Содержание
- 2. Щит - основной элемент любого герба, но при этом щиты могут быть самой различной формы. Самым
- 3. Польский щит Варяжский щит Испанский щит Французский щит
- 4. Немецкие щиты Английские щиты
- 5. Овальный (итальянский) и круглый (восточный) щиты Щит московской формы
- 6. По правилам геральдики форма щита в блазоне никогда не описывается, т.к. считается, что за основу гербу
- 7. Пересечение Рассечение Скошение слева и справа Четверочастный щит Деления могут осуществляться не только прямыми линиями, но
- 8. В классической геральдике существует всего 7 цветов, которые обычно подразделяют на металлы (золото и серебро) и
- 9. Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия. Графически изображается точками. Серебро (белый цвет) -
- 10. Финифти: Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости. Графически изображается вертикальной штриховкой. Лазурь (голубой,
- 11. Зелень (зеленый цвет) - символ надежды, радости и изобилия. Графически изображается диагональными линиями справа. Пурпур (бордовый
- 12. Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения. Графически изображается сплошной черной заливкой либо перпендикулярно
- 13. Меха:
- 14. Геральдические фигуры. Виды фигур в геральдике. Все фигуры, размещенные в щите, называют гербовыми, которые подразделяют на
- 15. Основные почетные фигуры: Глава Оконечность Пояс Столб
- 16. Левая и правая перевязь Щиток Кайма
- 17. Крест (прямой крест) Андреевский (косой) крест Вилообразный крест Полый крест
- 18. Стропило Вольная часть Вольная часть в современной российской геральдике обычно используется в муниципальных гербах для указания
- 19. Отдельные простые фигуры: Острие Титло (ламбель) Гонт Брусок К простым фигурам также относят: клин, треугольник, квадрат,
- 20. Блазонирование (описание гербов) Блазонирование (франц. blason - родовой герб и нем. blasen - трубить, объявлять через
- 21. При многоцветном флаге и при вертикальном расположении полос вначале называют цвет полосы у древка, а при
- 22. Все правила блазонирования следует учитывать не только при чтении и расшифровке гербов, но и при их
- 23. Еще более близким нам примером герба, вызывающего затруднения при блазонировании, следует назвать герб Киргизской ССР. Он
- 24. Употребление внешних украшений в российских земельных гербах по правилам Б. Кене от 1857 г. В 1857
- 25. 6) а) Золотая башенная корона о трех зубцах для других губернских городов, и б) Такая же
- 26. 4) Александровская лента с двумя золотыми якорями для приморских городов. 5) Александровская лента с двумя золотыми
- 27. Гербы и флаги Алтайского края Алтайский край, герб Алтайский край, флаг Барнаул (Алтайский край), герб (1846
- 28. Камень-на-Оби (Алтайский край), герб (1976 г.) Бийск (Алтайский край), герб (1804 г.) Рубцовск (Алтайский край), герб
- 29. Барнаул (Алтайский край), флаг Заринск (Алтайский край), герб **** **** Качество отрисовки изображений показано количеством звездочек
- 30. !!! Герб может быть пафосным. Но сам его пафос может граничить с гротеском (старинный герб дворян
- 31. !!! Герб может быть не лишенным иронии («внесословный» герб Звинчуков работы М. Медведева).
- 32. !!! Старинный герб может претерпеть развитие в наши дни (дополненная версия старинного герба Ростроповичей; работа М.
- 33. Геральдические термины: бурелет, венок, девиз, девизная лента БУРЕЛЕТ (франц. bourrelet - жгут, набухание, припухлость) — гербовый
- 34. ВЕНОК - древнейший символ награды, почета, эмблема бессмертия, а следовательно, величия (в государственных гербах - державного
- 35. В европейской геральдике венок со времен средневековья принял иное значение. Поскольку издревле он рассматривался большинством европейских
- 36. Так, при возведении в баронское звание Павлом I дворян Васильевых, абсолютно ничем не выдающихся, кроме усердия,
- 37. ДЕВИЗ - одна из составных, но вовсе не обязательных частей герба или знамени. Термин «девиз» происходит
- 38. Девизы известны с античных времен, особенно латинские девизы - сентенции Древнего Рима, ставшие основой для девизов
- 39. Помимо этих 12 групп существует еще одна группа так называемых негеральдических девизов, которые всегда существуют эпизодически
- 40. Государственные девизы некоторых современных государств: 1) Европа Андорра: «Мужество - единственная удача». Бельгия: «Союз дает силу».
- 41. ДЕВИЗНАЯ ЛЕНТА (нем. Zettel - полоска, ярлык) - узкая лента или полоса, на которой начертан гербовый
- 42. Загадка идущего льва Один из хорошо известных геральдических парадоксов состоит в том, что одно и то
- 43. Охота с гепардом была популярна не только в Малой Азии, Северной Африки и на Ближнем Востоке,
- 44. Вместе с тем, идущий лев как гербовая эмблема встречается в Англии еще до упомянутой печати Ричарда
- 45. Интересно, что изображение идущего льва можно также обнаружить на печатях герцога Саксонии Генриха Льва (1129-1195), женатого
- 46. Говоря о леопардах Ричарда I, Генриха Льва и Кнуда VI приобретает особую значимость вопрос: использовался ли
- 47. Гербы Англии, Дании, Швабии и Брауншвейга - самые древние гербы, изображающие идущих львов. В то же
- 48. Фригидно-стерильный голубой (о значениях цветов) Красные стяги и пионерские галстуки давно канули в лету, а от
- 49. ЦВЕТ ЗНАМЕНИ — Ничего удивительного в этом нет, — говорит известный колорист Андрей Ефимов. — Дело
- 50. ЖЕЛТОПУЗЫЕ ТРУСЫ — Желтый цвет олицетворяет эмоциональное отношение к миру, — рассказывает Вячеслав Леонов. — Это
- 51. БЕЛОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ Испокон веков белый цвет наделяется свойствами очищения и божественности. “Как ни странно, связан он
- 52. СЕРЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ А вот серого, коричневого и фиолетового в названиях мы не обнаружили. Почему нет, допустим,
- 53. Территориальный говорящий герб: Топонимика, переходящая в геральдику Говорящий герб - герб, элементы эмблемы или вся эмблема
- 54. Но не всегда можно установить научную этимологию того или иного топонима, хотя в геральдике народная этимология
- 55. Выше говорилось, что Б.Кене по такому же принципу предложил дубовые листья для города Дубэсарь. Но в
- 56. 100 геральдических терминов (определения и значения) Примечание: часто используемые трактовки значений многих геральдических фигур являются во
- 57. 1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных
- 58. 11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ – положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть основной фигуры. 12. ВОЛК
- 59. 21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения
- 60. 31. ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея,
- 61. 41. КАЙМА – почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей кромки щита. 42. КОЛОС
- 62. 51. ЛЕСТНИЦА – символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения благосостояния. 52. МАНТИЯ –
- 63. 61. ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель. 62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и
- 64. 71. ПОЯС – почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей горизонтально
- 65. 81. СВИТОК – символ учености, отношения к большой науке. 82. РУКА С МЕЧОМ – символ верности
- 67. Скачать презентацию
Слайд 2Щит - основной элемент любого герба, но при этом щиты могут быть
Щит - основной элемент любого герба, но при этом щиты могут быть

