Платон. Обоснование идеализма

Содержание

Слайд 2

Платон Обоснование идеализма

Эйдос как гипостазированная универсалия
Эйдос как умопостигаемая сущность
Вечность (бессмертие) души
Эйдос как

Платон Обоснование идеализма Эйдос как гипостазированная универсалия Эйдос как умопостигаемая сущность Вечность
идеальный прообраз чувственных вещей

Онтологическая аргументация
Гносеологическая аргументация
Критика сенсуализма
Познание как припоминание
Аксиологическая аргументация

Корни платоновского идеализма
Сократ: «Познай самого себя»
Пифагорейцы: числа как первоначала бытия
Онтология, гносеология и аксиология Платона
Мир вещей и мир идей
Психологические предпосылки идеализма
Концепция эйдоса и обоснование идеализма

Концепция эйдоса

Обоснование идеализма

Слайд 3

Платон Обоснование идеализма

Милет

Эфес

Элея

Абдеры

Афины

Платон Обоснование идеализма Милет Эфес Элея Абдеры Афины

Слайд 4

Платон Обоснование идеализма

Апология Сократа
Менон
Федон
Пир
Государство
Теэтет
Парменид
Тимей

Платон (428/427-348/347)

Основные сочинения

Платон Обоснование идеализма Апология Сократа Менон Федон Пир Государство Теэтет Парменид Тимей Платон (428/427-348/347) Основные сочинения

Слайд 5

Корни платоновского идеализма Сократ и пифагорейцы

Пифагор (VI в. до н.э.)

Платон (428/427-348/347)

Сократ (469-399)

Корни платоновского идеализма Сократ и пифагорейцы Пифагор (VI в. до н.э.) Платон (428/427-348/347) Сократ (469-399)

Слайд 6

Корни платоновского идеализма Сократ

Сократ (469-399)

Познай самого себя (γνώσι σεαυτον)

Надпись на стене храма Аполлона в Дельфах, традиционно приписываемая одному

Корни платоновского идеализма Сократ Сократ (469-399) Познай самого себя (γνώσι σεαυτον) Надпись
из «семи мудрецов» древности.

Слайд 7

Корни платоновского идеализма Сократ

Сократ <…> представляет собою не только в высшей степени важную фигуру в

Корни платоновского идеализма Сократ Сократ представляет собою не только в высшей степени
истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также и всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в нём в форме философской мысли.

Гегель. «Лекции по истории философии».

Слайд 8

Корни платоновского идеализма Сократ

Человек как фокус философского интереса («Познай самого себя»)
Определение понятий как

Корни платоновского идеализма Сократ Человек как фокус философского интереса («Познай самого себя»)
способ постижения сущности вещей
Сократический метод: майевтика (повивальное искусство)
Добродетель как знание блага

Сократ (469-399)

Слайд 9

Корни платоновского идеализма Сократ

Платон. «Апология Сократа».

Не самое ли это позорное невежество – думать, что знаешь то, чего

Корни платоновского идеализма Сократ Платон. «Апология Сократа». Не самое ли это позорное
не знаешь?

Сократ (469-399)

Слайд 10

Корни платоновского идеализма Сократ

Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа».

Корни платоновского идеализма Сократ Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа».

Слайд 11

Корни платоновского идеализма Пифагорейцы

Пифагор (VI в. до н.э.)

Архит (IV в. до н.э.)

Филолай (V в.

Корни платоновского идеализма Пифагорейцы Пифагор (VI в. до н.э.) Архит (IV в.
до н.э.)

Слайд 12

Корни платоновского идеализма Пифагорейцы

Числа как первоначала
Мировая гармония
Метемпсихоз (переселение душ)

Пифагор (VI в. до н.э.)

Корни платоновского идеализма Пифагорейцы Числа как первоначала Мировая гармония Метемпсихоз (переселение душ)

Слайд 13

Онтология Платона Мир вещей и мир идей

Гераклитов мир вечного становления

Парменидов мир неизменного бытия

Мир вещей

Мир идей

Онтология Платона Мир вещей и мир идей Гераклитов мир вечного становления Парменидов

Слайд 14

Онтология Платона Психологические предпосылки идеализма

Относительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в нашей способности представлять и

Онтология Платона Психологические предпосылки идеализма Относительная самостоятельность идеального образа, проявляющаяся в нашей
мыслить объект в его отсутствие, видоизменяя его в мысли соответственно нашим целям.

