Содержание
- 2. Художественный текст Художественный текст служит планом выражения образного строя произведения. Образ «всегда является эстетически организованным структурным
- 3. Текст как «структура словесных форм в их эстетической организованности». «Творчество писателя, его авторская личность, его герои,
- 4. Содержание и форма произведения «Произведение искусства есть явление не природное, а это значит, что в основе
- 5. Художественный текст как сложная система «Понимание есть повторение процесса творчества в изменённом порядке». А.А.Потебня
- 6. Лингвистический анализ Это определение «тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка», «разыскание значений: слов, оборотов,
- 7. Литературоведческий анализ Это анализ идейно-эстетического содержания текста, рассмотрение проблематики, жанровой специфики, системы образов литературного произведения и
- 8. Текст как объект филологического анализа Цель лингвистического анализа текста — «показ тех средств, посредством которых выражается
- 9. Интегрированный урок русского языка и литературы Основное внимание должно быть сосредоточено на особенностях функционирования единиц языка
- 10. Задачи учителя Р Л СТ
- 11. Этапы работы с текстом. Этап 1 На первом этапе после первого прочтения текста осуществляется определение эмоционального
- 12. Этапы работы с текстом. Этап 2 1) определить сильные позиции текста (анализ текстовых знаков: заглавия, имеющихся
- 13. «Анализ текста имеет циклический характер... Мы постоянно переходим от формы к содержанию и обратно, отдавая на
- 14. Текст
- 15. (1)Михаилу не спалось, и он вышел из дома в ночной сад, чтобы немного проветрить голову. (2)Последние
- 16. (17) В их старом доме хранилась большая шкатулка с пуговицами. (18)Разномастная коллекция пополнялась издавна и была
- 17. Роль заглавия текста Гальперин И.Р. Выготский Л.С. Кожина Н.А. Брудный А.А.
- 18. Работаем с текстом Определите, как связано название с темой, идеей, образами в рассказе. Каким образом соотносятся
- 19. Шкатулка Бога – звёздное небо: звёзды – пуговицы, которыми время от времени латают небесную рубаху; «И
- 20. Текстовые знаки Метатекст - это такая часть текста, которая обладает свойствами связности и цельности. В художественном
- 21. Функция метатекста в произведении А. Попович, М. Р. Майенова : «Текст о тексте»; «авторское повествование об
- 22. Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. Его плоды могли
- 23. Композиция рассказа Композиция включает в себя «расстановку» персонажей (система образов); последовательность событий и поступков (композиция сюжета);
- 24. Композиция - идея текста
- 25. Композиционные приемы повтор усиление противопо-ставление монтаж Повтор – один из самых часто встречающихся приемов. Высшая степень
- 26. Работаем с текстом На какие композиционные части делится текст? Как его содержание согласуется с таким построением?
- 27. Трансформация образа героя Почему?
- 28. Лексико-грамматический строй рассказа
- 29. Группа 1 Определите художественные образы и используемые автором изобразительные приемы, объединяющие первую и третью части рассказа.
- 30. Работаем с текстом Какие слова одной лексико-семантической группы повторяются при описании ночного пейзажа? Какие образы доминируют
- 31. Роль пейзажа в раскрытии авторской позиции Пейзаж создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие; подчеркивает психологическое
- 32. Образ ночи в рассказе Литературовед Е.А.Маймин: «…Ночь - это время и условие познания: время духовной ясности
- 33. Через образы - к проблематике текста
- 34. Внутренний мир человека Проблема способности к образному познанию мира; эмоционально-чувственного отношения к миру; становления духовного начала
- 35. Бесконечное разнообразие миров; ощущение своей приобщённости к Космосу; бесконечность пространства и времени; вход в вечное, непостижимое;
- 36. Через образы - к проблематике текста
- 37. Природа, космос, окружающий мир Проблема осознания единства жизни человека и Вселенной; обретения философского мировосприятия; восприимчивости человека
- 38. Слово-образ звезда Это символ вечности, света, высоких устремлений, души и т.д. Докажите, что сходный смысл выражается
- 39. Жизнь, смерть, бессмертие Проблема преодоления смерти и достижения бессмертия; утверждения духовного бессмертия человека; обретения бессмертия в
- 40. Многозначность образа Дома в литературе Дом жилище, хранитель духовных, культурных, нравственных ценностей и традиций, воплощение связи
- 41. Исследуем текст Как вписан в смысл названия и композицию рассказа образ дома? Как через рассказ о
- 42. Через образы - к проблематике текста
- 43. Дом, семья, детство Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве; роли семьи в развитии ребёнка;
- 44. Пространство и время в рассказе Грамматика определяет для каждого языка порядок, который распределяет… пространственность во времени.