Наиболее часто встречающиеся формы щитов:
Слайд 3Польский щит
Варяжский щит
Испанский щит
Французский щит
Польский щит
Варяжский щит
Испанский щит
Французский щит

Слайд 4Немецкие щиты
Английские щиты
Немецкие щиты
Английские щиты

Слайд 5Овальный (итальянский) и круглый (восточный) щиты
Щит московской формы
Овальный (итальянский) и круглый (восточный) щиты
Щит московской формы

Слайд 6По правилам геральдики форма щита в блазоне никогда не описывается, т.к. считается,
По правилам геральдики форма щита в блазоне никогда не описывается, т.к. считается,

К тому же щит всегда изображается как бы смотрящим на наблюдателя - поэтому правая сторона сторона щита будет левой от наблюдателя (и соответственно наоборот). Именно поэтому геральдические "лево/право" зеркальны обычной практике.
Щит может быть не только цельным, но и разделенным. Основных способа деления щита три - пересечение, рассечение и скошение, они могут комбинироваться.
Слайд 7Пересечение
Рассечение
Скошение слева и справа
Четверочастный щит
Деления могут осуществляться не
Пересечение
Рассечение
Скошение слева и справа
Четверочастный щит
Деления могут осуществляться не

Слайд 8В классической геральдике существует всего 7 цветов, которые обычно подразделяют на металлы
В классической геральдике существует всего 7 цветов, которые обычно подразделяют на металлы

Точных оттенков того или иного цвета (в RGB, CMYK, пантоны и пр.) в геральдике не существует - оттенки могут варьироваться от гербам к гербу. Более того в отношении одного и того же герба, исполненного художественно по-разному, могут также использоваться разные оттенки.
Слайд 9Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия. Графически изображается точками.
Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия. Графически изображается точками.

Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности. Графически никак не изображается (т.е. фигура просто закрашивается белым или серым цветом).
Металлы:
Слайд 10Финифти:
Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости. Графически изображается
Финифти:
Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости. Графически изображается

Лазурь (голубой, синий цвет) - символ красоты, мягкости и величия. Графически изображается горизонтальной штриховкой (а также иногда горизонтальными пунктирными линиями).
Слайд 11Зелень (зеленый цвет) - символ надежды, радости и изобилия. Графически изображается диагональными
Зелень (зеленый цвет) - символ надежды, радости и изобилия. Графически изображается диагональными

Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества. Графически изображается диагональными линиями слева. В российской геральдике (особенно территориальной) почти не используется.
Слайд 12Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения. Графически изображается сплошной
Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения. Графически изображается сплошной

Для человеческого тела и других естественных фигур могут также использоваться финифти телесного или натурального цвета. В английской геральдике еще применяются оранжевый (изображается пересекающимися диагональными и горизонтальными линиями) и коричневый (или кровяной, изображается пересекающимися диагональными линиями) цвета.
Слайд 13Меха:
Меха:

Слайд 14Геральдические фигуры.
Виды фигур в геральдике.
Все фигуры, размещенные в щите, называют гербовыми,
Геральдические фигуры.
Виды фигур в геральдике.
Все фигуры, размещенные в щите, называют гербовыми,

Геральдические фигуры делятся в свою очередь на почетные (в прошлом они жаловались в знак особого отличия и занимают в щите главные положения, фактически деля щит на части) и простые (прочие относительно простые геометрические фигуры).
Слайд 15Основные почетные фигуры:
Глава
Оконечность
Пояс
Столб
Основные почетные фигуры:
Глава
Оконечность
Пояс
Столб

Слайд 16Левая и правая перевязь
Щиток
Кайма
Левая и правая перевязь
Щиток
Кайма

Слайд 17Крест (прямой крест)
Андреевский (косой) крест
Вилообразный крест
Полый крест
Крест (прямой крест)
Андреевский (косой) крест
Вилообразный крест
Полый крест

Слайд 18Стропило
Вольная часть
Вольная часть в современной российской геральдике обычно используется в
Стропило
Вольная часть
Вольная часть в современной российской геральдике обычно используется в

Слайд 19Отдельные простые фигуры:
Острие
Титло (ламбель)
Гонт
Брусок
К простым фигурам также
Отдельные простые фигуры:
Острие
Титло (ламбель)
Гонт
Брусок
К простым фигурам также

Негеральдические фигуры подразделяются на естественные (заимствованные из природной среды), искусственные (т.е. имеющие антропогенный характер) и фантастические (мифические) (т.е. несуществующие животные из легенд и мифов).
Слайд 20Блазонирование (описание гербов)
Блазонирование (франц. blason - родовой герб и нем. blasen
Блазонирование (описание гербов)
Блазонирование (франц. blason - родовой герб и нем. blasen

Идеальным следует считать, если текст конституции страны содержит блазонное описание ее герба и флага, то есть такое, какое принято в геральдической международной науке.
Однако в ряде стран, в том числе и в Советском Союзе, вместо блазонирования употребляется либо сокращенное, так называемое «общедоступное», описание государственных атрибутов (герба, флага) в тексте Конституции (Основного закона) страны, либо детализованное, подробное описание того же герба и флага в особом, специальном «Положении о гербе и флаге», носящем служебный характер и предназначенном для тех работников, которые отвечают за техническое состояние указанных государственных атрибутов, их цвет, размеры, соотношение сторон и расположение знаков, за правильное их увеличение или уменьшение для тех или иных целей. Оба текста ненаучны. Только блазонное описание верно. Оно кратко и точно сообщает все данные о гербе на международном едином уровне. Вот почему правильное блазонное описание гербов и флагов абсолютно гарантирует их правильное понимание во всем мире - и отсюда вполне адекватное их изображение, даже если блазонный текст передан по телеграфу или по радио, устно. В то же время самое скрупулезное, но не блазонное описание оставляет широкий простор для субъективного суждения и потому может вызвать различную интерпретацию, непонимание, а следовательно, и ошибку в изображении флага и герба при его воспроизведении по описанию. При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру как на флаге, так и на гербе. О флаге и гербовом щите вначале говорят, каков он по форме (прямоугольный, треугольный, квадратный, круглый и т.д.), а затем каков он по членению - рас сеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально) или скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали).
Слайд 21При многоцветном флаге и при вертикальном расположении полос вначале называют цвет полосы
При многоцветном флаге и при вертикальном расположении полос вначале называют цвет полосы

Для гербов республиканских государств, гербов провинций, областей, городов в немонархических государствах: 1. Щит. 2. Венок или заменяющее его обрамление щита. 3. Навершие щита (или герба). 4. Щитодержатели. 5. Девиз. 6. Особые украшения.
Для государственных гербов монархических государств, для личных и родовых дворянских гербов и территориальных гербов в монархиях: 1. Щит. 2. Корона. 3. Шлем. Нашлемник. Намет. Бурелет. 4. Щитодержатели. 5. Мантия или сень. 6. Девиз. 7. Особые украшения.
Если гербовый щит имеет два поля и более, то описание его идет так, что преимущество отдается правой стороне и верхней части щита, блазонирование начинается с них и идет последовательно - рядами, подобно тому как мы читаем строчки в книге. Если из четырех частей щита две тождественны, то называются порядковые номера каждой части, а описание их дается один раз, чтобы избежать повторений. Если в центре герба поверх трех-четырех или большего числа полей помещен средний щиток, то описание всего щита начинается с него при условии, что в среднем щитке помещены главные эмблемы (герб Панамы и герб Филиппин). Следует иметь в виду, что правую и левую стороны в геральдике принято определять от лица, несущего щит, то есть обратно зрителю. Благодаря точной терминологии и строгому порядку очередности описания блазонирование всегда кратко, лаконично, свободно от разных повторов и постоянных словесных указаний (после, затем, вначале, вверху, внизу и т.п.) и не может содержать никакой двусмысленной трактовки, как это бывает при описании обычными словами, хотя бы и самыми подробными, но не у всех одинаковыми.
Слайд 22Все правила блазонирования следует учитывать не только при чтении и расшифровке гербов,
Все правила блазонирования следует учитывать не только при чтении и расшифровке гербов,

