Иннокентий Анненский

Содержание

Слайд 2

Учитель
А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошёл, и тени не оставил.
Весь яд

Учитель А тот, кого учителем считаю, Как тень прошёл, и тени не
впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся...
А.А.Ахматова
(Памяти Иннокентия Анненского.
16 января, 1945)

Что сказано в нём об Анненском-человеке
и особенностях его поэзии?

Слайд 3

Штрихи к портрету

Родился в Омске, в семье крупного чиновника.
Преподавал древние языки, античную

Штрихи к портрету Родился в Омске, в семье крупного чиновника. Преподавал древние
литературу, русскую словесность.
Был директором Царскосельской гимназии.
Стихи начал печатать поздно, в начале 1900-х годов.
Он выступал также как литературный критик.
Книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910)
Анненского пытались «сделать своим» символисты, называли своим наставником акмеисты.

Слайд 4

У сборника «Кипарисовый ларец»
в какой-то мере типичное
для поэтов Серебряного века,

У сборника «Кипарисовый ларец» в какой-то мере типичное для поэтов Серебряного века,
любивших оригинальные и
необычные заглавия, название.
Это настоящий ларец
из кипарисового дерева,
в котором Анненский хранил
свои тетради со стихами.
Но не может не звучать
и символическое значение:
в русской традиции кипарис
понимался как дерево скорби,
а согласно античной легенде
в этом дереве была заключена
душа юноши Кипариса,
любимца Аполлона.

Слайд 5

Книга стихов
«Кипарисовый ларец»

Стихи –
«жемчужины
безупречного
совершенства»

Круг
идей поэта
«остр и

Книга стихов «Кипарисовый ларец» Стихи – «жемчужины безупречного совершенства» Круг идей поэта
нов»

Психологически
достоверно отражены
«мелочи и уколы жизни»

Слайд 6

«Что же в русской поэзии предварял, предзнаменовал собой Анненский?»

«Он обновил весь русский

«Что же в русской поэзии предварял, предзнаменовал собой Анненский?» «Он обновил весь
стих.»
«Он менял не форму стиха, - наполнение.»
«Он привёл с собой сотни небывалых эпитетов.»
«Он сделал метафоры конкретикой, а конкретику жизни – символом.»
«Он изменил прихотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха.»
«И, наконец, он увидел весь сумрак и ужас, который всем нам в нашем (20) веке предстоял.» (Борис Евсеев)

Слайд 7

Основные мотивы лирики И. Ф. Анненского

Мотив двоемирия («Свечку внесли», «Мучительный сонет»).
Мотив тоски

Основные мотивы лирики И. Ф. Анненского Мотив двоемирия («Свечку внесли», «Мучительный сонет»).
и одиночества человека, живущего в неблагополучном мире. Противопоставление мира реального миру идеальной красоты («Тоска мимолётности», «Тоска припоминания»).
Мотив сочувствия и жалости к несчастным («В дороге», «Картинка»).
Мотив совести, ответственности каждого за всё, что совершается при нём («К портрету Достоевского», «Старые эстонки»).
Мотив неприятия буржуазного мира с его жестокостью, “рыночностью”, уподоблением человека вещи («Кулачишка»).
Мотив возвышенной любви и невозможности её в этом мире («Среди миров», «Сиреневая мгла», «Смычок и струны»).
Мотив мучительности творчества («Поэзия», «Поэту», «Старая шарманка»).
Мотив природы, отторгнутой от жизни городского человека и страдающей от него («За оградой», «Желание жить», «Ноябрь», «Ветер»).

Слайд 8

Задание №1

С каждым днём в искусстве слова всё тоньше и всё беспощадно-правдивее

Задание №1 С каждым днём в искусстве слова всё тоньше и всё
раскрывается индивидуальность с её капризными контурами, болезненными возвратами, с её тайной и трагическим сознанием нашего безнадёжного одиночества и эфемерности. <…> Не то я, которое противопоставляло себя целому миру, будто бы его не понявшему, а то я, которое жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». (И.Ф.Анненский)

Поэт пишет о лирическом я,
которое «жадно ищет впитать в себя этот мир
и стать им, делая его собою». Попробуйте объяснить эту мысль,
перечитывая стихотворения «Снег», «Тоска мимолётности»,
«Мучительный сонет» и другие.

Слайд 9

«Любите ли Вы стальной колорит, но не холодный,
сухой, заветренно-пыльный, а стальной

«Любите ли Вы стальной колорит, но не холодный, сухой, заветренно-пыльный, а стальной

только по совпаденью – влажный, почти парной,
когда зелень темней от сочности, когда солнце
ещё не вышло, но уже тучи не могут, не смеют
плакать, а дымятся, бегут, становятся тонкими,
просветлёнными, почти нежными? Сейчас я из сада.
Как хороши эти большие гофрированные листья
среди бритой лужайки, ещё эти пятна вдали,
то оранжевые, то ярко-красные, то белые…
Я шёл по песку, песок хрустел, я шёл и думал…
Зачем не дано мне дара доказать другим и себе,
до какой степени слита моя душа с тем, что не она,
но что вечно творится и ею, как одним из атомов
мирового духа, непрестанно создающего
очаровательно-пёстрый сон бытия? Слово?..
Нет, слова мало для этого… Слово слишком
грубый символ … слово опошлили, затрепали,
слово на виду, на отчёте… Поэзия, да: она выше слова.»

