Слайд 3В эстетике Фомы Аквинского мы находим некоторый итог схоластических эстетических представлений .
В своем понимании прекрасного и искусства он суммировал многие взгляды неоплатоников, Августина, Псевдо-Дионисия Ареопагита и представителей ранней схоластики, в результате чего получилась достаточно целостная эстетическая система на основе аристотелевской философской методологии
Слайд 4Фома Аквинский делает шаг вперед в сравнение с теорией Святого Августина. Он
пытается, прежде всего, оправдать красоту форм чувственного мира
Слайд 5Красота – это то, что будучи увиденным, нравится. Это нравящееся чувство опосредовано
соответствующими пропорциями, организованностью формы
Слайд 6Красота связана с эстетическим опытом, созерцанием, в отличие от блага, где надо
удовлетворять свои потребности
Слайд 7Как понятие, красота основывается на трех качествах – цельности, пропорциональности и яркости.
Все
они воздействуют на человека своей организованностью, порядком, мерой или формой. Тезис Святого Фомы о том, что красота – причина формы, стали широко использовать другие философы в более поздние времена
Слайд 9Первый характерный признак красоты – форму – святой Фома Аквинский дополняет вторым,
слитым с первым, - это признак света или сияния
Слайд 10Святой Августин писал о красоте как о слиянии порядка и истины. Свет
прекрасного, по Аквинскому, означает «сияние формы вещи» как в искусстве, так и в природе
Слайд 11Новое понятие «лучезарность» философ определяет как яркие цветные предметы, которые считаются прекрасными.
Христос – это необходимое излучение света Божества. Лучезарность и сияние Бога вызывают робкие и трепещущие чувства
Слайд 12С функцией эстетической формы связана ясность как признак совершенного
Слайд 13Радость познания проистекает не только из соотношения между элементами предмета, но и
из их ясности. В силу ясности предмет приобретает совершенство и при восприятии доставляет нам удовольствие
Слайд 14Для средневекового мировосприятия признак формы и света в идее красоты является решающим.
Лестница этой идеи всегда ведёт к Богу. Низкая ступень означает красоту бесформенного, физического раздражителя. Затем открываются красоты более единые, моральные внутренние. Вершина – это красота, где достигаются союз с единством Бога, слияние с его формой