Слайд 23Еще более близким нам примером герба, вызывающего затруднения при блазонировании, следует назвать
Еще более близким нам примером герба, вызывающего затруднения при блазонировании, следует назвать

Слайд 24Употребление внешних украшений в российских земельных гербах по правилам Б. Кене от
Употребление внешних украшений в российских земельных гербах по правилам Б. Кене от

В 1857 году бароном Кене были составлены следующие правила украшения гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов, получившие 7 мая, 4 и 16 июля того же года высочайшее утверждение.
А. Короны.
1) Императорская корона для гербов губерний.
2) Древняя Царская корона для гербов уездов, областей и градоначальств.
3) Императорская корона для гербов столиц.
4) Царская шапка в виде венца Мономахова для древних русских городов, бывших местопребываниями царствующих Великих Князей (например: Киев, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Владимир, Чернигов, Смоленск), Казанская корона для герба города Казани, Астраханская корона для герба города Астрахани, Грузинская для герба города Тифлиса.
5) а) Золотая башенная корона о пяти зубцах для гербов губернских и городов, имеющих более пятидесяти тысяч жителей (Баку, Бердичев, Белосток, Вильно, Витебск, Воронеж, Екатеринбург, Екатеринодар, Екатеринослав, Елизаветград, Житомир, Иваново-Вознесенск, Иркутск, Кишинев, Ковно, Коканд, Кременчуг, Курск, Либава, Минск, Наманган, Николаев, Нижний Новгород, Новочеркасск, Одесса, Орел, Оренбург, Пенза, Полтава, Ревель, Рига, Ростов-на-Дону, Самара, Самарканд, Саратов, Таганрог, Ташкент, Томск, Тула, Харьков, Херсон, Царицын).
б) Золотая башенная корона о пяти зубцах, увенчанная Императорским орлом, для городов с пятьюдесятью тысячами или более жителей, которые вместе с тем и крепости (Двинск, Кронштадт, Севастополь).
Слайд 256) а) Золотая башенная корона о трех зубцах для других губернских городов,
6) а) Золотая башенная корона о трех зубцах для других губернских городов,

7) а) Серебряная башенная корона о трех зубцах для уездных городов и б) Такая же корона с Императорским орлом для уездных городов, которые вместе с тем и крепости.
8) а) Червленая башенная корона о трех зубцах для заштатных городов. б) Такая же корона с Императорским орлом для крепостей, которые не губернские и не уездные города.
9) Червленая башенная корона о двух зубцах для знаменитых посадов.
10) Польская корона (императрицы Анны Иоанновны) для губерний и для столицы Царства Польского.
10) Финляндская великокняжеская корона для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского.
Б. Украшения вокруг щитов.
1) Дубовые листья с Андреевской лентою для губерний.
2) Дубовые листья с Александровской лентою для областей и градоначальств.
В. Ленты
1) Андреевская лента с двумя Императорскими скипетрами для столиц и для городов обыкновенного пребывания их императорских величеств (Петергофа, Царского Села и Гатчины).
2) Александровская лента с двумя золотыми молотками для промышленных городов.
3) Александровская лента с двумя золотыми колосьями для городов, отличающихся земледелием и хлебной торговлей.
Слайд 264) Александровская лента с двумя золотыми якорями для приморских городов.
5) Александровская
4) Александровская лента с двумя золотыми якорями для приморских городов.
5) Александровская

6) Александровская лента с двумя серебряными кирками для городов, занимающихся горными промыслами.
7) Александровская лента с двумя знаменами, украшенными Императорским орлом, для крепостей.
8) Георгиевская лента с двумя знаменами, стоящими прямо и украшенными вензелем имени того императора, во времена которого была осада, для крепостей, которые отличились против неприятеля.
Г. Употребление губернского герба в гербах городов губерний. Губернский герб в городском гербе должен занимать вольную часть вправо (franc quartier) или, если она занята другой фигурой, принадлежащей к городскому гербу, то в вольной части влево. Если при учреждении новых губерний герб одного или другого города причисляется к другой губернии, тогда тоже переменяется губернский герб в вольной части городского герба.
Слайд 27Гербы и флаги Алтайского края
Алтайский край, герб
Алтайский край, флаг
Барнаул (Алтайский
Гербы и флаги Алтайского края
Алтайский край, герб
Алтайский край, флаг
Барнаул (Алтайский

*****
*****
****
Слайд 28Камень-на-Оби (Алтайский край),
герб (1976 г.)
Бийск
(Алтайский край), герб (1804 г.)
Камень-на-Оби (Алтайский край),
герб (1976 г.)
Бийск
(Алтайский край), герб (1804 г.)

Рубцовск (Алтайский край), герб
****
****
****
Слайд 29Барнаул
(Алтайский край), флаг
Заринск
(Алтайский край), герб
****
****
Качество отрисовки
Барнаул
(Алтайский край), флаг
Заринск
(Алтайский край), герб
****
****
Качество отрисовки

Слайд 30!!! Герб может быть пафосным. Но сам его пафос может граничить с
!!! Герб может быть пафосным. Но сам его пафос может граничить с

Слайд 32!!! Старинный герб может претерпеть развитие в наши дни (дополненная версия старинного
!!! Старинный герб может претерпеть развитие в наши дни (дополненная версия старинного

Слайд 33Геральдические термины:
бурелет, венок, девиз, девизная лента
БУРЕЛЕТ (франц. bourrelet - жгут,
Геральдические термины:
бурелет, венок, девиз, девизная лента
БУРЕЛЕТ (франц. bourrelet - жгут,