И. Анненский

Слайд 10

Задание №2

Сопоставьте текст письма Анненского со стихотворением «Мучительный сонет».
Что сближает письмо и

Задание №2 Сопоставьте текст письма Анненского со стихотворением «Мучительный сонет». Что сближает
стихотворение?
Как и в чём их объединяет позиция автора?
Что привносит в текст поэтическая интонация, музыка поэтического слова?
Найдите в стихотворении все лексические повторы. Как они помогают передать душевное состояние лирического героя?

Слайд 11

Едва пчелиное гуденье замолчало,
Уж ноющий комар приблизился, звеня...
Каких обманов ты, о сердце,

Едва пчелиное гуденье замолчало, Уж ноющий комар приблизился, звеня... Каких обманов ты,
не прощало
Тревожной пустоте оконченного дня?
Мне нужен талый снег под желтизной огня,
Сквозь потное стекло светящего устало,
И чтобы прядь волос так близко от меня,
Так близко от меня, развившись, трепетала.
Мне надо дымных туч с померкшей высоты,
Круженья дымных туч, в которых нет былого,
Полузакрытых глаз и музыки мечты,
И музыки мечты, еще не знавшей слова...
О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,
Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!

Какие детали земной жизни
названы в стихотворении?
— Какие знаки другого мира
указаны в третьей строфе сонета?
Попытайтесь объяснить образ:
“И музыки мечты, ещё не знавшей слова...”
— Вспомните определение сонета
как стихотворной формы
и скажите, как вы понимаете
последние две строчки?
— Можно ли сделать
вывод о том,
что уже в поэтике первого трилистника
проявились элементы
символистских и акмеистических систем?

Слайд 12

Тоска мимолетности
Бесследно канул день. Желтея, на балкон
Глядит туманный диск луны, еще

Тоска мимолетности Бесследно канул день. Желтея, на балкон Глядит туманный диск луны,
бестенной,
И в безнадежности распахнутых окон,
Уже незрячие, тоскливо-белы стены.
Сейчас наступит ночь. Так черны облака...
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
Там все, что прожито, - желанье и тоска,
Там все, что близится, - унылость и забвенье.
Здесь вечер как мечта: и робок и летуч,
Но сердцу, где ни струн, ни слез, ни ароматов,
И где разорвано и слито столько туч...
Он как-то ближе розовых закатов.

Слайд 13

«Тоска мимолётности»
Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерках, когда

«Тоска мимолётности» Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерках, когда
луна ещё только всходит? Что вообще человек переживает в это время суток?
О каком состоянии героя можно догадаться по словам: “в безнадёжности”, “уже незрячие тоскливо-белы стены”, “так чёрны облака”, “Там всё, что прожито, — желанье и тоска, // Там всё, что близится, — унылость и забвенье”.
Прочитаем третью строфу. Как действуют сумерки на героя, и был ли он счастлив вечером, хотя он говорит “здесь вечер как мечта...”?

Слайд 14

Поэзия Анненского ассоциативна.
«Он действительно любит намёки, «недосказы», и поэтому опускает звенья поэтической

Поэзия Анненского ассоциативна. «Он действительно любит намёки, «недосказы», и поэтому опускает звенья
логики. Но эти звенья почти всегда восстановимы.» Л.Гинзбург

Задание №3

Слайд 15

Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка...
От нее даже дыму
Не уйти в облака.
Эта

Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка... От нее даже дыму Не
резанность линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенский синий
И заплаканный лед!
Но люблю ослабелый
От заоблачных нег -
То сверкающе белый,
То сиреневый снег...

И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,
Точно стада в тумане
Непорочные сны -
На томительной грани
Всесожженья весны.

«Снег"

Слайд 16

Какая верность взгляда,
и какой твёрдой рукой
это написано! Но почему,
например,

Какая верность взгляда, и какой твёрдой рукой это написано! Но почему, например,
снег синий?
Какова здесь логика эпитета?
Зима – грузная, зима – обуза,
с нею трудно. Лёд – синий,
обнажённый, лишённый покрова;
нищ тот, кто всего лишён,
предоставлен холоду. Синева льда
сцеплена с нищенством. Дальнейший
ход ассоциаций: нищенский
– заплаканный. Но лёд заплакан,
вероятно, ещё и потому,
что местами подтаял
и на нём проступает вода.
Тяжесть и холодная обнажённость
окончательно осмысляются
в единстве со второй частью
стихотворения.

Л.Гинзбург

Слайд 17

Но люблю ослабелый
От заоблачных нег -
То сверкающе белый,
То сиреневый снег...

И особенно талый,
Когда,

Но люблю ослабелый От заоблачных нег - То сверкающе белый, То сиреневый
выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,
Точно стада в тумане
Непорочные сны -
На томительной грани
Всесожженья весны.

Прочитайте три четверостишия
стихотворения «Снег»
и попытайтесь показать
единство двух его частей,
о которых говорит Л. Гинзбург.
Объясните дальнейшую цепь
ассоциаций образов.

Имя файла: Иннокентий-Анненский.pptx
Количество просмотров: 172
Количество скачиваний: 0