Слайд 2Парадный фасад
Грановитой палаты
Слайд 3Грановитая палата: история
Возведение Грановитой палаты приходится на 1487-1491 гг. В это время
Москва становится главой Русского государства. Строительство новых и перестройка старых кремлевских строений были поручены лучшим итальянским и русским мастерам.
В исторических документах 1487 г. сказано, что князь Иван Васильевич издал указ об основании «палаты великой». В 1491 г. на Соборной площади началось возведение нового светского здания - Большой палаты. В последствие она была переименована в Грановитую, что связано с наружной обработкой фасада граненым камнем. Подобная отделка была характерна для итальянского архитектурного стиля эпохи Возрождения.
Располагалось здание перед приемным покоем Кремлевского дворца. Вблизи была выстроена Средняя палата и Верхнее крыльцо. На крыльце сходилось три лестницы, именуемые Красным крыльцом, Золотой решеткой и Благовещенской папертью.
Слайд 4Красное крыльцо - это площадка, перед входом в Святые сени
Слайд 5По Красному крыльцу русские самодержцы проходили в Успенский собор на коронование. Последний
раз такая процессия прошла в 1896 г., когда короновали Николая II.
По приказу Сталина лестницу убрали в 1930 г. , но в 1994 г. ее снова восстановили. И в 2004 г. на восстановленном крыльце, согласно древних традиций, был проведен парад по случаю инаугурации президента России Путина В.В.
В 1630 г. в Грановитую палату поставили голландский орган с кукушкой и соловьем.
Слайд 6Здание палаты двухэтажное, при этом первый, цокольный этаж, не сообщен с верхним.
Согласно старой документации, в нижнем располагались печи. На верхнем расположена знаменитая Грановитая палата. Представляет она собой большой торжественный зал. Особую красоту ему добавляет система крестовых сводов. Эти своды опираются на центральный столб. Зал поражает своими размерами: площадь составляет 495 кв. м, высота 9 м. Днем его освещает солнечный свет из 18 окон, расположенных с трех сторон.
Слайд 8В вечернее время в качестве освещения используются 4 круглых массивных люстры, сделанных
из бронзы. Тематика живописи - библейская. На системе сводов изображены картины сотворения мира, фрагменты из жизни Адама и Евы. Здесь можно наблюдать жизнь Иосифа, переданная в картинах, а также нарисованные сцены «праведного и неправедного суда». Преддверие Грановитой палаты, Святые Сени, необычайно торжественны. Величие и пышность им придают порталы. Сделаны они при помощи резьбы из белого камня. Порталы обильно позолочены и имеют резные двери. Также поражает богатство растительной орнаментации и прочие изображения, в том числе геральдика. Имеются двери-обманки, сделанные в XIX в. Вход в зал из Святых сеней возможен только через один портал.
Слайд 10Интересные факты:
Согласно сметы, составленной иконописцами, для работы над залом Грановитой палаты требовалось
50 человек «добрых мастеров» и 40 человек «середних». Также требовалось: 100 000 листов красного сусального золота, 16 ведер олифы, 200 аршин холстов и огромное количество натуральных красок. Только киновари (ярко-красная краска) требовалось 15 пудов, вохры (желто-красная) 4 пуда, голубой 15 пудов, по 4 пуда мела и белил, копченых чернил 300 кувшинов, 50 грецких губок и многое другое;
Обычаи того времени запрещали женщинам царской семьи присутствовать на торжественных церемониях в палате. Для царевны и царицы была создана особая комната-тайник, в которой через специальное окошко можно было наблюдать, что происходит в зале. Вход в тайник расположен со стороны Владимирского зала.
Слайд 12После объемных реставрационных работ Грановитая палата стала вновь открытой для посетителей в
2012 году. Руководил проектом реставратор Андрей Михайленко.
Слайд 13В процессе работ были восстановлены росписи на стенах. Для этого в очередной
раз использовалось описание Симона Ушакова. Сегодня внутренний интерьер мало чем отличается от убранства в 17 в. Мастера восстановили ковры и паркет, для набора которого использовали 16 пород деревьев. При этом использовалась специальная технология создания эффекта «зеркального паркета». Для работ по восстановлению мебельной ткани, не реставрированной с 19 в. привлекли специалистов из Великобритании. Пока художники работали над воссозданием внутреннего интерьера помещений, рабочие укрепили стены, заменили кровлю, усилили фундамент и сделали дренаж. Благодаря устройству новых инженерных коммуникаций, теперь в помещении поддерживается определенный микроклимат. В палате находится 51 раритетный экспонат, над каждым из которых потрудился реставратор.