Содержание
- 2. Самые значительные завоевания испанского реализма относятся к живописи первой половины 17 века. Основной сферой деятельности мастеров
- 3. «Погребение графа Оргаса» 1586—88 Церковь Санто-Томе, Толедо Эль Греко «Сошествие Святого Духа» около 1600 Мадрид, Прадо
- 4. «Св. Инесса» 1641 Дрезден, Картинная галерея Рибера «Аполлон и Марсий» 1637 Брюссель, Музей изящных искусств
- 5. «Диоген с фонарём» 1637 Дрезден, Дрезденская галерея Рибера «Хромоножка» 1642 Лувр
- 6. «Смерть св. Бонавентуры» Лувр Сурбаран «Молитва св. Бонавентуры» Дрезден
- 7. «Св. Лаврентий» 1636 Эрмитаж) Сурбаран «Отрочество Марии» ок. 1600 Эрмитаж
- 8. «Вакх» 1628— 1629 Прадо Веласкес «Кузница Вулкана» ок. 1630 Прадо
- 9. «Сдача Бреды» 1634—1635 Прадо Веласкес «Венера с зеркалом» 1657 Лондон. Национальная галерея
- 10. «Менины» 1656 Прадо Веласкес «Пряхи» 1657 Прадо
- 11. Искания Рибальты, Эрреры Старшего и других мастеров подготовили почву для расцвета испанской живописи в творчестве таких
- 12. Эль Греко — испанское прозвище художника Доменико Теотокопули, грека по происхождению. Он родился на острове Крит
- 13. Монументальное полотно «Погребение графа Оргаса» (1586— 1587 гг.) написано для церкви Сан-Томе в Толедо. Согласно местному
- 14. Эль Греко написал множество картин на сюжеты из Нового Завета. В «Сошествии Святого Духа» (1б10—1614 гг.)
- 15. Хусепе Рибера (ок. 1591 —1652), уроженец города Хативы близ Валенсии, был, вероятно, учеником Франсиско Рибальты. В
- 16. Особого внимания заслуживают произведения Риберы, написанные на мифологические сюжеты. Противоречивость творчества мастера, главным проявлением которой была
- 17. Согласно легенде, юная христианка Инеса была обнаженной брошена на поругание. В ответ на горячую молитву девушки
- 18. Наиболее многосторонне Рибера характеризует человека в произведениях, стоящих вне религиозного сюжета,—в изображениях так называемых философов. Мастер
- 19. В 1642 г. он пишет «Хромоножку» (Лувр). В этом произведении, также сочетающем принципы портретного и сюжетного,
- 20. Своеобразную противоположность драматическому искусству Риберы представляет сдержанно суровое искусство Франсиско Сурбарана (1598—ок. 1664). Сын эстремадурского крестьянина,
- 21. Основными заказчиками Сурбарана были различные испанские монастыри, и сам мастер чаще всего изображал сцены из жизни
- 22. Лучшими произведениями цикла являются «Молитва св. Бонавентуры» (Дрезден) и берлинское «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским», в
- 23. В картине «Св. Лаврентий» (1636; Эрмитаж) душевное состояние героя показано очень сдержанно: слегка откинуто назад обращенное
- 24. Наряду с суровыми и величественными образами Сурбаран создавал произведения лирического характера , у него часто встречаются
- 25. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился в 1599 г. в Севилье в небогатой дворянский семье. Рано
- 26. В 1628 г. в Испанию с дипломатическим поручением приехал Рубенс. Возможно, Рубенс стал свидетелем создания Веласкесом
- 27. В созданной в Риме около 1630г. картине «Кузница Вулкана» (Прадо) он необычайно оригинально решает мифологическую тему.
- 28. Яркое свидетельство зрелого искусства Веласкеса — его картина «Сдача Бреды» (1634—1635; Прадо), запечатлевшая падение в 1625
- 29. Какой бы области живописи ни коснулся Веласкес, всюду он создавал нечто новое. Около 1657 г. мастер
- 30. Картина «Менины» (по-португальски менина — молодая девушка-аристократка, которая находилась в качестве фрейлины у испанских инфант, поэтому
- 31. Наконец, художник расширяет в картине само восприятие реальной среды. Пространство здесь как бы выходит за пределы
- 33. Скачать презентацию
Слайд 2Самые значительные завоевания испанского реализма относятся к живописи первой половины 17 века.