Позднее, употребляя в геральдике рыцарские шлемы и наметы, стали изображать в некоторых случаях и бурелеты как свидетельство того, что данный рыцарь действительно побывал под солнцем Востока. Бурелеты всегда имели цвет знамени и щита, под которыми сражался рыцарь. Это обстоятельство способствовало закреплению бурелетов в геральдике как существенной отличительной эмблемы, по которой можно было узнать не только род, но и национальность гербовладельца.
В новое время бурелеты перестали употреблять в дворянских гербах, чтобы отличать новое дворянство от древнего, участвовавшего в крестовых походах. Таким образом, бурелеты практически исчезли постепенно из родовых гербов как элемент. Однако после второй мировой войны ряд вновь образованных государств в Океании, Африке и Карибском бассейне взяли бурелет как гербовый элемент в свои государственные гербы, придав ему цвета национального флага. Так, бурелет имеется в государственном гербе Австралии, Багамских Островов, Барбадоса, Фиджи, Гамбии, Ганы, Гренады, Гайаны, Ямайки, Канады, Малави, Нигерии, Соломоновых Островов, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельских Островов, ЮАР, Свазиленда, Тринидада и Тобаго. В большинстве случаев бурелет как бы напоминает о бывшей принадлежности большинства из упомянутых стран к Британской империи, причем не в прямом, а в переносном смысле, ибо в гербе самой Великобритании бурелет отсутствует. В то же время у таких государств, как Сан-Томе и Принсипи, бурелет в гербе просто необъясним, поскольку он употреблен сам по себе (без шлема) и просто наложен на герб. По всей видимости, его ввели в герб либо по аналогии с гербами других вновь созданных и освободившихся от колониальной зависимости государств, без учета того, каково же истинное значение этой эмблемы, либо с единственной целью — продемонстрировать в гербе национальные цвета сантомийского флага - черный, красный, желтый, зеленый.
Слайд 34ВЕНОК - древнейший символ награды, почета, эмблема бессмертия, а следовательно, величия (в
ВЕНОК - древнейший символ награды, почета, эмблема бессмертия, а следовательно, величия (в

Венки из зелени (веток различных деревьев, трав) и цветов с древнейших времен у всех народов употреблялись во время празднеств и жертвоприношений как знак союза (неразрывного) между живыми и мертвыми, между потомками и предками, отсюда на весьма ранней стадии исторического развития венок стал рассматриваться как эмблема бессмертия.
В античное время, в самый древний период, венок продолжал оставаться эмблемой бессмертия, но постепенно превратился в символ награды. Произошло это так. Еще задолго до установления Олимпийских игр, в IX веке до н. э., в Элиде, на берегу реки Алфей, праздновались погребальные игры в честь мифического героя Пелопа, которого в детстве разрубили на куски и принесли в жертву богам Олимпа, нет те воскресили его. На этих играх венки, приносимые Пелопу, вручались для возложения на его алтарь победителям игр. Когда же в 776 году до н. э. были установлены Олимпийские игры, то венками стали увенчивать (награждать) победителей этих игр уже как наградой, принадлежащей им лично, а позднее венками стали награждать и победителя состязаний в области искусства (поэзии, танцев, музыки).
Олимпийские венки плели из ветвей молодой оливы, срезанной в специальной роще золотым ножом. Победителей других общегреческих игр - Немейских, происходивших в Арголиде, - награждали венками из сельдерея (и с тех пор характерное тройственное деление сельдерейного листа стало постепенно использоваться во всех коронах европейских монархов).
В Древнем Риме эти традиции были не только продолжены, но и строго регламентированы: блестящие ораторы, артисты и особенно военные, победители отдельных сражений и полководцы стали награждаться венками.
Была разработана особая шкала венков (по-латыни - корон), присваиваемых за разного рода подвиги. Таковы, например, корона триумфалис (лавровый венок), которым награждались полководцы, окончившие победоносно войну, или венок из ветвей миртового дерева за отдельные победы. Венок из травы и полевых цветов (корона граминеа) был знаком высокой чести. Особые венки давались за спасение от осады целого войска (корона обсидионалис), за победу в морском бою (корона навалис), за штурм крепостных стен противника (корона муралис). За спасение жизни сограждан полагался дубовый венок (корона Цивика). Лавровый венок в конце концов стал в императорском Риме знаком цезаря и употреблялся жрецами в дни государственных торжеств, что придало постепенно венкам значение знаков почета. В этом смысле до сего времени употребляют венки в Индии и Полинезии, где венок из роз или других крупных, цветов одевается на шею особо почтенным иностранным гостям, прибывающим в страну с официальным визитом.
Слайд 35В европейской геральдике венок со времен средневековья принял иное значение. Поскольку издревле
В европейской геральдике венок со времен средневековья принял иное значение. Поскольку издревле

Поскольку женские гербы сохранялись лишь за прямым потомством, то они крайне скоро исчезали, и уже в XVII - XVIII веках в Западной Европе их практически не существовало или они стали чрезвычайно редки. В России вообще не было обычая создавать женские гербы, и поэтому венки встречались в щитовом поле русских гербов исключительно как эмблемы почета и заслуг.
Влияние классицизма в искусстве и в культурно-общественной и идейной жизни конца XVIII - начала XIX века дало сильный толчок широкому распространению венков как эмблемы выдающихся заслуг. На всех памятниках, сооружаемых в честь великих людей (полководцев, ученых, путешественников, государственных деятелей), в качестве обязательного атрибута изображались венки, преимущественно лавровые, изваянные из мрамора, отлитые из чугуна или бронзы. Такие венки непременно присутствуют во всех памятниках, поставленных в честь героев Отечественной войны 1812 года или событий этой войны, независимо от того, статуя ли это отважного генерала, скромный обелиск-пирамида в честь места сражения или безымянная плита на кладбище. Отсюда венок, особенно с этих пор, стал восприниматься русским народом как своего рода неизменный атрибут всякого надгробия, как некий неизбежный элемент кладбищенского оформления. Широкое распространение венка как эмблемы имело и другую сторону: в русской геральдике он стал применяться все чаще в гербах и рассматриваться как некий дополнительный атрибут (а не как самостоятельная эмблема), долженствующий иллюстрировать понятия «слава», «заслуги», «честь», «доблесть». Поэтому венок стали придавать соответствующим аллегорическим фигурам (гениям-вестникам, купидонам, несущим его обычно в вытянутой правой руке) или эмблемам животных (орел с венком в когтях, голубь с венком в клюве). В родовые гербы конца XVIII - первой половины XIX века стали включать маленькие веночки, перевитые ленточками и окаймлявшие римские цифры XXX, XL, L, что означало выслугу лет, за которые было пожаловано дворянство.
Многозначность истолкования эмблемы венка привела к тому, что потребовалось ввести в русской дореволюционной геральдике XIX века несколько видов его изображения: а) парящий венок изображался в виде горизонтального эллипса и означал признание заслуг, поскольку его внешний вид свидетельствовал об увенчивании, возложении этого венка на кого-либо; б) венок анфас, в виде полного кольца, окружности стал чаще всего атрибутом надгробий, памятников или какого-то жизненного итога (юбилея), и поэтому такого рода венки помещались в родовых гербах, в гербах обществ, корпораций, городов, воинских частей; в) профильное вертикальное изображение венка в виде узкого эллипса, иногда два-три таких венка, расположенных плотно друг к другу, рядом, означали «венки», то есть блазонировались как множественное число (независимо от их количества), символизировали достоинства; эта эмблема иногда включалась в родовые гербы, и только в них.
Как это всегда бывает при слишком чрезмерном, слишком несдержанном широком употреблении любого
Слайд 36Так, при возведении в баронское звание Павлом I дворян Васильевых, абсолютно ничем
Так, при возведении в баронское звание Павлом I дворян Васильевых, абсолютно ничем

