Искусство Франции XVII века

Содержание

Слайд 2

XVII век — время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй

XVII век — время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй
половине столетия Франция — самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования направления классицизм, родиной которого по праву считается Франция. Основой теории классицизма был рационализм, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность.

Слайд 3

Идея триумфа централизованного государства находит выражение в монументальных образах архитектуры, которая впервые

Идея триумфа централизованного государства находит выражение в монументальных образах архитектуры, которая впервые
в невиданном масштабе решает проблему архитектурного ансамбля. Новые художественные особенности французской архитектуры проявляются в применении ордерной системы античности, в целостном построении объемов и композиций зданий, в утверждении строгой закономерности, порядка и симметрии, сочетающихся с тягой к огромным пространственным решениям, включающим парадные парковые ансамбли.

Слайд 4

Первым крупным ансамблем такого типа был
дворец Во ле Виконт, создатели которого

Первым крупным ансамблем такого типа был дворец Во ле Виконт, создатели которого

архитектор Луи Лево (1612—1670) и
садовод-планировщик Андре Ленотр (1613—1700).

Луи Лево Усадьба-дворец Во-ле-Виконт
1658-1661, Мелен

Андре Ленотр.
Парк в усадьбе Во-ле-Виконт

Слайд 5

Вершиной развития классицизма во французской архитектуре XVII в. стал Версальский дворцово-парковый ансамбль

Вершиной развития классицизма во французской архитектуре XVII в. стал Версальский дворцово-парковый ансамбль
— грандиозная парадная резиденция французских королей, возведенная недалеко от Парижа.
В его строительстве и украшении принимали участие многочисленные архитекторы, скульпторы, художники, мастера прикладного и садово-паркового искусства.
Выстроенный еще в 1620-х годах архитектором Лемерсье как небольшой охотничий замок Людовика XIII, Версаль неоднократно достраивался и изменялся.
Идея Версаля как централизованного ансамбля, состоящего из правильно распланированного города, дворца и регулярного парка, соединенных дорогами со всей страной, по всей вероятности, принадлежала Луи Лево и Андре Ленотру. Строительство дворца завершил Жюль Ардуэн-Мансар (1646—1708) — он придал дворцу строгий импозантный характер.

Слайд 6

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Арх. Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр . 1661—89.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Арх. Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр . 1661—89. Большой дворец
Большой дворец

Слайд 7

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Арх. Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр . 1661—89.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Арх. Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр . 1661—89.
Зеркальная галерея (живописная декорация – Шарль Лебрен)

Слайд 8

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Арх. Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр . 1661—89.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Арх. Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр . 1661—89. Фонтан Аполлона
Фонтан Аполлона

Слайд 9

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Арх. Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр . 1661—89.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Арх. Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр . 1661—89. Партер
Партер

Слайд 10

В живописи и графике первой половины века присутствуют влияния маньеризма, фламандского и

В живописи и графике первой половины века присутствуют влияния маньеризма, фламандского и
итальянского барокко, кавараджизма, а также реалистического искусства Голландии.

Слайд 11

Творил практически во всех жанрах: создавал исторические и религиозные композиции, портреты, пейзажи,

Творил практически во всех жанрах: создавал исторические и религиозные композиции, портреты, пейзажи,
жанровые сцены, зачастую прибегая к гротеску и сатире. Изобретатель техники повторного травления в офорте, которое позволило ему добиться гибкости и четкости линий, мягкости тональных переходов..

Жак Калло (1592/1593—1635) — французский гравер и рисовальщик, крупный мастер офорта, работавший в стиле маньеризм. Наиболее яркий и самобытный художник Франции XVII в.

Слайд 12

Два комедианта (Два Панталоне)
1616. Британский музей, Лондон

Два комедианта (Два Панталоне) 1616. Британский музей, Лондон

Слайд 13

Вид Сены
1610-е, музей Майер ван дер Берг, Антверпен

Вид Сены 1610-е, музей Майер ван дер Берг, Антверпен

Слайд 14

На творчестве живописцев братьев Ленен, особенно Луи Ленена, прослеживается влияние голландского искусства.