Самые значительные завоевания испанского реализма относятся к живописи первой половины 17 века.
Главными очагами реализма «золотого века» на рубеже 16—17 столетий были Севилья и Валенсия — оживленные торговые города, в художественной жизни которых всегда сильнее и ярче, чем в других центрах Испании, проявлялись новые веяния времени.
Введение
Слайд 3«Погребение графа Оргаса» 1586—88
Церковь Санто-Томе, Толедо
Эль Греко
«Сошествие Святого Духа» около 1600
«Погребение графа Оргаса» 1586—88
Церковь Санто-Томе, Толедо
Эль Греко
«Сошествие Святого Духа» около 1600
Слайд 4«Св. Инесса» 1641
Дрезден, Картинная галерея
Рибера
«Аполлон и Марсий» 1637
Брюссель, Музей изящных искусств
«Св. Инесса» 1641
Дрезден, Картинная галерея
Рибера
«Аполлон и Марсий» 1637
Брюссель, Музей изящных искусств
Слайд 5«Диоген с фонарём» 1637
Дрезден, Дрезденская галерея
Рибера
«Хромоножка» 1642
Лувр
«Диоген с фонарём» 1637
Дрезден, Дрезденская галерея
Рибера
«Хромоножка» 1642
Лувр
Слайд 6«Смерть св. Бонавентуры»
Лувр
Сурбаран
«Молитва св. Бонавентуры»
Дрезден
«Смерть св. Бонавентуры»
Лувр
Сурбаран
«Молитва св. Бонавентуры»
Дрезден
Слайд 7«Св. Лаврентий» 1636
Эрмитаж)
Сурбаран
«Отрочество Марии» ок. 1600
Эрмитаж
«Св. Лаврентий» 1636
Эрмитаж)
Сурбаран
«Отрочество Марии» ок. 1600
Эрмитаж
Слайд 8«Вакх» 1628— 1629
Прадо
Веласкес
«Кузница Вулкана» ок. 1630
Прадо
«Вакх» 1628— 1629
Прадо
Веласкес
«Кузница Вулкана» ок. 1630
Прадо
Слайд 9«Сдача Бреды» 1634—1635
Прадо
Веласкес
«Венера с зеркалом» 1657
Лондон. Национальная галерея
«Сдача Бреды» 1634—1635
Прадо
Веласкес
«Венера с зеркалом» 1657
Лондон. Национальная галерея
Слайд 10«Менины» 1656
Прадо
Веласкес
«Пряхи» 1657
Прадо
«Менины» 1656
Прадо
Веласкес
«Пряхи» 1657
Прадо
Слайд 11Искания Рибальты, Эрреры Старшего и других мастеров подготовили почву для расцвета испанской
Искания Рибальты, Эрреры Старшего и других мастеров подготовили почву для расцвета испанской
Значение искусства Веласкеса для развития мировой живописи неоценимо. Его творческое наследие служило источником вдохновения для выдающихся французских мастеров 19 столетия; восторженные оценки ему мы находим у русских реалистов - Крамского, Сурикова, Репина, Серова. Для живописцев разных эпох и поколений искусство Веласкеса всегда остается высоким образцом художественного совершенства.
Заключение
Слайд 12Эль Греко — испанское прозвище художника Доменико Теотокопули, грека по происхождению. Он
Эль Греко — испанское прозвище художника Доменико Теотокопули, грека по происхождению. Он
Около 1577 г. Эль Греко покинул Рим и уехал в Испанию. Официального признания художник здесь не получил: представленная ко двору картина «Мученичество Святого Маврикия» не понравилась королю Филиппу II. Потерпев неудачу при дворе в Мадриде, Эль Греко поселился в Толедо — бывшей столице Испании.