В настоящее время венок как гербовый элемент в его советской трактовке использует в своих государственных гербах большая часть современных государств - чаще, чем корону. Среди них такие страны, как Греция, Италия, Сенегал, Заир, Сальвадор, Пакистан, Бангладеш, Уругвай, Западное Самоа, Венесуэла, Мексика, Шри-Ланка, Коморские Острова, Джибути, Доминиканская Республика. Объясняется это тем, что советский венок как эмблема, часть герба, во-первых, ближе стоит по своему значению к классическому, античному, то есть первоначальному традиционному пониманию этой эмблемы как символа славы и чести, как эмблемы величия государства, а во-вторых, лучше отвечает и современному представлению о строении республиканского государственного герба, удачно и адекватно заменяет в нем такой, казалось бы, неизбежный элемент, как корона. Тем самым советская эмблематика, созданная в годы революционной борьбы такими мастерами графики, как С. В. Чехонин, Е. Е. Лансере, стала именно в результате своей историко-геральдической, научной правильности интернационально признанной и интернационально распространенной. Это лишний раз доказывает, насколько важно в геральдике решать вопросы с принципиальных, научно верных позиций, ибо только в этом случае эмблемы и символы окажутся исторически жизнеспособными.
Слайд 37ДЕВИЗ - одна из составных, но вовсе не обязательных частей герба или
ДЕВИЗ - одна из составных, но вовсе не обязательных частей герба или

Девизы делятся на три группы по своей форме: 1) словесные девизы - самая обычная и распространенная форма; 2) фигурные девизы (бэджи, импресы) и 3) сочетание фигурного и словесного девизов, где один поясняет другой и оба неразрывно связаны смыслом, содержанием.
Словесным девизом может считаться такая мысль, которая в краткой, сжатой, лаконичной форме, в виде образного изречения, афоризма или символического призыва передает глубокую или поучительную идею, избранную в качестве жизненного кредо или основного направления деятельности тем или иным девизовладельцем: отдельным лицом, учреждением, партией, городом или государством. Современные государственные девизы молодых государств, наоборот, иногда подводят итог деятельности к моменту создания государства. Например, девизы Ямайки, Тринидада и Тобаго.
Вот примеры девизов разных категорий владельцев.
Личный девиз: «Обязан - значит, могу!» (А. В. Суворов).
Родовой девиз: «Честь дороже жизни» (как принцип поведения для всего рода).
Девиз организации: «Один - за всех, все - за одного!» (артельный девиз).
Девиз города: «Умрем, но не сдадимся!» (древний девиз Козельска) .
Девиз партии: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Воинский девиз: «За нашу Советскую Родину!»
Слайд 38Девизы известны с античных времен, особенно латинские девизы - сентенции Древнего Рима,
Девизы известны с античных времен, особенно латинские девизы - сентенции Древнего Рима,

Девизы 1, 2, 3, 9 и 12-й групп встречаются на гербах, а девизы 4-й и 10-й групп - на штандартах и воинских знаменах, девизы 11-й группы - на орденских знаках и медалях, девизы 5-й и 6-й групп существуют лишь в устной форме, а также могут быть записаны в монастырских уставах, изображены на стенах или плащаницах. Девизы 8-й группы могут встречаться в гербовой, устной и письменной форме.
Слайд 39Помимо этих 12 групп существует еще одна группа так называемых негеральдических девизов,
Помимо этих 12 групп существует еще одна группа так называемых негеральдических девизов,

Такие девизы бывают связаны с самыми разнообразными поводами: в честь зодчего, в честь исторического события, в ознаменование юбилейной даты, в память о делах умерших, в связи с каким-либо памятным или курьезным случаем, эпизодом и, наконец, как намек на смысл деятельности того, кто работает в данном здании (например, парламента, университета, редакции газеты).
Девизы, особенно относящиеся к 12 перечисленным группам, имеют большое значение как исторический источник для изучения деятельности как отдельных лиц, так и целых организаций или государств.
Фигурные же девизы (бэджи, импресы) имеют большое эмблематическое значение, поскольку служат фактически эмблемами, причем в ряде случаев - эмблемами национального и национально-областного или династического характера (например, в Англии, Италии, Испании). Так, фигурный девиз Шотландии - репейник, Уэльса - лук-порей, Англии - роза.
Остается еще упомянуть о редкой ныне форме - буквенных девизах (см. Буквенные изображения) и абсолютно редчайшей - загадочных или энигматических девизах (см. Энигматические изображения), встречавшихся в прошлом (до 1815 г.).
Что же касается цвета шрифта девизов, то он должен быть всегда простым и максимально четким, то есть черным. Лишь в случаях, когда цвет девизной ленты темный, шрифт девиза может быть белым. Но никогда девиз не пишут металлами - золотым или серебряным цветом, это привилегия лишь буквенных изображений.
Слайд 40Государственные девизы некоторых современных государств:
1) Европа
Андорра: «Мужество - единственная удача».
Государственные девизы некоторых современных государств:
1) Европа
Андорра: «Мужество - единственная удача».

2) Америка США: «При разнообразии - едины». Канада: «От моря и до моря!» Бразилия: «Порядок и прогресс». Колумбия: «Свобода и Порядок». Куба: гербового девиза нет, но партийный и военный девиз периода революции - «Родина или смерть!» Никарагуа: гербового девиза нет, но девиз сандинистов: «Свобода или смерть!» Панама: «По милости всего света» (намек на международный консорциум по прорытию Панамского канала, в результате чего образовалась Панама как область, отделившаяся от Колумбии в самостоятельное государство). Парагвай: «Мир и Законность». Сальвадор: «Бог, Союз, Свобода». Тринидад и Тобаго: «Вместе мы стремились, вместе достигли цели». Чили: «За разум и силу!» Ямайка: «Из многих отдельных людей - один народ».
3) Азия Индонезия: «Единство в многообразии». Непал: «Знание - сила, труд - необходимость». Саудовская Аравия: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет - пророк его».
Слайд 41ДЕВИЗНАЯ ЛЕНТА (нем. Zettel - полоска, ярлык) - узкая лента или полоса,
ДЕВИЗНАЯ ЛЕНТА (нем. Zettel - полоска, ярлык) - узкая лента или полоса,

Девизная лента в Государственном гербе СССР и в гербах союзных республик имеет особое расположение: она, как правило, обвивает гербовый венок и бывает довольно длинной. Однако ее концы никогда не могут быть распущены, они либо подвернуты, загнуты под венок, образуя рельефные изгибы, либо крайне четко очерчены угловым вырезом или срезом. Если девизная лента обвивает венок, то каждый ее обхват носит название перехвата (этот перехват нельзя называть перевязью, ибо перевязь - термин другой гербовой фигуры). На гербе СССР таких перехватов девизной ленты 14 - по числу союзных республик, и они симметрично располагаются поровну на правой и левой сторонах венка. При нечетном числе перехватов большая часть их (четная) располагается справа, а меньшая (нечетная) - слева. Такой вид герб СССР имел в 1940-1956 годах, когда существовала Карело-Финская Республика (справа было 8, а слева - 7 перехватов).
Цвет девизной ленты всегда строго определен: в родовых, личных гербах, в государственных гербах - это белый (или серебряный) или цвет гербового щита, на котором четко виден черный шрифт девиза. В государственных гербах республиканских государств девизная лента чаще всего имеет национальные цвета (или один цвет) государственного флага либо может оставаться белой.
Девизные ленты могут быть и многоцветные (например, так называемая георгиевская, или гвардейская, лента - черно-оранжево-черная), могут повторять все цвета национального флага или включать в себя элементы национального орнамента. Но практически это неудобно, ибо тогда плохо различим шрифт самого девиза, и поэтому к такому приему прибегают крайне редко. Советские девизные ленты, как правило, красные (лишь в гербе Грузии белая - в уважение к древности грузинской государственности и ее гербовым традициям). На некоторых военных орденах и медалях используется в качестве девизной ленты георгиевская.
Слайд 42Загадка идущего льва
Один из хорошо известных геральдических парадоксов состоит в том,
Загадка идущего льва
Один из хорошо известных геральдических парадоксов состоит в том,