Слайд 15

Концепция эйдоса и обоснование идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Чувственно воспринимаемы

Умопостигаемы

Онтологические

Ущербны

Совершенны

Аксиологические

Единичны

Универсальны

Гносеологические

Концепция эйдоса и обоснование идеализма Вещи Идеи Аргументы Чувственно воспринимаемы Умопостигаемы Онтологические

Слайд 16

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Белизна

Теплота

белая

тёплая

белый

Снег

Лебедь

белый

Облако

белое

День

тёплый

Вода

тёплая

Комната

тёплая

Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то,

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Белизна Теплота белая тёплая белый
что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения).

Гипостазирование (греч. υπόστσις, сущность) – наделение самостоятельным существованием абстрактных сущностей (признаков, классов).

Слайд 17

всегда

бывает

бывает

бывает

причастен

белым

белым

белым

причастна

причастен

сама по себе

причастна

сама по себе

причастно

причастен

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Снег

Лебедь

Облако

белизне

белизне

белизне

День

Вода

Комната

теплоте

теплоте

теплоте

Белизна

Теплота

белая

тёплая

всегда бывает бывает бывает причастен белым белым белым причастна причастен сама по

Слайд 18

Онтологические

Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы.

Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так и онтологически.

Эйдос как

Онтологические Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы. Идеи неделимы значит
гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Преходящи, изменчивы

Вечны, неизменны

Множественны, единичны

Лишь имеют свойства

Едины, универсальны

Тождественны своим свойствам

Суть комплексы акциденций

Суть сущности

Сложны, делимы

Просты, неделимы

Слайд 19

Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы.

Идеи неделимы значит вечны; вечны значит предшествуют вещам как во времени, так и онтологически.

Всё это

Идеи суть сущности значит самодостаточны (независимы) и необходимы. Идеи неделимы значит вечны;
и значит, что общее (идеи) обладает онтологическим приоритетом сравнительно с чувственно воспринимаемыми (материальными) единичными вещами.

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Преходящи, изменчивы

Вечны, неизменны

Множественны, единичны

Лишь имеют свойства

Едины, универсальны

Тождественны своим свойствам

Суть комплексы акциденций

Суть сущности

Просты, неделимы

Сложны, делимы

Слайд 20

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма

Идеализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) идеального по отношению к материальному.

Материализм – философское учение, утверждающее онтологический приоритет (первичность) материального по

Эйдос как гипостазированная универсалия Онтологическое обоснование идеализма Идеализм – философское учение, утверждающее
отношению к идеальному.

Слайд 21

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Белый снег можно видеть, тепло воды – воспринимать посредством

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Белый снег можно видеть, тепло
осязания,

но белизну как таковую, теплоту как таковую воспринять чувствами нельзя –

идеи белизны и теплоты можно только мыслить.

Но откуда и как появляются у нас эти мысли?

Слайд 22

Гносеологическое обоснование идеализма Критика сенсуализма

178049'51"

180000'34"

179059'57"

180009'45"

179052'16"

Сумма углов

Треугольник

Математическое знание, как и любое знание общего, невозможно ни получить

Гносеологическое обоснование идеализма Критика сенсуализма 178049'51" 180000'34" 179059'57" 180009'45" 179052'16" Сумма углов
из единичных чувственных восприятий, ни обосновать с их помощью.

Слайд 23

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Так обстоит дело потому, что действительными объектами этого

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма Так обстоит дело потому, что
знания являются не чувственно воспринимаемые вещи, а умопостигаемые сущности.

Слайд 24

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Слайд 25

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание

Настоящее (т.е. достоверное) знание есть знание общего (о единичном

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание Настоящее (т.е. достоверное) знание есть
можно иметь лишь мнение).

Общее знание нельзя получить из единичных «знаний», поскольку полная индукция невозможна (исключая тривиальные случаи),

а неполная индукция позволяет делать лишь вероятностные выводы.