Слайд 13Монументальное полотно «Погребение графа Оргаса» (1586— 1587 гг.) написано для церкви Сан-Томе
Монументальное полотно «Погребение графа Оргаса» (1586— 1587 гг.) написано для церкви Сан-Томе
Композиция картины традиционна для того времени: в нижней части, на земле, совершается погребение, а в верхней, на небесах, душа графа Оргаса предстаёт перед Христом, Богоматерью и святыми. Здесь в полной мере проявилось дарование художника: и удивительная способность создавать образы мистических видений, и острый глаз портретиста, и великолепное чувство цвета (особенно хороши золотые одеяния святых на фоне строгих тёмных костюмов остальных участников церемонии). В этом произведении заключена глубокая идея: силы земной и небесной Церкви соединяются, чтобы прославить обычного человека, не совершившего подвигов; жизнь его так же драгоценна, как жития великих мучеников или святых.
Слайд 14Эль Греко написал множество картин на сюжеты из Нового Завета. В «Сошествии
Эль Греко написал множество картин на сюжеты из Нового Завета. В «Сошествии
Построение композиции и пространства, колорит и персонажи резко отличают живопись Эль Греко от произведений других испанских художников. В своём творчестве мастер всё дальше отходил от традиций современного ему искусства. Поэтому у Эль Греко практически не было последователей.
Слайд 15Хусепе Рибера (ок. 1591 —1652), уроженец города Хативы близ Валенсии, был, вероятно,
Хусепе Рибера (ок. 1591 —1652), уроженец города Хативы близ Валенсии, был, вероятно,
Рибера — художник ярко выраженного драматического плана. Не случайно его так привлекала тема мученического подвига, страдания человека. Но Рибера сумел избежать мелодраматизма и ложного пафоса, присущего подобным произведениям итальянских живописцев. Его образы полны глубокого и искреннего человеческого чувства, что проявилось уже в раннем полотне — «Мученичество св. Себастьяна» (1628; Эрмитаж). Творческое развитие Риберы шло по пути преодоления караваджизма и все большего обогащения художественных средств. Его восприятие человеческого образа становилось содержательнее, освобождаясь, с одной стороны, от некоторой отвлеченности, а с другой — от подчеркивания чисто внешней выразительности натуры.
Слайд 16Особого внимания заслуживают произведения Риберы, написанные на мифологические сюжеты. Противоречивость творчества мастера,
Особого внимания заслуживают произведения Риберы, написанные на мифологические сюжеты. Противоречивость творчества мастера,
Тема мученичества занимает значительное место и в его картинах на мифологические сюжеты. Но если религиозные композиции мастера одухотворены глубоким и возвышенным чувством, то здесь торжествует показ бессмысленно звериной жестокости, физической муки. Это видно в картине «Аполлон и Марсий»
Слайд 17Согласно легенде, юная христианка Инеса была обнаженной брошена на поругание. В ответ
Согласно легенде, юная христианка Инеса была обнаженной брошена на поругание. В ответ
Слайд 18Наиболее многосторонне Рибера характеризует человека в произведениях, стоящих вне религиозного сюжета,—в изображениях
Наиболее многосторонне Рибера характеризует человека в произведениях, стоящих вне религиозного сюжета,—в изображениях
Слайд 19В 1642 г. он пишет «Хромоножку» (Лувр). В этом произведении, также сочетающем
В 1642 г. он пишет «Хромоножку» (Лувр). В этом произведении, также сочетающем
Слайд 20Своеобразную противоположность драматическому искусству Риберы представляет сдержанно суровое искусство Франсиско Сурбарана (1598—ок.
Своеобразную противоположность драматическому искусству Риберы представляет сдержанно суровое искусство Франсиско Сурбарана (1598—ок.
Основными заказчиками Сурбарана были различные испанские монастыри, и сам мастер чаще всего изображал сцены из жизни святых-монахов, которым он посвятил несколько циклов картин. Черты мистицизма присущи многим произведениям Сурбарана, и в его позднем творчестве они становятся определяющими. Но в пору своего творческого расцвета, в 1630—1640-х гг., художник полон мощного ощущения реальной жизни, и оно властно вторгается в сферу канонических религиозных представлений.