Такое деление на львов и леопардов мы находим в Реестре Гловера (Glover's Roll), который является копией с более раннего, составленного еще в 1250 г. В этом документе львы на гербах шести английских графов прокомментированы так: "lе Roy d'Angleterre porte, Goules, trois lupards d'or" [1]. Таким образом, мы можем видеть, упомянутый нюанс появился в теоретической геральдике очень давно, но нам неизвестно, что лежало в основе такого разделения "львов" и "леопардов". Известный датский художник-геральдист Oгe Вульф предложил оригинальный взгляд на эту проблему. Согласно его теории, средневековье знало леопарда во многих случаях несомненно лучше чем льва. Лев для людей средневековья являлся скорее фантастическим животным, упомянутым в Библии или известным по рассказам возвращавшихся из святой земли крестоносцев, но реально льва видели очень немногие. В то же время, леопард был в это время известен чрезвычайно широко в таком необычном качестве как охотничье животное (наподобие собаки), причем, это был, строго говоря не леопард, а гепард .
Слайд 43Охота с гепардом была популярна не только в Малой Азии, Северной Африки
Охота с гепардом была популярна не только в Малой Азии, Северной Африки

Древнейшим из "леопардовых" гербов, доживших до наших дней, является герб Англии: три золотых леопарда в червленом поле (Gules, three lions guardant passant Or). Общепризнанно, что этот герб был введен впервые королем Ричардом I Львиное Сердце по возвращении в Англию после крестового похода и плена. До этого Ричард использовал в качестве герба щит с изображением двух борющихся львов (lions combattant). Этот щит мы видим на печати Ричарда4. Об этом же свидетельствует Джеффри де Винсауф в своей "Хронике третьего крестового похода": "Король сидел в седле, сверкающем золотыми блестками, рассыпанными на красном, в то время как на задней части были два маленьких льва из золота, обращенные внутрь друг к другу" [5]. Первая из известных печатей с новым гербом датируется маем 1198 г. [6], но по мнению Т.Бриттена этот герб был введен сразу после возвращения Ричарда в Англию, весной 1194 г. [7] Смену печати в этот период чаще всего рассматривают как одно из действий Ричарда I направленных на восстановление своей власти. Во время долгого отсутствия короля в Англии, власть была узурпирована его младшим братом, принцем Иоанном. По некоторым сведениям, король сказал, что печать "была потеряна на время и находилась во владении другого, в то время как мы были в плену в Алмейне" [8]. Таким образом, обновляя свою власть, король хотел одновременно обновить и свой герб. По менее красивой версии, Ричард, после освобождения из плена и уплаты колоссального выкупа, крайне нуждался в деньгах, поэтому он ввел новую печать и отказался признавать королевские пожалования, заверенные старой. Таким образом, король пополнил свою казну за счет своих вассалов, вынужденных платить за переутверждение своих прав.
Слайд 44Вместе с тем, идущий лев как гербовая эмблема встречается в Англии еще
Вместе с тем, идущий лев как гербовая эмблема встречается в Англии еще

Говоря о конце XII в. надо всегда помнить, что в этот период правила классической геральдики еще не сложились, и практика наследования гербов еще только оформлялась. Поэтому можно не удивляться, что, как уже упоминалось, Ричард I использовал на своем гербе двух борющихся львов, а его (и Иоанна) отец Генрих II - одного восстающего льва. В то же время С.Хамфри-Смит приводит косвенные свидетельства того, что Генрих II также носил на своем гербе изображение идущего льва. Например, Гью граф Сен-Пол в 1179 г. принял герб короля Генриха II ("quo a rege angliae агmа militaria assumpsi"). На печатях Гью 1190 и 1201 гг. изображены два леопарда Англии. Также есть сведения, что сенешаль Анжу имел гербовое знамя с изображением двух леопардов [11]. Обращаясь к более древним источникам, мы можем обнаружить крайне интересный портрет основателя династии Плантагенетов Жоффруа Анжуйского (1113-1151), изображенный на его надгробии в Ле Мансе (Нормандия). Граф изображен со щитом, который он получил от своего тестя, короля Англии Генриха I в 1127 г. [12] На этом щите изображены четыре зверя, но, судя по тому, что щит не показан целиком, реально их, по-видимому, шесть. Эти звери показаны в канонической позиции восстающего льва, но покрыты пятнами, да и сам их вид скорее напоминает леопардов, чем львов. Этот пример еще раз наглядно иллюстрирует, насколько в средневековом сознании были смешаны представления о львах и леопардах. Монастырский хронист Джон Хармонстерский в Турине сообщает также, что накануне посвящения в рыцари Жоффруа Анжуйского на обуви Генриха I были изображены золотые львы, а щит с изображением золотых львов висел на его шее [13]. Главное, что можно отметить исходя из вышеизложенного, что все английские короли из династии Плантагенетов использовали в своих гербах изображение - льва/леопарда в разных позах и количествах. Видимо, в условиях отсутствия традиции строгой геральдической преемственности, лев оставался наследственной родовой эмблемой Плантагенетов, которая каждый раз оформлялась по-разному, пока наконец не утвердилась на гербе Ричарда I в виде трех леопардов.
Слайд 45Интересно, что изображение идущего льва можно также обнаружить на печатях герцога Саксонии
Интересно, что изображение идущего льва можно также обнаружить на печатях герцога Саксонии

Примерно В то же самое время появляется герб Дании, который с небольшими изменениями просуществовал до нашего времени. Впервые мы находим этот герб на реверсе печати короля Кнуда VI (1182-1202), которая приблизительно датируется 1190 г. На щите скандинавской формы изображены три идущих льва (правда нельзя точно сказать, львы это или леопарды) в поле усеянном сердцами (или морскими листьями). После смерти Кнуда VI герб с тремя львами был унаследован его братом Вальдемаром II Победоносным. Э.Сване обращает внимание на то, что для того времени было необычно, что два брата приняли одинаковый герб, на основании чего он предполагает, что отец Кнуда и Вальдемара II Вальдемар Великий (1157-1182) также мог пользоваться этим гербом.
Слайд 46Говоря о леопардах Ричарда I, Генриха Льва и Кнуда VI приобретает особую
Говоря о леопардах Ричарда I, Генриха Льва и Кнуда VI приобретает особую