- 45. Образ времени может быть связан с мотивами движения развития становления преходящего, земного вечного противопоставления преходящего и
- 46. Время в рассказе. Система языковых знаков Лингвистический анализ; комментарий; авторская позиция
- 47. Время в рассказе. Система языковых знаков Лингвистический анализ; комментарий; авторская позиция
- 48. Обратите внимание! Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения осуществляются благодаря фигуре повествователя. Повествователь может
- 49. Образ пространства в рассказе Небо, бесчисленные звёзды, созвездия, перемигивающаяся синь, бесконечность, Большая Медведица, созвездие Цефея и
- 50. «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и примет
- 51. Языковые средства выражения пространственных отношений в рассказе Лингвистический анализ
- 52. Влияние на образ жизни человека, его судьбу, самоощущение, мироощущение. Пространство и время включены в повествование и
- 53. Изобразительные возможности графостилистических средств Стилистические средства, с помощью которых передаются общие закономерности функционирования определенных единиц текста.
- 54. Интонационное оформление текста Паузы в тексте (логические (смысловые) и психологические (диктуемые чувством)- составной компонент его интонационного
- 55. Работаем с текстом Определите разновидность психологических пауз в следующих фрагментах текста: (7)Он прокашлялся, опустился на землю,
- 56. Лексические изобразительно-выразительные средства русской речи «Под рукой мастера слова преобразовываются и преображаются, получают дополнительные характеристики, обнаруживают
- 57. Память как система образов ПАМЯТЬ Проблематика; комментарий; лингвистический анализ
- 58. Работаем с текстом Выпишите словосочетания, создающие зрительные образы неба, звёзд. Какие тропы использованы автором? Какие языковые
- 59. Лингвистический анализ Лексика. Исследуем текст
- 60. Сравнительные обороты (Небо) как купол большой палатки; (раскладушка заворчала) как соседский пёс (появление пуговицы) как по
- 61. Лексический повтор Он создает целостность текста. Выполняет в тексте усилительно-выделительную и композиционную функции. Повтор служит для
- 62. звёзды бесконечность знакомые знакомая огромный сад знакомый Все миры - материал для исследования ребёнка; чудо восприятия
- 63. «В начале было СЛОВО…» Энергия слов, чувств и действий отца Образность мыслей и чувств ребенка Рождение
- 64. семья, земной мир дом, сад, бабушка, дед, мама, отец небо, синь, звёзды, созвездия, бесконечность Вселенная, горний
- 65. россыпь множества застежек разных цветов и диаметров Шкатулка бабушки Шкатулка Бога беспорядочное скопище мерцающих золотых пуговиц
- 66. … где всё живое: перемигивающаяся синь; раскладушка недовольно… заворчала; небо позволяло себе устало прилечь на крыши
- 67. Изобразительные возможности морфологии Какова роль существительных в 1-5 предложениях? Проанализируйте 7-14 предложения текста. Какая глагольная форма
- 68. Символика имени Что значит имя Михаил? (Древнеевр.)- равный Богу, богоподобный. Как в имени героя нашел своё
- 69. Синтаксические образные средства языка Синтаксис (вместе с другими языковыми средствами выразительности) часто служит способом обрисовки внутреннего
- 70. Выразительные возможности синтаксиса Синтаксис текста может передавать дополнительную смысловую, эмоциональную информацию; вызывать различные состояния (напряженности, взволнованности,
- 71. Работаем с текстом Обоснуйте выделение абзацев в тексте. Назовите лексические и грамматические средства связи в них.
- 72. Память как система образов ПАМЯТЬ
- 73. Экспрессивные возможности структуры предложения При оценке экспрессивности и художественного своеобразия текста можно сопоставить предложения из текста
- 74. Синтаксис (предложения 40-41) Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций - разговорная речь, поэтому они придают художественной речи
- 75. Исследуем текст. Синтаксис (41)Ты только не промахнись, слышишь… Сложное предложение, первая часть которого -двусоставное предложение с
- 76. Исследуем текст. Инверсия Традиционное предложение имеет следующую структуру: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Задание: найдите в
- 77. «Михаил опустился на землю» – «Михаил поднялся с земли»; «никому не нужные яблоки» – «сорвал… яблоко»
- 78. Образ автора как определяющая категория словесного построения художественного произведения Образ автора теснейшим образом связан с языковой
- 79. Авторская позиция Н.С. Валгина под авторской модальностью подразумевает «модальность текста» как «выражение в тексте отношения автора
- 80. Автор Видит взаимосвязь между существованием человека и бытием Вселенной, их единство; рассматривает место и роль человеческой
- 81. Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы? С помощью композиции текста, ведь в ней «отражается не
- 82. Важно приучать школьников к внимательному чтению художественного текста, формировать умение видеть, как его языковое оформление помогает
- 83. Уроки развития речи Усиление функционально-коммуникативного аспекта в преподавании грамматики свидетельствует о внимании на уроках русского языка
- 84. Реализация интеграции русского языка и литературы в работе с художественным текстом Рассмотрение смежных лингвистических и литературоведческих
- 85. Понимание текста – понимание жизни эпохи «Филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам
- 86. …Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя
- 87. В помощь учителю
- 88. Успехов, коллеги! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен"
- 90. Скачать презентацию