Слайд 21Основными заказчиками Сурбарана были различные испанские монастыри, и сам мастер чаще всего
Основными заказчиками Сурбарана были различные испанские монастыри, и сам мастер чаще всего
Слайд 22Лучшими произведениями цикла являются «Молитва св. Бонавентуры» (Дрезден) и берлинское «Посещение св.
Лучшими произведениями цикла являются «Молитва св. Бонавентуры» (Дрезден) и берлинское «Посещение св.
Слайд 23В картине «Св. Лаврентий» (1636; Эрмитаж) душевное состояние героя показано очень сдержанно:
В картине «Св. Лаврентий» (1636; Эрмитаж) душевное состояние героя показано очень сдержанно:
Слайд 24Наряду с суровыми и величественными образами Сурбаран создавал произведения лирического характера ,
Наряду с суровыми и величественными образами Сурбаран создавал произведения лирического характера ,
Слайд 25Диего Родригес де Сильва Веласкес родился в 1599 г. в Севилье в
Диего Родригес де Сильва Веласкес родился в 1599 г. в Севилье в
Слайд 26В 1628 г. в Испанию с дипломатическим поручением приехал Рубенс. Возможно, Рубенс
В 1628 г. в Испанию с дипломатическим поручением приехал Рубенс. Возможно, Рубенс
Образный замысел этого произведения смел и необычен. Картина совсем не похожа ни на полотна Рубенса с их бурной чувственной стихией, ни на овеянные светлой поэзией вакханалии Пуссена. Веласкес изобразил пирушку испанских бродяг в присутствии античного бога Вакха, который венчает одного из них — возможно, принимаемого в эту компанию солдата — венком из виноградных листьев. Веласкес запечатлел здесь представителей социальных низов, передав их выразительный облик, огрубевшие под знойным солнцем лица, полные бесшабашного веселья, но в то же время отмеченные печатью сурового жизненного опыта. Но, взяв образы из самой реальности, он сообщил им более широкий смысл, чем в своих бодегонес, выведя действующих лиц из обстановки кухни или харчевни в природу и связав их с изображением Вакха, что придало картине впечатление не обыденно-бытового, а более значительного, возвышающегося над повседневностью события. Художника интересует не собственно мифологическая сторона замысла, а возникающая благодаря введению мифологических персонажей атмосфера обшей приподнятости образов, как бы приобщенных к силам природы. И хотя сопоставление античного бога и представителей социальных низов общества выглядит необычайно смело, оно не кажется искусственным. Вакх в картине Веласкеса приобрел чисто человеческие качества; в то же время окружающие его бродяги при всей неприкрашенности их облика лишены всякого оттенка вульгарности — в их образах, исполненных душевного размаха, есть что-то крупное и значительное.
Изображение фигур в пейзаже впервые поставило перед Веласкесом с такой полнотой проблему передачи окружающей человека среды. Однако он ограничился здесь введением условного пейзажного фона за фигурами первого плана, написанными в мастерской, при искусственном освещении. Живописное выполнение картины во многом неровно. Так, окружающие Вакха фигуры выдержаны в несколько тяжеловатой коричнево-красной гамме. Но цветовое звучание фигуры Вакха (некоторые исследователи считают, что она была переписана Веласкесом после посещения Рубенсом Мадрида), построенное на сочетании серебристо-перламутровых и светло-красных с сиреневым оттенком тонов, уже предвещает будущего Веласкеса, одного из величайших колористов мировой живописи.
Слайд 27В созданной в Риме около 1630г. картине «Кузница Вулкана» (Прадо) он необычайно
В созданной в Риме около 1630г. картине «Кузница Вулкана» (Прадо) он необычайно
«Кузница Вулкана» чрезвычайно интересна и с точки зрения развития живописного метода Веласкеса. Уже здесь получают выражение те принципы его колоризма, которые составляют новую веху в истории мировой живописи. Эти особенности колорита наиболее наглядно воспринимаются в сопоставлении с живописью венецианских мастеров 16 в. В их полотнах колорит, исполненный красоты и мощи, как бы обладает определенной степенью идеального обобщения. Живописное видение Веласкеса в большей мере основывается на реальном соотношении тонов. Он как будто никогда не удаляется от натуры и тем не менее достигает поразительного богатства и изысканности красочного решения. И даже в «Кузнице Вулкана»—картине на мифологический сюжет — колорит лишен всякой условности. Цветовой строй этого произведения с его сдержанной золотистой тональностью и мягкими розоватыми рефлексами, которые отбрасывает огонь на бледно-смуглые тела кузнецов, подсказан художнику самой жизнью и вместе с тем прекрасен своей благородной живописностью.
