Слайд 2
Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. История русской игрушки
насчитывает многие тысячелетия. С древних времен игрушка является проявлением любви взрослых к детям, средством для общения.
В народной игрушке отразились представления наших древних предков о мире.
Из поколения в поколение, от матери к дочери, от деда к внуку, от отца к сыну передавали мастера секреты изготовления игрушек. Бережно хранят и преумножают эти традиции мастера крупнейших центров народного творчества России – Дымково, Филимоново, Каргополя и многих других.
Слайд 3Рязанский край тоже славится своими мастерами. Скопинская, Вырковская, Демидовская и др. игрушки
известны по всей России и выставляются в музеях по всей стране.
Как Рязань красива наша
И талантлив наш народ!
Об рязанских, об умельцах,
На всю Русь молва идет!
Наша русская игрушка
Не стареет сотни лет!
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет!
Так давайте же совершим путешествие в мир народной игрушки рязанского края…
Слайд 4Сапожковская игрушка
Село Александро-Прасковьинка расположено в Рязанском крае, в Сапожковском районе. В народе
его называют просто – Глинки, потому, что там находились залежи глины. В селе, не одно столетие, почти всё население занималось гончарством. Только вот сейчас мастеров почти не осталось. Гончарное дело в Глинках сошло «на нет» и остались лишь смешные игрушки, которые умеют лепить по традиции лишь несколько стариков, да любители, успевшие перенять у них мастерство.
Слайд 5Сапожковская глиняная игрушка может быть покрыта зелёной поливой, а может быть без
глазури, с раскраской. Цветовая гамма не велика. Преобладают коричнево-оранжевый, синий, зеленоватый цвета. Всё выглядит очень просто и незамысловато.
Слайд 6Много свистулек, которые здесь называют «улютки». Они в виде привычных домашних животных
— собачек, лошадок, кисок, птичек. Есть ощущение, что мастер мало заботится об аккуратности, но всё получается очень выразительно, самобытно, у каждой фигурки есть свой характер.
Слайд 7Демидовская игрушка
Игрушки выполненные мастерами села Демидово Шацкого района. Демидовские фигурки вылеплены из
глины. Их легко отличить от остальных по кокетливым барыням. Птичку-свистульку они держат не под мышкой, как в филимоновских игрушках, а на груди, перед собой. В их шляпки вставлены перышки. Юбка, как правило, разделана полосатой или клетчатой росписью как домотканая.
Слайд 8Также интересны демидовские всадники. Поражает простота приема, который передает движение: всадник составляет
единое целое с конем. Другие сюжеты демидовских игрушек немногочисленны и типичны для глиняных русских свистулек. Это баранчики, уточки, петушки и прочие домашние животные.
Слайд 9Скопинская игрушка
Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области,
на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, и глиняная игрушка. Скопинская игрушка представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.
Слайд 10Для игрушек характерна простота форм; к обычным персонажам русской игрушки здесь прибавили драконов
и легендарную птицу «Скопу». Игрушки не расписывали, использовали цветные (зеленую, желтую) глазури или обварку из разных составов, чтобы варьировать цвет от светло-бежевого до красно-коричневого.
Слайд 11Вырковская игрушка
В деревне Вырково Касимовского района изготовлением глиняной игрушки стали заниматься чуть
больше 100 лет назад.
Большинство Вырковских игрушек представляли собой свистульки, зачастую правдиво передававшие издаваемые животными звуки (свинья хрюкала, петух кукарекал и т.д.)
Слайд 12Для Вырковской игрушки характерны миниатюрные изображения людей и животных в движении, отличающиеся
правдивостью передачи поз и движений. Мастерами создавались и жанровые композиции, изображавшие сценки пляски, борьбы и т.д. Вырковская игрушка украшена скромной поливой из белой и желтой глины и свинцового сурика. «Без нее светлоты нет и ласки», — говорят мастера. Блестящая глазурь обволакивает головки фигурок, украшает главные детали и одновременно выделяет естественную красоту глины.