина у Макиавелли и у гуманистов Для гуманистов постижение истины - это
к нравственному совершенству, вслед за Аристотелем они считают разум главным свойством человека и поэтому мудрость - высшей его добродетелью. Выдвижение истины на первое место в системе ценностей приводит к полному ее отождествлению с благом, что в предельной форме выражает следующее высказывание главы Флорентийских платоников Марсилио Фичино: "Во всех -наших делах лишь знание само по себе - благо, лишь незнание само по себе зло". У гуманистов разумное и благое совпадают: чтобы следовать благу, достаточно двигаться по пути постижения истины. Макиавелли предпочтение отдает действительным истинам общественной практики перед истинами, диктуемыми моралью. Его интересует не то как люди должны были бы поступать, а как они поступают - здесь есть свои законы, которые не совпадают с пожеланиями, даже самыми благими, действующих лиц.

Слайд 5

Этическая концепция Макиавелли

В теоретическом и художественном творчестве Макиавелли вопросы этики выходят

Этическая концепция Макиавелли В теоретическом и художественном творчестве Макиавелли вопросы этики выходят
на первый план. Когда речь идет о философских основаниях этики, возникает необходимость выяснить соотношение общих начал, к которым возводятся рассуждения о человеке.

Естественное

Божественное

натурализм

образ живой природы - мира

образ природы - частного закона вещи, природы, начисто лишенных антропоморфных черт

Слайд 6

Причины забывчивости человечества, по Макиавелли, заключаются, во-первых, в его собственных стараниях -

Причины забывчивости человечества, по Макиавелли, заключаются, во-первых, в его собственных стараниях -
каждая новая религия заботится прежде всего о том, чтобы стереть с лица земли всякую память о прежней. . В качестве примера Макиавелли весьма смело указывает на то, как христианская "секта" расправилась с языческой, "а поскольку за пять-шесть тысяч лет эти секты сменяются по два или три раза, память о более ранних событиях исчезает, и если все же остаются какие-нибудь следы, сведениям о них не верят и почитают баснями…"
Во-вторых, существуют причины забывчивости. Зависящие от "неба" - чума, голод, наводнения, они уменьшают численность населения до минимума. Упомянув о небе и наводнениях, Макиавелли, казалось бы, подошел к вопросу о божественном вмешательстве, тем боле, что ниже говорится об исправляющем нравственном воздействии этих бедствий.
Какова истинная природа морали? - это вопрос который надлежит задать этике Макиавелли. Ответ на него мы находим в следующем отрывке, где Макиавелли прямо говорит о происхождении морали и нравственности. Примечательно, что он, этот отрывок, находится в начале самого фундаментального труда флорентинца - "Рассуждений о первых десяти книгах Тита Ливия" и является отправным пунктом для размышлений о праве и государстве для всего последующего изложения.

Слайд 7

"Это чередование форм управления возникло среди людей стихийно: вначале мира, когда

"Это чередование форм управления возникло среди людей стихийно: вначале мира, когда обитателей
обитателей было мало, они жили рассеявшись по свету наподобие зверей; по увеличении их числа люди стали соединяться вместе и в целях наилучшей защиты начали отличать в своей среде тех, кто был сильнее и храбрее, назначая их предводителями и подчиняясь им. Из этого, с одной стороны, родилось представление о разнице между делами хорошими и пристойными и - с другой, вредными и преступными. Когда кто-либо наносил ущерб своему благодетелю, между людьми возникали ненависть и сострадание, они порицали неблагодарных и почитали тех, кто проявлял признательность. Думая о том, что подобная обида может быть нанесена и им, люди пришли к установлению законов во избежание подобного зла и к наказанию для нарушителей, откуда явилось понятие справедливости. Все это привело к тому, что при избрании государя обращались уже не к самому смелому, а к тому, кто был благоразумнее и справедливее".

Слайд 8

Мораль и нравственность

естественное неравенство людей и их способность к сопоставлению

объединении людей

Мораль и нравственность естественное неравенство людей и их способность к сопоставлению объединении
в общество: новая цель - общая сила

Общество создает мораль, а не мораль создает общество

государственная деятельность должна соответствовать морали более, чем любая другая, она может себя мыслить только как конкретное воплощение морали

Слайд 9

Заключение

Этические взгляды Макиавелли близки к гуманистическим, так как опираются на идею

Заключение Этические взгляды Макиавелли близки к гуманистическим, так как опираются на идею
достоинства человека, которая, возможно, распространила на все человечество средневековое представление о ценности каждого индивида в своей роли. Новое заключается у Макиавелли в попытках вывести на всеобщее обозрение социальное зло, показать, что не мораль создает общество, а общество мораль. Соответственно, не от формы государства и не отправителя зависит "правильное развитие общества", а от его собственного состояния; эта мысль выразилась у Макиавелли в морализованной форме - в учении о "развращенном" и "неразвращенном" народе, но сочеталось с зачатками представлений о классовой борьбе.
Наконец, по мысли Макиавелли, отличающей новый идейный этап от традиции христианства и в известной мере от гуманизма, хотя пришедшей от последнего - в познании добра и зла заключены возможности преобразования зла в добро, знание зла человек способен использовать не во зло. Связанное с этим у Макиавелли "отрицание" морали означает на деле шаг к высшему, более сознательному пониманию нравственности.

Слайд 10

Литература

Горфункель А. Х Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.
Долгов К.М. Гуманизм.

Литература Горфункель А. Х Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Долгов
Возрождение и политическая философия Николо Макиавелли // Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982.
Макиавелли Н. Государь.М., 1969.
Хлодовский Р.И. Николо Макиавелли // История всемирной литературы. М., 1973.
Юсим М.А. Этика Макиавелли. И.: Наука 19
Имя файла: Этические-ввозрения-Н.-Макиавелли.pptx
Количество просмотров: 313
Количество скачиваний: 0