Слайд 28Яркое свидетельство зрелого искусства Веласкеса — его картина «Сдача Бреды» (1634—1635; Прадо),
Яркое свидетельство зрелого искусства Веласкеса — его картина «Сдача Бреды» (1634—1635; Прадо),
Изображен торжественный момент, когда командующий голландским гарнизоном Юстин Нассау вручает ключ от крепости испанскому полководцу Спиноле, милостиво дарующему свободу побежденным. Эпизод передачи ключа составляет центр композиции и является одновременно психологической завязкой всей картины. Тонко и тактично противопоставлены здесь друг другу высокий, стройный Спинола и коренастый, грубоватый Нассау. Их чувства показаны очень сдержанно, но за внешней элегантностью облика испанского полководца ощущается благородство его натуры. Не менее выразителен и образ Юстина Нассау, сгорбившегося словно от внутренней тяжести.
Абсолютистская Испания и Нидерландская республика противопоставлены в картине как два не только национальных, но и социальных лагеря. В правой части композиции изображена группа испанцев, над которыми возвышается лес стройных копий (эти поднятые к небу копья сразу привлекают внимание зрителя, и не случайно в Испании веласкесовское полотно часто носит название «Копья»). Их четкий и мерный ритм усиливает впечатление организованности и компактности многочисленного испанского войска. Но не может не вызвать восхищения та высокая мера исторической объективности, с которой Веласкес охарактеризовал враждебную сторону: с чувством уважения и симпатии он изобразил мужественных голландцев — простых людей из народа. В самих очертаниях их крупных фигур, в их живых естественных движениях чувствуется, что дух защитников крепости не сломлен.
Слайд 29Какой бы области живописи ни коснулся Веласкес, всюду он создавал нечто новое.
Какой бы области живописи ни коснулся Веласкес, всюду он создавал нечто новое.
Слайд 30Картина «Менины» (по-португальски менина — молодая девушка-аристократка, которая находилась в качестве фрейлины
Картина «Менины» (по-португальски менина — молодая девушка-аристократка, которая находилась в качестве фрейлины
Замысел произведения сложен и необычен. Веласкес впервые в истории живописи показывает жизнь королевского двора в бытовом плане, раскрывает перед зрителем ее будничную, словно закулисную сторону. Полны живой выразительности портретные изображения хрупкой девочки Маргариты, стоящей в несколько чопорной позе, молодых изящных фрейлин, особенно Агостины Сармиенто, подающей инфанте бокал с водой и опустившейся при этом согласно Этикету на колени, миловидного расшалившегося карлика, который толкает ногой большую сонную собаку, и уродливой, грузной, застывшей, как идол, карлицы Марии Барболы.
Хотя в «Менинах» сочетаются черты бытовой картины и группового портрета, произведение это выходит за пределы данных жанров. Вся картина как бы построена на сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реальности. Уже сама ее тема — непосредственное изображение королевского быта — снимает обычный оттенок официальности, парадной приукрашенности. Однако здесь нет грубого снижения образов, все представлено с необходимой долей достоинства, с сохранением полной видимости этикета. Действующие лица в той или иной степени связаны присутствием царственных особ. Но король и королева находят свое воплощение только в призрачном отражении зеркала. Своеобразно и сопоставление фигур хорошенькой Маргариты и уродливой Марии Барболы — обе они размещены в картине так, что между ними возникает странное сходство, которое в известной мере придает новую грань образу инфанты и образу карлицы. ..
Слайд 31 Наконец, художник расширяет в картине само восприятие реальной среды. Пространство здесь как
Наконец, художник расширяет в картине само восприятие реальной среды. Пространство здесь как