Датский король Вальдемар I Великий (1157-1182) присягнул на верность Фридриху, чтобы обезопасить себя с юга во время осуществления своих захватнических планов на Балтике.О днако, когда после смерти Вальдемара Великого Генрих VI захотел, чтобы ему присягнул Кнуд VI, последний отказался это сделать, выставив условием получение от императора каких-либо территорий в северной Германии [24]. Тем самым Кнуд вступил в конфликт с Империей.
Непростыми были отношения с Империей и у английских королей. Еще Генрих II был заинтересован в установлении с ней союзнических отношений, однако он избежал вассальной присяги, что не удалось его сыну Ричарду Львиное Сердце, который наряду с внесением выкупа в 100 тыс. марок был вынужден признать Генриха VI своим сеньором.
Однако наибольшей остротой отличались отношения Империи с герцогами Саксонии. Генрих Лев, приходившийся близким родственником императору, завладевший к н. 80-х гг. ХII в. многочисленными землями почти от Адриатики на юге до Балтики на севере, включая Баварию (без Австрии), Саксонию, земли захваченные у ободритов и территории, присвоенные у ряда германских церковных и светских князей не без оснований считал себя достойным претендентом на императорский престол. Несмотря на многочисленные неудачи, Вельфы оставались главной силой, оппозиционной Штауфенам. Ок. 1191 г. Генрих Лев даже помирился с Кнудом VI, с которым ранее враждовал из-за спорных территорий, и заключил с ним союз, направленный против Генриха VI. После смерти Генриха VI Вельфы выдвигали на имперский престол кандидатуру сына Генриха Льва - Оттона.
Слайд 47Гербы Англии, Дании, Швабии и Брауншвейга - самые древние гербы, изображающие идущих
Гербы Англии, Дании, Швабии и Брауншвейга - самые древние гербы, изображающие идущих

Непосредственно от герба Дании произошел герб примыкающего к ней с юга Шлезвига - два лазуревых идущих льва в золотом поле. Впервые этот герб появился в 1245 г. на печати герцога Южной Ютландии Абеля. Иногда на головах львов появлялись короны.
От датского герба происходит также герб Эстонии, северная часть которой была завоевана Вальдемаром II в 1220 г. и удерживалась датчанами до 1346 г. Герб Эстонии - три лазуревых леопарда в золотом поле.
Особого рассмотрения заслуживает герб Фрисландии - два золотых идущих льва в лазуревом поле среди семи золотых брусков. Считается, что эти львы пришли в герб Фрисландии с герба герцогов Гелдерна, которые в XIII в. владели Восточной Фрисландией и несли на своем гербе изображение золотого восстающего льва на лазуревом поле. Таким образом два льва символизировали Гелдерн и Фрисландию. Древнейшее изображение герба Фрисландии - два идущих льва в поле, усеянном монетами известно не ранее ХIV в., но, зная насколько специфично изображение идущего льва в качестве гербовой фигуры, можно, обратившись к древней истории Фрисландии высказать предположение, что Фрисландия могла получить свой герб намного раньше и произведен он мог быть также от герба Фридриха Барбароссы, который в 1165 г. пожаловал Фрисландию в кондоминимум графу Голландскому и епископу Утрехтскому.
Разумеется, настоящая статья не может претендовать на глубокое исследование проблемы. Ее задача лишь попытаться, используя доступные источники и работы зарубежных исследователей, осветить загадку ?идущего льва? как комплексную проблему общеевропейской геральдики.
Слайд 48Фригидно-стерильный голубой
(о значениях цветов)
Красные стяги и пионерские галстуки давно канули
Фригидно-стерильный голубой
(о значениях цветов)
Красные стяги и пионерские галстуки давно канули

“Красный пролетарий”, “... партизан”, “... суконщик”, “... металлист”, “... богатырь”, “... текстильщик”, “... швея”. “Красным Октябрем” именуется фабрика, многочисленные магазины, торговые дома, базы отдыха, клубы, оздоровительные центры. То же самое и с “Красной Пресней”. Удивительно, но до сих пор существует клуб “Красный химик”. Но если названия типа “Красная роза”, “... ворота”, “... мельница”, “... горка”, “... куб”, “...холмы”, “... чемодан” еще в конце концов понятны, то чем, скажите, руководствовались те, кто регистрировал “Красный шторм”, “... нерв” или “Красную пустыню”?
Слайд 49ЦВЕТ ЗНАМЕНИ
— Ничего удивительного в этом нет, — говорит известный колорист
ЦВЕТ ЗНАМЕНИ
— Ничего удивительного в этом нет, — говорит известный колорист

Слайд 50ЖЕЛТОПУЗЫЕ ТРУСЫ
— Желтый цвет олицетворяет эмоциональное отношение к миру, — рассказывает
ЖЕЛТОПУЗЫЕ ТРУСЫ
— Желтый цвет олицетворяет эмоциональное отношение к миру, — рассказывает

Голубой цвет каждый десятый человек на нашей планете абсолютно не воспринимает. Психолог Леонов называет голубой цвет фригидно-стерильным. Он возвышается над страстями. Голубой цвет ассоциируется с королевской властью и благородством происхождения. Выражение “голубая кровь” для людей высокого происхождения идет от убеждения, что вены у аристократов “более синие”... Голубой — цвет миролюбивого начала, цвет небес, прозрачности воды. Этот цвет успокаивает, он — сама беспечность и беззаботность. Голубой не предъявляет претензий и поэтому не принимает обязательств. И как следствие — “голубые” названия: “Голубая долина”, “... лагуна”, “... речка”, “... мечта”, “Голубые дали”, “Голубое озеро”, “... ожерелье”, “Голубой гром”. “Голубая роза” сопоставима с “Розовой песней” или “Розовой мечтой”. Розовый — цвет радости, надежды и духовного единения с миром. Это телесный цвет, цвет чувственности. По мнению диетологов, он вызывает наибольший аппетит. “Женский треугольник” на гербе Международной ассоциации лесбиянок и геев окрашен в розовый цвет.
Слайд 51БЕЛОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ
Испокон веков белый цвет наделяется свойствами очищения и божественности.
“Как
БЕЛОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ
Испокон веков белый цвет наделяется свойствами очищения и божественности.
“Как

Слайд 52СЕРЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ
А вот серого, коричневого и фиолетового в названиях мы не
СЕРЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ
А вот серого, коричневого и фиолетового в названиях мы не

Слайд 53Территориальный говорящий герб:
Топонимика, переходящая в геральдику
Говорящий герб - герб, элементы эмблемы
Территориальный говорящий герб:
Топонимика, переходящая в геральдику
Говорящий герб - герб, элементы эмблемы

Так, в дореволюционной России говорящие гербы имели многие города: Изюм (3 виноградные грозди), Сумы (3 сумы). Старица (старицу), Стародуб (старый дуб) и др. Города и уезды Бессарабии и левобережья Днестра, однако, носили эмблемы рассказывающие об их историческом прошлом, экономическом или географическом положении. Только в 50-70-х гг. прошлого века в ходе реформ Б.Кене были предложены (но не утверждены) некоторые говорящие гербы молдавским городам, как то: 4 сороки для г.Сорока и дубовые листья для г.Дубэсарь.
Говорящие гербы известны и в румынской традиции, носителями и хранителями которой является и Республика Молдова, вплоть до уровня сельских гербов. Так, в 1860 г. южнобессарабская колония Картал установила себе герб, в котором геральдически правильно (!) был изображен орел. Это было и топонимически правильно: именно так называется эта птица на турецком языке.
Слайд 54Но не всегда можно установить научную этимологию того или иного топонима, хотя
Но не всегда можно установить научную этимологию того или иного топонима, хотя

