Содержание
- 2. Институт гостеприимства существовал в очень сходной форме у самых разных народов мира. Гостеприимство проявляется по-разному, но
- 3. Прием гостя важное событие в любой семье. Хозяин помогал распрягать оленей или лошадей, летом помогал выгружать
- 4. Когда в доме бывали гости, за стол садились в определенном порядке: на мужскую половину садились мужчины,
- 5. Народная этика хантов предполагала обязательно одарить гостя. У народа выработан свой институт дарения. Как правило, в
- 6. Отъезд гостей был также тщательно продуман. Перед отъездом их угощали. В посуду, в которой гости привозили
- 8. Скачать презентацию
Слайд 2
Институт гостеприимства существовал в очень сходной форме у самых разных народов мира.
Институт гостеприимства существовал в очень сходной форме у самых разных народов мира.
Гостеприимство проявляется по-разному, но всегда с неизменным уважением гостя. Великодушие и щедрость всегда ценились в хантыйском обществе, а наивысшее свое воплощение эти качества находят в обычае гостеприимства. Для хантов этот обычай был законом самосохранения, законом тайги и тундры. В правилах гостевания на главенствующую роль выдвигался мужчина, и это было связано с тем, что приезд гостей означал одновременно приобщение к духам земли и дома, а процедуру приобщения выполнял мужчина. Гости делились по категориям: это близкие родственники, дальние родственники, друзья, гости, приехавшие по делам, незнакомые путники. Радушно и душевно встречали близких родственников и друзей. Гостей, приехавших по делам, и незнакомых гостей также встречали, угощали, но встреча была менее теплой, чем с родственниками.
Слайд 3
Прием гостя важное событие в любой семье. Хозяин помогал распрягать оленей или
Прием гостя важное событие в любой семье. Хозяин помогал распрягать оленей или
лошадей, летом помогал выгружать из лодки. При встрече
обязательно целовались, если хозяин был старше, целовал вначале мужчин, потом женщин и детей. Из гостей в дом вначале заходили мужчины, а потом женщины и дети. В доме гостей привечала хозяйка, целуясь сначала с мужчинами, затем с женщинами и детьми. Женщины отдавали в руки хозяйке привезенное с собой угощение. Зимой гостям помогали снять и сложить верхнюю одежду. Мужскую одежду клали на мужской половине дома, женскую и детскую – на женской половине. Хозяйка вместе с дочерьми накрывала на стол. Женщины-гостьи участия в этом не принимали. Гости должны отдохнуть с дороги. Во время застолья гостей угощали только едой хозяев. Едой, привезенной гостями, угощались позже.
Слайд 4
Когда в доме бывали гости, за стол садились в определенном порядке: на
Когда в доме бывали гости, за стол садились в определенном порядке: на
мужскую половину садились мужчины, при этом старший и уважаемый гость располагался ближе к священному углу; затем по старшинству садились остальные мужчины, взрослые парни. Женщины садились на женской половине со стороны входа. Дети располагались между ними или им ставили отдельный столик. Существовали определенные этические установки в угощении. Если гость угощал хозяина своей едой, то он не должен был есть ее сам, считалось, что возвратясь домой, он может получить укус от своей собаки. Посуда, в которой приносилось угощение, никогда не возвращалась пустой – ее наполняли любыми продуктами, сладостями и т.д. Если во время еды заходил гость, его приглашали к столу, он, в свою очередь, не имел права отказаться от еды. Правилами поведения было предписано не расспрашивать гостя о цели приезда, о том, когда он уедет. После угощения гость сам должен рассказать о себе, о своих делах, о цели приезда.
Слайд 5
Народная этика хантов предполагала обязательно одарить гостя. У народа выработан свой институт
Народная этика хантов предполагала обязательно одарить гостя. У народа выработан свой институт
дарения. Как правило, в гости ездили семьями, и хозяева готовили подарки для всей семьи. В свою очередь гостям не принято было ездить со своими подарками. Мужчины дарили мужчинам, женщины – женщинам, дети – детям. Мужчинам дарили рубашки, кисеты, изделия из кости, дерева. Основными подарками у женщин были платья, платки, предметы женского рукоделия, детям преподносили одежду, обувь, игрушки и т.д. Часто ханты без сожаления дарили гостю любую понравившуюся ему вещь. Отказываться от подарков считалось дурным тоном. В свою очередь, любой подарок требовал «отдарка». Тот, который не вернул «отдарок», по поверьям хантов, должен был мучиться угрызениями совести в загробном жизни. Поэтому ханты всегда старались «отдарить» человека, сделавшего им подарок. По времени гостевание не было длительным, так как традиционная жизнь требовала постоянного присутствия около оленьего стада, обхода охотничьих ловушек, проверки рыболовных снастей.
Слайд 6
Отъезд гостей был также тщательно продуман. Перед отъездом их угощали. В посуду,
Отъезд гостей был также тщательно продуман. Перед отъездом их угощали. В посуду,
в которой гости привозили угощение, хозяева обязательно клали еду, давали с собой мясо жертвенного животного. Они давали также еду в дорогу. Перед отъездом гости-мужчины сами готовили нарты, укладывали вещи, подарки, запрягали оленей или лошадей, затем одевались в дорогу. Перед выходом на улицу гости с хозяевами клали поклоны в сторону священного угла дома с молитвой: «Хозяева-духи этой земли пусть снова приобщатся сюда!». Затем все выходили из дома, хозяева целовали гостей – тоже сначала мужчин, затем женщин и детей, все прощались, и гости с хорошими мыслями уезжали. После отъезда гостей о них не принято говорить, часто вспоминать, чтобы обратная дорога была для них легкой. О гостях должны быть только самые хорошие мысли, добрые воспоминания. В день отъезда не метут, не моют полы, запрещена любая уборка.
- Предыдущая
Город Королёв. Космическая столица РоссииСледующая -
Вера Чаплина