Государственная символика и атрибутика Казахстана

Содержание

Слайд 2

Флаг Республики Казахстан
Автор казахстанского флага Шакен Ниязбеков.
Возникновение флага, как символа власти

Флаг Республики Казахстан Автор казахстанского флага Шакен Ниязбеков. Возникновение флага, как символа
и
государственной атрибутики, имеет давнюю
историю. В древности его появлению
способствовали два обстоятельства. Первое:
стремление людей определить символ близкого
сердцу и разуму предмета и постоянное обращение
к нему. Второе: символы, кроме источника
вдохновения и гордости, должны выполнять еще и внешнюю функцию. Они должны оформляться таким образом, чтобы, увидев их, незнакомые могли судить об особенностях данного народа, его воинственности или миролюбии, о формах хозяйствования и быта, определить его мощь и величие.
Главным элементом государственного флага является его цвет. Светло- голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Этот цвет воспринимается как единство земли и неба. Ведь данный цвет преобладает в природе (цвет неба и воды). Голубой цвет означает – честность и чистоту. Чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства. Голубой цвет также раскрывает большую планетарную и общечеловеческую идею – мир делится на множество народов, наций, государств, языков и религий, но небо над нами остается одно для всех.
Солнце – источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Золотое солнце на флаге Казахстана означает богатство и мир. Лучи солнца имеют форму зерна – основы изобилия и благополучия.
Степной орел – символ щедрости и зоркости, высоты помыслов, свободы. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для казахов это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла на флаге возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.
Элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент «ҚОШКАР МУЙІЗ» - «бараньи рога».

Слайд 3

Герб Республики Казахстан
Авторами Герба суверенного Казахстана являются
архитекторы Жандарбек Маликбеков и Шоты

Герб Республики Казахстан Авторами Герба суверенного Казахстана являются архитекторы Жандарбек Маликбеков и
Уалиханов.
Герб Республики Казахстан имеет форму круга – это символ
жизни, вечности. На голубом фоне центральным элементом,
вобравшим основную идею герба, является шанырак - круг с
перекрестием, венчающим вершину юрты. Шанырак – символ
семейного благополучия, мира, спокойствия. Изображенный
тундык – зенитное отверстие юрты, символизирует яркое солнце
на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди – уык,
равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству
герба означают лучи солнца – источник тепла и жизни.
Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом отражается миролюбивая сущность казахов.
Составной частью герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Лошадь играла важную роль в защите страны от иноземных захватчиков. Тулпары означают бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда , изобилия, материального благополучия. Символом защитных средств страны являются золотые рогатые скакуны. Красивые и крепкие рога состоят из семи звеньев или частей. Единство этих семи звеньев, их тесная нерушимая связь напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков – признак безродства.
В центре герба находится пятиконечная красная звезда. Казахстан открыт представителям всех пяти континентов. Мы стремимся войти в мировую цивилизацию, сохраняя свои особенности и неповторимые черты. Вот основная идея этой символики. В световой гамме герба заложено два цвета: золотистый и голубой. Первый соответствует светлому, яркому будущему нашего народа. Второй олицетворяет стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами

Слайд 4


Гимн республики Казахстан
Вопрос о новом гимне страны рассматривался 6 января

Гимн республики Казахстан Вопрос о новом гимне страны рассматривался 6 января 2006
2006 года на совместном заседании Мажилиса и Сената Парламента РК. На следующий день документ был подписан Главой государства Н.А.Назарбаевым и с 10 января со дня официального опубликования, вступил в силу.
Новый официальный поэтический символ впервые исполнялся 11 января в Президентском дворце «Акорда» в Астане во время инаугурации Президента Н.А.Назарбаева после его победы на очередных президентских выборах.
Поэт Темирхан Медетбек писал: «Когда звучит песня «Менің Қазақстаным», человек воспаряет духом, получает мощный заряд бодрости и силы. Это - настоящая патриотическая песня. Она наполняет душу и одаряет самой высшей силой чувств, окрыляет на успехи и подвиги»
(«Егемен Қазақстан», 10 января 2006 года)
Основой нового гимна стала популярная в народе песня «Менің Қазақстаным». В официально утвержденном тексте гимна, состоящем из пятидесяти девяти слов, двадцать пять слов – написаны в новой редакции. Мелодия сохранилась в прежней редакции. Н.А. Назарбаев лично внес в текст песни изменения.

Слайд 5

Қазақстан Республикасы Мемлекеттік Әнұраны
Сөзін жазған: Жұмекен Нәжімеденов, Нұрсұлтан Назарбаев
Композитор: Ш.Қалдаяқов
Алтын күн аспаны,
Алтын

Қазақстан Республикасы Мемлекеттік Әнұраны Сөзін жазған: Жұмекен Нәжімеденов, Нұрсұлтан Назарбаев Композитор: Ш.Қалдаяқов
дән даласы.
Ерліктің дастаны-
Еліме қарашы!
Ежелден ер деген,
Даңқымыз шақты ғой.
Намысын бермеген,
Қазағым мықты ғой.
Қайырмасы:
Менің елім, менің елім,
Гүлің болып егілемін,
Жарың болып төгілемін, елім!
Түған жерім менің – Қазақстаным!
Ұрпаққа жол ашқан,
Кең байтақ жерім бар.
Тірлігі жарасқан,
Тәүелсіз елим бар.
Қарсы алған үақытты,
Мәңгілік досындай.
Біздің ел бақытты,
Біздің ел осындай!

