Где живут драконы, почему разные мифы похожи друг на друга

Содержание

Слайд 2

Биссет и африканские сказки

Биссет и африканские сказки

Слайд 3

Биссет и африканские сказки

Биссет и африканские сказки

Слайд 4

Распространение Икара

Распространение Икара

Слайд 5

Икар + птичья одежда

Икар + птичья одежда

Слайд 6

КАК СЧИТАТЬ? УКАЗАТЕЛИ

Антти Аматус Аарне

ТИП СЮЖЕТА

КАК СЧИТАТЬ? УКАЗАТЕЛИ Антти Аматус Аарне ТИП СЮЖЕТА

Слайд 7

КАК СЧИТАТЬ? УКАЗАТЕЛИ

1
Лиса крадет рыбу с воза (саней): притворившись мертвой, ложится на дорогу;

КАК СЧИТАТЬ? УКАЗАТЕЛИ 1 Лиса крадет рыбу с воза (саней): притворившись мертвой,
мужик кладет ее на воз; она сбрасывает рыбу и спрыгивает с воза.
Русс. Погудка, II, 13, с. 25-32 (=Сказки XVI-XVIII вв., 54);
Авдеева, 6 (=Сказки XIX в., 30); Ваненко, I, 3 (=Сказки XIX в., 38); Афанасьев, 1-3, 4 (У.), 5 (Б.), 6 (У.), 10, 11; Белкин, 6; Ефименко, 7; Записки Красн., I, 15; Ончуков, (276); Зеленин, Перм., 88; Зеленин, Вят., 79, 120; Укр. Афанасьев, 4, 6; Рудченко, II, 4 (=Казки про тварин, 2); Чубинский, II1, 38, 39 (=Казки про тварин, 3, 1); Дзвiнок, 1890, № 1, с. 3;
-1А* Лиса крадет рыбу: волк ломает ее сани с рыбой (ср.: 158); она посылает волка к рыбаку; волка гонят, он попадает в прорубь.
Укр. Гнатюк, Байки, 92.

Н.П. Андреев

Слайд 8

АТУ

Аарне/Томпсон/Утер

АТУ Аарне/Томпсон/Утер

Слайд 9

АТУ

Аарне/Томпсон/Утер

АТУ Аарне/Томпсон/Утер

Слайд 10

АТУ

Аарне/Томпсон/Утер

АТУ Аарне/Томпсон/Утер

Слайд 11

АТУ

Аарне/Томпсон/Утер

АТУ Аарне/Томпсон/Утер

Слайд 12

АТУ: Победитель дракона

ВСТАВИТЬ ПРИМЕРЫ

АТУ: Победитель дракона ВСТАВИТЬ ПРИМЕРЫ

Слайд 13

АТУ: Победитель дракона

АТУ: Победитель дракона

Слайд 14

Ю.Е. Березкин

http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/

Южная Европа. Баски [рыба просит ее отпустить, рыбак дважды отпускает, на третий не

Ю.Е. Березкин http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/ Южная Европа. Баски [рыба просит ее отпустить, рыбак дважды
соглашается; она велит отдать ее хвост собаке, голову кобыле, туловище жене; те рожают трех одинаковых щенков, жеребят, сыновей; старший убивает семиглавого змея, которому отдали принцессу, отрезает языки, показывает их, когда углежог приписывает подвиг себе; после свадьбы видит замок, идет туда, старуха предлагает ему поесть, он превращается в чудовище; дома закипает вода - что-то случилось; идет средний брат, принцесса принимает его за мужа, с ним то же; младший - принцесса удивлена, что муж в третий раз спрашивает про замок; старушка объясняет тайну хозяйки замка; юноша не ест, заставляет ведьму возвратить братьям их прежний облик; ведьму сжигают на площади, старший брат с женой получают ее замок]: Webster 1879: 88-94; португальцы: Braga 2002 []: 231-233; Cardigos 2006, № 300 (очень много записей) [юноша получает собак (льва), которые родились вместе с ним, либо он получил их, выменяв на что-то другое, либо благодаря тому, что пощадил зверей; он также получил волшебный меч; принцессу отдают семиглавому дракону, спаситель получит ее руку; юноша засыпает, положив голову на колени принцессы, просыпается от ее упавшей слезы; его собаки (лев, конь) помогают убить дракона; юноша отрезает языки, берет у принцессы платок или клочок ее платья; обманщик предъявляет драконьи головы, готовится его свадьба с принцессой; иногда обманщик убивает юношу, но его собаки его оживляют; в день свадьбы юноша предъявляет языки (перстень, платок и т.п.]: 54-56; испанцы (Мурсия) [юноше дарят трех собак: Ломайжелезо, Всемогу, Храбрейший; принцессу отдают на съеденье 7-главому змею; с помощью своих собак юноша побеждает змея, отрезает языки; король отдаст дочь ее спасителю; обманщик предъявляет головы или хвосты; на свадьбе появляются собаки юноши, он сам предъявляет отрезанные языки, обманщик разоблачен; в некоторых вариантах герою подсыпают в еду иголки, он умирает, но его собаки оживляют его]: Hernández Fernández 2013, № 300: 85; каталонцы [пойманная рыба велит рыбаку дать съесть часть ее жене, часть кобыле и часть собаке; каждая рожает двойню: мальчиков, жеребят, щенят; из земли вырастают два меча; первый брат со своими конем, собакой, мечом уезжает; убивает дракона, которому должны отдать принцессу, берет ее в жены; приезжает к замку, где превращен в камень; другой брат видит, что оставленная в бутылке кровь изменила цвет едет на поиски; принят за первого, в постели с его женой кладет рядом с собою меч; оживляет брат; они рассказывают о случившемся]: Oriol, Pujol 2008, № 303: 65-67;

