Гуманитарное религиозное образование

Содержание

Слайд 2

религиозная культура

освоение национальных традиций и мирового культурного наследия

универсальные учебные действия

развитие способности ориентироваться

религиозная культура освоение национальных традиций и мирового культурного наследия универсальные учебные действия
в системе моральных норм и ценностей

воспитание уважения к культуре других народов

Слайд 3

Задачи ФГОС

ООО
формирования осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям .., к вере

Задачи ФГОС ООО формирования осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям ..,
и религиозным убеждениям других людей, понимания значения религиозных идеалов…

НОО
формирование у школьника первоначальных представлений об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

Слайд 4

Три парадигмы религиозного образования

Три парадигмы религиозного образования

Слайд 5

Пространство педагогической реальности
в гносеологической координации

Пространство педагогической реальности в гносеологической координации

Слайд 6

«...Не следует ни на минуту упускать из виду различие между общественностью

«...Не следует ни на минуту упускать из виду различие между общественностью и
и государственностью, между религиозностью и церковностью. Необходимо воспитывать человека как общественное существо; но отсюда совсем не следует подчинение педагогического процесса государству и изменчивой политике. Точно так же необходимо воспитывать человека как существо, снабженное религиозным сознанием; но отсюда очень далеко до необходимости внесения в педагогический процесс церковных требований» П.Ф. Каптерев

Слайд 7

«Религия может и должна преподаваться в соответствии
с общеобразовательными критериями»
Ф.Швайцер. Международные стандарты

«Религия может и должна преподаваться в соответствии с общеобразовательными критериями» Ф.Швайцер. Международные
РО

«Высшая степень развития человека состоит интеллектуально
в разумности и практически в самостоятельности. Средство к
самостоятельности и самоопределению есть самодеятельность»
Педагогические принципы Песталоцци по Дистервегу

«Гуманистическое преподавание различных предметов, в том
числе и религии, должно направлять ученика к тому, чтобы он
всегда соприкасался с собственными переживаниями, и вести
его дальше к предположениям и правде»
В.А. Лай. Экспериментальная дидактика

Слайд 8

Принципы новой концепции РО в Турции:
Религия должна преподаваться детям с верой,

Принципы новой концепции РО в Турции: Религия должна преподаваться детям с верой,
описательно и критически;
Религиозное образование поощряет встречу молодых людей с духовными и религиозными ценностями разных традиций, чтобы обогатить и углубить их личностное развитие;
На молодых людей смотрят не как на верующих или неверующих, а как на учащихся;
Религиозное образование должно быть образовательным по природе и профессиональным по качеству;
Религиозное образование должно вносить вклад во взаимопонимание и укрепление мира;
Религиозное образование, как и другие гуманитарные дисциплины, никогда не является нейтральным в ценностном отношении, но оно является светским, когда составляет часть общеобразовательной программы для всех учащихся

Mualla Selçuk. Re-thinking Religious Education in Turkish Schools

Слайд 9

«В письмах законоучителей, с которыми я знакомился по долгу редакторской службы, явно

«В письмах законоучителей, с которыми я знакомился по долгу редакторской службы, явно
прочитывалось их желание «приравнять свой “предмет” к науке... Вот почему их труд не вызывает никакого религиозного света и даже до известной степени производит атрофию самой религиозной восприимчивости в детях и юношах... Религия вовсе не наука; и представляет глубокую педагогическую ошибку, а главное, религиозную ошибку подходить к ней с приемами науко-образной передачи и наукообразного усвоения». В.В. Розанов

«Мало “признать” какое-либо вероисповедание; надо принять его верным актом... Если бы человечество усвоило первую и основную аксиому религиозного опыта, гласящую, что “искренняя вера невозможна без свободы”, то оно поняло бы, что свободное и искреннее религиозное заблуждение есть все же вера, тогда как навязанное и неискреннее религиозное правоверие есть могила веры». И.А. Ильин

Слайд 10

Ситуация постмодерна

кризис идеологических оснований модерна (крушение веры в разум, прогресс, единство истины

Ситуация постмодерна кризис идеологических оснований модерна (крушение веры в разум, прогресс, единство
и автономию человека)
развитие информационно-коммуникационных технологий, и как следствие
превращение знания в товар (отчуждение знания, коммерциализация образования)
проблема мультикультурности
радикальный плюрализм и приватизация духовной жизни (делигимитизация метанарратива)
новая гносеологическая ситуация

Слайд 11

личностное
ситуативное (контекстуальное)
удовлетворенность частичным знанием (аксиома неполноты знания)
понимание вместо объяснения (Дильтей)

личностное ситуативное (контекстуальное) удовлетворенность частичным знанием (аксиома неполноты знания) понимание вместо объяснения
наличие нравственного измерения

Особенности гуманитарного знания

Слайд 12

Условия вхождения в гуманитарную парадигму познания

реабилитация субъективности, субъектная позиция в познании
Объективность определяется

Условия вхождения в гуманитарную парадигму познания реабилитация субъективности, субъектная позиция в познании
не независимостью от субъекта, а общезначимостью опыта
принятие плюрализма языковых игр и этико-эпистемологических посылок
Признается и приветствуется возможность альтернативных интерпретаций опыта
освоение гуманитарной методологии

Слайд 13

Эпистемология до Канта

Эпистемология до Канта

Слайд 14

Эпистемология после Канта

смыслы

эйдосы

субъект

объект

факты

конст-
рукты

априор-
ные
струк-
туры

Гуссерль

Глазерсфельд

Гадамер

Хайдеггер

неопозитивисты

смещение парадигмы

ясность

предрас-
судки

неокантианцы

область феноменального

Эпистемология после Канта смыслы эйдосы субъект объект факты конст- рукты априор- ные