Слайд 6

Атрибутика
Золотой человек
Так называют археологическую находку, обнаруженную в 1970 году в Иссыкском кургане

Атрибутика Золотой человек Так называют археологическую находку, обнаруженную в 1970 году в
в 50-ти километрах от Алматы. Впервые он был описан ученым-археологом Кемелем Акишевым. В Иссыкском кургане был погребен сакский воин 5-4 веков до нашей эры в возрасте 17-18 лет. Сакский воин погребен по обычаю той эпохи в золотых доспехах и с бытовой утварью.
Его высокий головной убор, костюм и сапоги были украшены более, чем 200 украшениями с изображениями птиц и зверей. Все на нем, начиная с оружия и до перстня, сделаны из золота. Потому эту археологическую находку и называют «золотым человеком» - символом высокой культуры казахских племен.

Слайд 7

Казахстанский (снежный) Барс
«Обитающий в наших горах Снежный Барс мало знаком

Казахстанский (снежный) Барс «Обитающий в наших горах Снежный Барс мало знаком мировому
мировому
сообществу. Являясь собратом Тигру в животном мире, Барс, тем не
менее, имеет свои отличия. Это будет Казахстанский Барс. Ему
присущи элитарность, независимость, ум, мужественность,
благородство, храбрость, хитрость. Он не будет ни на кого нападать
первым и будет избегать прямых столкновений. Но если под угрозой
окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их
любой ценой. Он должен быть поджарым и пружинистым, не страдать
от ожирения и лени: иначе ему не выжить в суровой природной среде. Он будет настойчивым и упорным в покорении новых вершин, в поиске незаметных, но верных троп, ведущих к цели.
Он будет мудр в воспитании потомства: защищая его от непрошеных гостей, отдавая ему самые лакомые кусочки, заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении, будет готовить к ранней и самостоятельной жизни в условиях острой конкуренции в любом окружении.
Он будет строго следить, чтобы не мутнела вода, которую он пьет, а природа, в которой он живет, и воздух, которым он дышит, улучшались.
Казахстанский Барс будет обладать и западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, восточной мудростью, и выносливостью». (Послание президента страны Казахстан 2030)

Слайд 8

Байтерек
"...В центре мира высится первозданный Кок-Тобе (Синяя небесная
священная Гора), на

Байтерек "...В центре мира высится первозданный Кок-Тобе (Синяя небесная священная Гора), на
вершине ее растет Великий Байтерек (буквально -
Могучий Тополь), по четыре ветви которого на каждом ярусе охватывают
весь небесный свод, пронизывая все его уровни. Корни, его проникают через
Все уровни Земли до нижних Вод..." Байтерек - «Древо жизни…» —
уникальный архитектурный комплекс. Высота сооружения — девяносто семь метров. И это символично,
ведь 1997 год был годом переноса столицы Казахстана в Астану. В
«Байтереке» наиболее органично отражены художественные традиции
Степи, культура древнего Казахстана и философские концепции,
заложенные в самой идее древа, плодами которого выступает жизнь.
«Байтерек» не только символ, но и талисман, который поможет
сохранить в столице и в стране мир, благополучие, взаимопонимание.
Комплекс «Астана-Байтерек» стал символом развития независимого
Казахстана. В «Байтереке» философский, политический и исторический
смысл. Он одновременно и центр мира, в символическом смысле, и центр
Евразии — в географическом. В основу замысла легла прекрасная тюркская
легенда о сказочном древе Байтерек, которое растет на горе Кок-Тюбе среди безбрежного океана. Это
древо — символ жизни, и к нему прилетает священная птица Самрук, чтобы отложить в кроне золотое
яйцо — Солнце, символизирующее начало жизни. Космогонические представлениях многих народов мира символизирует «мировое древо жизни». "...Рух (дух) покидает тело за сорок дней до его смерти и, обращаясь в птицу (голубя), прилетает к
Байтереку, на листьях которого, непрерывно опадающих и вырастающих, написаны имена людей, находит
свое и садится. Джан (душа) в виде мухи покидает дом умершего только через сорок дней после его
смерти. По стволу Байтерека спускаются на землю (или поднимаются из-под земли) души и, войдя в
утробы женщин, порождают новую жизнь. Также у животных и растений... Все имеет свои круги..." На ранних этапах такие башни-столпы являлись святилищами-храмами под открытым небом, у которых
совершали определенные обряды, приносили жертвы, молились о благополучии всего живого и
процветании рода, а захоронение под ними обеспечивало умершему непосредственную связь с небом. В
этой системе раскрывается смысл окружающих башни рвов, как символов Мировых Вод вокруг холмов-
Гор, на которых сооружены такие модели Вселенной.