Слайд 15

Прометей (c33)

Прометей (c33)

Слайд 16

Похищение огня (d4a)

Похищение огня (d4a)

Слайд 17

Ю.Е. Березкин

http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/

Ю.Е. Березкин http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/

Слайд 18

Ю.Е. Березкин

http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/

Ю.Е. Березкин http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/

Слайд 19

Миф о ныряльщике (прауральский миф)

Миф о ныряльщике (прауральский миф)

Слайд 20

Ю.Е. Березкин

http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/

Рис. 1. Распространение мотива «Солнце съедает своих детей». 1. Один персонаж предлагает

Ю.Е. Березкин http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/ Рис. 1. Распространение мотива «Солнце съедает своих детей». 1.
другому убить (съесть) своих детей, матерей или младших братьев, прячет собственных, а другой действительно убивает своих. Один из персонажей (в Австралии — единственный оставшийся в живых ребенок второго персонажа) — Солнце. 2. Оба персонажа — животные или птицы. 3. Люди Солнца были некогда столь же многочисленны, как и люди Луны (т. е. звезды), но погибли по вине Луны (без подробностей)

Слайд 21

Солнце съедает своих детей (зел) и Дичь танцует вокруг охотника (кр)

Солнце съедает своих детей (зел) и Дичь танцует вокруг охотника (кр)

Слайд 23

ЭКСПЕДИЦИИ

ЭКСПЕДИЦИИ

Слайд 24

Почему деревня?

Почему деревня?

Слайд 25

БЫЛИЧКИ

А вот слыхывал, рассказывали. Мужик шел домой поздно, почти ночью было, в

БЫЛИЧКИ А вот слыхывал, рассказывали. Мужик шел домой поздно, почти ночью было,
деревню свою. Ну, тропа мимо бани. Он глядит, там свет. Ну и заглянул, а там мужики, в карты играют. Он зашел, сел, стали играть на деньги, много выиграл. Как домой попал, не помнил. Пришел, лег спать. Наутро баба будит. «Где шлялся?», — говорит. А он стал рассказывать-то, и, мол, денег много принес, выиграл. Ну, полез в карманы-то, а там-то... одни листья от веника. Ну, не знаю, рассказывали так, а было, нет — не знаю (Новг., Старорус., Ивановское, 1990).

 В двенадцать часов в баню ходить нельзя, обдериха задерё. Если ребенка оставишь одного в бане, бестолковый будет. Или вот, баяли, что был тут когда-то парень, пошел в баню ночью – а ему там баба является. Говорит, чего хочешь? Он говорит, тебя хочу. Ну, они это самое.. Она потом снова: чего хочешь? А он говорит, денег хочу. Она ему дала денег. А потом еще какого-то добра, я уж не помню. Так в чем соль... Эта... Он домой пришел, у него в карманах не деньги совсем! Листья.  (Арх., Пин., Лавела, 1985). 

Слайд 26

Полесье: точка бифуркации традиций
Карта: кр. – домовой в виде зверька, желт. –

Полесье: точка бифуркации традиций Карта: кр. – домовой в виде зверька, желт.
антропоморфн., син. - уж
Имя файла: Где-живут-драконы,-почему-разные-мифы-похожи-друг-на-друга.pptx
Количество просмотров: 20
Количество скачиваний: 0