Икона Вознесение

Слайд 2

В четверг  шестой недели после Пасхи церковь  празднует один из главных  праздников - Вознесение Господне. История

В четверг шестой недели после Пасхи церковь празднует один из главных праздников
Вознесения имеет давнюю традицию, уходя в четвертый век. Соответственно, и богатую иконографию. Классическая формула изображения каждого православного праздника формируется постепенно, со временем отбрасывая одно и добавляя другое.
Опираясь на Новый Завет, апокрифы, богословие и творения отцов церкви, иконописцы также вносили некоторые важные детали, о которых во всех этих книгах не упоминается вовсе. Так произошло, например, с иконой Вознесения Господня.
Одна из самых известных канонических икон праздника принадлежит Андрею Рублеву, писавшему ее для иконостаса собора Успения г. Владимира (1408 г.). Сейчас икона постоянно находится в Третьяковской галерее, но в мае этого года ее впервые  вывезли за границу: во время визита в Грецию В.В.Путин открывал  выставку иконы Вознесения в рамках года русской культуры.

Слайд 3

Одна из самых известных канонических икон праздника принадлежит Андрею Рублеву, писавшему ее

Одна из самых известных канонических икон праздника принадлежит Андрею Рублеву, писавшему ее
для иконостаса собора Успения г. Владимира (1408 г.). Сейчас икона постоянно находится в Третьяковской галерее, но в мае этого года ее впервые  вывезли за границу: во время визита в Грецию В.В.Путин открывал  выставку иконы Вознесения в рамках года русской культуры.

Слайд 4

Вкратце о самом событии. В Евангелии рассказывается, что после Воскресения Спаситель сорок дней

Вкратце о самом событии. В Евангелии рассказывается, что после Воскресения Спаситель сорок
учил учеников Царствию Божьему, а в последний  день возвел их на гору Елеонскую, где благословил их и завещал оставаться в Иерусалима еще десять дней, дожидаясь схождения Утешителя – Духа Святого.
После этого Иисус стал подниматься вверх, возносясь на небо. Так завершилось Его земное служение. Во время восхождения апостолам явились два ангела, которые сказали, что не надо печалиться, потому что Господь вернется – тем же путем, каким взошел на небо.

Слайд 5

Иконографическая традиция праздника Вознесения имеет одну важную особенность – она следует не за Евангелием,

Иконографическая традиция праздника Вознесения имеет одну важную особенность – она следует не
а за праздничным богослужением, в котором центральной фигурой является Богородица, хотя согласно Евангелию Ее в момент Вознесения не было рядом с апостолами.

Не было там и апостола Павла, который в то время был еще ревностным иудеем и носил другое  имя, но и он тоже изображен в числе двенадцати. Такое прочтение события имеет глубокий богословский смысл, связанный с тем, что икона праздника символизирует наследие, оставленное на земле Иисусом - Новозаветную церковь, рождение которой будет праздноваться через десять дней - в Троицу.

Современная версия иконы Андрея Рублева "Вознесение"

Слайд 6

Богородицы  не было среди апостолов, но Вознесения не было бы, если бы  не родилась

Богородицы не было среди апостолов, но Вознесения не было бы, если бы
Дева Мария, если бы Она не дала согласие на зачатие Духом Святым и не родила Богомладенца. Наконец, невозможно помыслить Новозаветную церковь  без превращения фарисея Савла в апостола Павла,
без его миссионерских трудов, равных которым ни до, ни после не было. Поэтому с богословской точки зрения Богородица действительно ключевая фигура  истории Боговоплощения, а апостол Павел – главный проповедник христианства, обративший тысячи язычников в христианскую веру.

Слайд 7

А.Рублев. Икона "Вознесение" 1408 г. Иконостас Успенского собора г. Владимира

Андрей Рублев –

А.Рублев. Икона "Вознесение" 1408 г. Иконостас Успенского собора г. Владимира Андрей Рублев
чисто русское явление, несмотря на то, что учился он у византийского иконописца Феофана Грека. Инок Андрей  пошел своим путем, воплотив в своем творчестве русский тип святости, основанный не на аскетизме и строгости, а на красоте, добре, гуманизме, гармонии и просветленности. Кредо Андрея Рублева – единство мудрости, красоты, любви и человечности.
Мир рублевской  иконописи – оптимистический, одухотворенный, преображенный любовью и милосердием. Икона Вознесения – одна из лучших икон преподобного Андрея, хотя вершиной его творчества является «Троица». Авторство иконы Вознесения никем не оспаривается, потому что в ней проявились все особенности рублевской иконописи.