Так как чувствами воспринимаются лишь единичные вещи, настоящее знание не может основываться на чувственном восприятии.

Слайд 26

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание

Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственно

и не

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не
могут быть получены из него опосредованно – путём вывода,

остаётся допустить, что мы знаем их до всякого чувственного восприятия,

т.е. ещё до рождения.

Слайд 27

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души

Но тогда и носитель этого

Эйдос как умопостигаемая сущность Знание как припоминание и бессмертие души Но тогда
знания – душа – должна была существовать до рождения нашего тела

и, значит, будет существовать и после его смерти.

А если какие-то идеи нам неизвестны, то это лишь потому, что они забыты.

С этой точки зрения, всякое познание идей есть не что иное, как припоминание.

Слайд 28

Гносеологические

Сущности предшествуют акциденциям
и логически, и онтологически.

Мысль о простом и неизменном логически первична.

Эйдос как умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Изменчивы, преходящи

Неизменны, вечны

Множественны, единичны

Лишь

Гносеологические Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически. Мысль о простом и
имеют свойства

Едины, универсальны

Тождественны своим свойствам

Суть комплексы акциденций

Суть сущности

Сложны

Просты

Вечное и общее вообще доступны лишь мышлению.

Слайд 29

Мысль о простом и неизменном логически первична.

Сущности предшествуют акциденциям и логически, и онтологически.

Вечное и общее вообще доступны лишь мышлению.

Эйдос как

Мысль о простом и неизменном логически первична. Сущности предшествуют акциденциям и логически,
умопостигаемая сущность Гносеологическое обоснование идеализма

Вещи

Идеи

Аргументы

Изменчивы, преходящи

Неизменны, вечны

Множественны, единичны

Лишь имеют свойства

Едины, универсальны

Тождественны своим свойствам

Суть комплексы акциденций

Суть сущности

Сложны

Просты

Поскольку, таким образом, знание идей предшествует знанию вещей (а не наоборот), то и объекты такого знания, т.е. идеи, должны предшествовать объектам чувственного восприятия, т.е. вещам.

Слайд 30

Существенный признак необходимо, при всех условиях, принадлежит предмету,
выражая его коренную природу; без него данный предмет существовать не может (или не может быть самим собой).

Несущественный признак может принадлежать, а при

Существенный признак необходимо, при всех условиях, принадлежит предмету, выражая его коренную природу;
некоторых условиях может и не принадлежать данному предмету.

Собственный признак присущ всем предметам данного класса, но не входит в число существенных признаков, а только выводится из них.

Несобственный признак не может быть выведен из существенного признака, хотя и может быть присущ всем предметам данного класса.

Отделимый несобственный признак
не выводится из существенного признака и присущ только некоторым предметам данного класса.

Неотделимый несобственный признак
не выводится из существенного признака, но присущ всем предметам данного класса.

Классификация признаков

Признак – это всё то, чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга.

Слайд 31

белое

Облако

белый

Лебедь

тёплая

Комната

тёплая

Вода

тёплый

День

белый

Снег

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Белизна

белая

Теплота

тёплая

белое Облако белый Лебедь тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белый Снег

Слайд 32

тёплая

Комната

тёплая

Вода

тёплый

День

белый

Снег

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Белизна

белая

Теплота

тёплая

Снег белый в том смысле, что неверно, что

тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белый Снег Эйдос как идеальный прообраз
снег не белый; более того, белизна считается неотделимым признаком снега.

Слайд 33

тёплая

Комната

тёплая

Вода

тёплый

День

белый

Лебедь

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Белизна

белая

Теплота

тёплая

Лебедь белый в том смысле, что неверно, что

тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белый Лебедь Эйдос как идеальный прообраз
этот лебедь не белый (хотя белизна, вообще говоря, не является неотделимым признаком лебедя).

Слайд 34

тёплая

Комната

тёплая

Вода

тёплый

День

белое

Облако

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Белизна

белая

Теплота

тёплая

Облако белое в том смысле, что неверно, что

тёплая Комната тёплая Вода тёплый День белое Облако Эйдос как идеальный прообраз
это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие).

Слайд 35

тёплый

День

белое

Облако

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Белизна

белая

Теплота

тёплая

Облако белое в том смысле, что неверно, что

тёплый День белое Облако Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие).