В связи с этим взаимодействием возникают две проблемы. Первая. Что делать геральдисту, если топоним восходит к слову-этимону опосредованно? Так, в ходе обсуждения новых сельских гербов Сучавского уезда в Ясском филиале Национальной комиссии Румынии по геральдике,генеалогии и сфрагистике геральдист Ж.Н.Мэнеску предложил четырех лягушек в герб села Броштень. Филологи возразили: топоним Броштень происходит от фамилии Броштяну, которая в свою очередь происходит от клички гипотетического предка Броаскэ (рум.=лягушка). Однако геральдисты выстроили cледующую логическую цепочку: гипотетический Броаскэ вполне законно мог присвоить герб с лягушкой; его потомок Броштяну (=Лягушкин) просто обязан был бы носить тот же герб; последний же, как основатель или первый владелец села Броштень (=Лягушкино) мог вполне геральдически законно уступитъ вместе с собственным именем и собственный герб селу.
Слайд 55Выше говорилось, что Б.Кене по такому же принципу предложил дубовые листья для
Выше говорилось, что Б.Кене по такому же принципу предложил дубовые листья для

В случае изменения названия населенного пункта можно использовать в гербе как старое, так и новое его имя. В случае слияния (или разделения) можно использовать названия и гербы всех (или для всех) административных субъектов.
Каждая из вспомогательных исторических дисциплин работает со своим видом источников, но пользуются тем же методом источниковедческого анализа. Взаимодействие их должно быть естественным и каждодневным, тем более, что на современном уровне знаний один человек не может охватить все сам.
Слайд 56100 геральдических терминов
(определения и значения)
Примечание: часто используемые трактовки значений многих
100 геральдических терминов
(определения и значения)
Примечание: часто используемые трактовки значений многих

Слайд 571. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств
1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств

2. АНДРЕЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц и городов временного пребывания царствующих особ.
3. АРМАТУРА – украшение из военных и других эмблем и предметов, располагающихся вокруг щита или за щитом.
4. БОЕВОЙ КЛИЧ – восклицание, призыв в форме изречения возвышенного, чаще всего воинственного характера. Помещается над гербовым щитом и его верхними украшениями на ленте.
5. БУРЕЛЕТ – фигура в виде матерчатого жгута с чередующимися цветами, повторяющими цвета герба. Помещается поверх шлема.
6. БЫК – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.
7. ВЕНЕЦ – основание короны в виде обруча.
8. ВЕНЗЕЛЬ – фигурное декоративное сплетение одной или нескольких букв с цифрой или без нее, имеющее отношение к гербовладельцу.
9. ВЗЛЕТАЮЩИЙ – положение птицы с поднятыми вверх крыльями.
10. ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита.
Слайд 5811. ВОЗРАСТАЮЩИЙ – положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть
11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ – положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть

12. ВОЛК – символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником.
13. ВОЛЬНАЯ ЧАСТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита. Ее размер определяется площадью фигуры, называемой прямым крестом. Вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.
14. ВОССТАЮЩИЙ – положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении.
15. ВОРОН – символ предусмотрительности и долголетия.
16. ГАРПИЯ – женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником.
17. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами. Применялась как элемент украшения в гербах городов-крепостей, отличившихся во время осады неприятелем.
18. ГЕРАЛЬДИКА – наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу.
19. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ – золото и серебро. Золото изображается желтым цветом или множеством точек на поверхности. Серебро изображается белым цветом.
20. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕХА – беличий и горностаевый. В зависимости от цвета и положения стилизованных фигур, изображающих мех, имеется большое разнообразие видов этих мехов.
Слайд 5921. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие
21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие

22. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный. Негеральдические фигуры могут изображаться в натуральном цвете.
23. ГЕРБ – совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики.
24. ГЕРБОВНИК – гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.
25. ГЛАВА – почетная геральдическая фигура в виде горизонтальной полосы шириной в 2/7 щита, примыкающей к верхней кромке щита.
26. ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
27. ГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты, святого Духа.
28. ГРИФОН – чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
29. ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
30. ДЕСНИЦА – правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.
Слайд 6031. ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в
31. ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в

32. ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.
33. ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности.
34. ЖУРАВЛЬ – символ бдительности.
33. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
36. ЗЕРКАЛО – символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов.
37. ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.
38. ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
39. КАБАН – символ неустрашимости и могущества.
40. КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.
Слайд 6141. КАЙМА – почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей
41. КАЙМА – почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей

42. КОЛОС – символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.
43. КОРОНА – символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек.
44. КОСОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют и андреевским.
45. КОШКА – символ независимости.
46. КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
47. КРЕСТ – символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия.
48. ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ – символ нерушимости, твердой славы, величия и победы.
49. ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия.
50. ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою.
Слайд 6251. ЛЕСТНИЦА – символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения
51. ЛЕСТНИЦА – символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения

52. МАНТИЯ – накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.
53. МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы.
54. МЕЧ – старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.
55. МОЛОТ – символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.
56. НАМЕТ – композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.
57. НАШЛЕМНИК – фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх буралета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое.
58. НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.
59. ОВЦА – символ кротости, доброты и сельской жизни.
60. ОКОНЕЧНОСТЬ – почетная геральдическая фигура, образованная линией, соединяющей боковые кромки щита на высоте, равной 2/7 ширины щита. Нижняя кромка оконечности совпадает с нижней кромкой щита.
Слайд 6361. ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель.
62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ
61. ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель.
62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ

63. ОРЕЛ – символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.
64. ПАВЛИН – символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.
65. ПЕЛИКАН – символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.
66. ПЕРЕВЯЗЬ – почетная геральдическая фигура в виде диагональной полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей по диагонали из верхнего угла щита в нижний, поэтому перевязь может быть справа или слева.
67. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ – поле щита, разделенное посередине горизонтальной линией.
68. ПЕТУХ – символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.
69. ПОЛУМЕСЯЦ – полукруг с вогнутой средней частью. Может изображаться с человеческим профилем. Символизирует победу над мусульманством или связь с ним.
70.ПОСОХ – символ духовной власти и святительства.
Слайд 6471. ПОЯС – почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7
71. ПОЯС – почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7

72. ПРЯМОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из середины противоположных кромок щита.
73. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
74. ПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости.
75. РАЗДЕЛЕННЫЙ ВИЛООБРАЗНО – деление щита тремя линиями, выходящими из верхних углов и середины нижней кромки щита и сходящимися в центре щита.
76. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОНТОВИДНО – деление щита на прямоугольники четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными линиями.
77. РАЗДЕЛЕННЫЙ ЧЕТВЕРОЧАСТНО – деление щита на четыре части линиями, выходящими из середины противоположных кромок щита.
78. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.
79. РАССЕЧЕННЫЙ – деление щита пополам вертикальной линией.
80. СВЕЧА – символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти.
Слайд 6581. СВИТОК – символ учености, отношения к большой науке.
82. РУКА С
81. СВИТОК – символ учености, отношения к большой науке.
82. РУКА С

83. СЕНЬ – фигура шатрообразной формы или в виде балдахина, изображаемая в гербе поверх мантии. Изображается золотым цветом, оторачивается бахромой и венчается короной.
84. СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
85. СКИПЕТР – фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.
86. СКОШЕННЫЙ – деление щита диагональной линией, проходящей из верхнего угла щита в нижний. В зависимости от направления и количества диагональных линий щит может быть скошенный слева, справа или четверочастно.
87. СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны).
88. СОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности.
89. СОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты.
90. СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, бог