День тёплый для осени, но, по сравнению с летним днём, он не такой уж тёплый; день тёплый для Москвы, но для уроженца Каира он совсем не тёплый.

Слайд 36

тёплая

Вода

белое

Облако

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Белизна

белая

Теплота

тёплая

Облако белое в том смысле, что неверно, что

тёплая Вода белое Облако Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие).

Вода тёплая для осени, но, по сравнению с летом, она не тёплая; вода тёплая для реки, но для ванны она недостаточно тёплая.

Слайд 37

тёплая

Комната

белое

Облако

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Белизна

белая

Теплота

тёплая

Облако белое в том смысле, что неверно, что

тёплая Комната белое Облако Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма
это облако не белое (является ли белизна неотделимым признаком облака, пусть решают другие).

Комната тёплая по сравнению с лестничной клеткой, но, по сравнению с сауной, она вовсе не тёплая; комната тёплая для танцев, но просто сидеть в ней холодно.

Слайд 38

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Между этими признаками (белизна снега и теплота

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое обоснование идеализма Между этими признаками (белизна
воды) имеется, по-видимому, существенная разница.

При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что разница эта не столь уж велика: снег, например, может оказаться не таким уж белым.

И даже заменив несобственный признак снега (белизну) собственным (холодностью) или существенным (снежностью), мы тоже обнаружим, что снег порой не такой уж холодный и не такой уж «снежный».

В этом смысле одна только Снежность всегда и без всяких оговорок «снежная», подобно тому как только Белизна всегда белая и только Теплота всегда тёплая.

Слайд 39

Аксиологические

Вещи

Идеи

Аргументы

Множественны, единичны

Уникальны, универсальны

Суть комплексы акциденций

Несовершенны (ущербны)

Суть сущности

Совершенны

Подражают образцу

Служат образцом

Преходящи, изменчивы

Вечны, неизменны

Вечное, неизменное, уникальное, общее, самосущее, совершенное, образцовое имеет бóльшую ценность, чем преходящее, изменчивое, повторяющееся, единичное, зависимое, ущербное, подражательное.

Эйдос как идеальный прообраз

Аксиологические Вещи Идеи Аргументы Множественны, единичны Уникальны, универсальны Суть комплексы акциденций Несовершенны
вещей Аксиологическое обоснование идеализма

Слайд 40

Вещи вообще представляют собой лишь неполные и несовершенные воплощения идей.

Эйдос как идеальный прообраз вещей Аксиологическое

Вещи вообще представляют собой лишь неполные и несовершенные воплощения идей. Эйдос как
обоснование идеализма

Слайд 41

Концепция эйдоса и обоснование идеализма

Гносеологическая аргументация

Составное, преходящее, множественное, зависимое, случайное вторично онтологически.

Простое, вечное, единое, самосущее, необходимое первично онтологически.

Онтологическая аргументация

Аксиологическая аргументация

Идеи

Вещи

Простое, вневременное, общее, неизменное, сущностное первично
логически (и онтологически).

Сложное, временное, частное, изменчивое, акцидентальное вторично логически (и онтологически).

Вечное, самосущее, совершенное, образцовое первично аксиологически (равно

Концепция эйдоса и обоснование идеализма Гносеологическая аргументация Составное, преходящее, множественное, зависимое, случайное
как логически и онтологически).

Преходящее, зависимое, ущербное, подражательное вторично аксиологически (равно как логически и онтологически.

Слайд 42

Концепция эйдоса и обоснование идеализма

Эйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически тождественно рус. вид) – термин

Концепция эйдоса и обоснование идеализма Эйдос (греч. είδος, лат. forma, этимологически тождественно
древнегреческой философии, в дофилософском употреблении обозначавший «(внешний) вид», «образ»;
у Платона – трансцендентная умопостигаемая сущность (1), гипостазированная универсалия (2), существующая отдельно от единичных вещей, но являющаяся их идеальным прообразом (образцом) (3), единственный объект достоверного (научного) знания; синоним термина «идея» (греч. ιδέα).
Имя файла: Платон.-Обоснование-идеализма.pptx
Количество просмотров: 176
Количество скачиваний: 0