На творчестве живописцев братьев Ленен, особенно Луи Ленена, прослеживается влияние голландского искусства.
Луи Ленен изображает крестьян без пасторальности, без сельской экзотики, не впадая в слащавость и умиление, его герои полны внутреннего достоинства и благородства. В композиционном построении каждому участнику сцены отведено свое, строго определенное место. Все они находятся на одном уровне, подобно героям античных рельефов, отчего сцена приобретает величественность и торжественность. Это сближает творчество братьев Ленен с классицизмом.

Луи Ленен (около 1593-1648) — французский живописец, мастер групповых сцен из жизни крестьян.
Братья Ленен (Луи, Антуан и Матье) работали в сходной манере. Более известен Луи, ему приписывают преобладающую часть картин из крестьянской жизни.

Слайд 15

Семейство молочницы
1641. 51 X 59 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Семейство молочницы 1641. 51 X 59 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 16

Крестьянская трапеза
1642. 97 х 122 см. Лувр, Париж

Крестьянская трапеза 1642. 97 х 122 см. Лувр, Париж

Слайд 17

Испытал влияние Караваджо и нидерландских караваджистов. Создавал жанровые сцены, а также религиозные

Испытал влияние Караваджо и нидерландских караваджистов. Создавал жанровые сцены, а также религиозные
композиции, отмеченные лирической созерцательностью, сдержанным колоритом, выдержанным в теплых, красновато-коричневых тонах. Огромное символическое значение в произведениях Латура имеет свет (обычно это свет свечи или факела), придающий его композициям оттенок таинственного, неземного. Художественный язык Латура — предвестие классицизма: строгость, конструктивная ясность, четкость композиции, равновесие обобщенных форм, цельность силуэта, статика.

Жорж де Латур (1593—1652) — французский живописец.

Слайд 18

Шулер
1630—40-е гг. Холст, масло. 106 x 146 см Лувр, Париж

Шулер 1630—40-е гг. Холст, масло. 106 x 146 см Лувр, Париж

Слайд 19

Иосиф-плотник
1645. 137 x 101 см Лувр, Париж

Воспитание Богоматери
Ок. 1650 собрание Генри Фрика,

Иосиф-плотник 1645. 137 x 101 см Лувр, Париж Воспитание Богоматери Ок. 1650 собрание Генри Фрика, Нью-Йорк
Нью-Йорк

Слайд 20

Большую часть жизни провел в Риме. В своем творчестве отдавал предпочтение античной

Большую часть жизни провел в Риме. В своем творчестве отдавал предпочтение античной
тематике. Писал поэтические картины на мифологические и литературные сюжеты. Создавал исторические и религиозные композиции, выбирая для своих картин сюжеты, в которых проявлялись сильные характеры и величественные поступки. Создавал идеальные пейзажи, представляя природу воплощением совершенства и целесообразности. В портретном жанре практически не работал, считая его недостойным внимания (в порядке исключения написал два автопортрета).

Никола Пуссен (1594—1665) — французский живописец и рисовальщик. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве XVII в. .

Слайд 21

Пуссен разработал собственную теорию модусов для живописи, взяв за основу систему музыкальных

Пуссен разработал собственную теорию модусов для живописи, взяв за основу систему музыкальных
ладов Аристотеля: - Строгий «дорийский лад» применялся им для воплощения темы нравственного подвига и, как писал сам Пуссен, «для изображения сюжетов важных, строгих и полных мудрости». - Печальный ''лидийский лад» использовался при реализации темы идиллии, тронутой печалью. - Нежный "эолийский лад» передавал тему нежности, мягкости, легкости, «наполнявшую души зрителей радостью». - Радостный «ионийский лад» воплощал тему безудержного веселья и бурных эмоции. - Бурный «фригийский лад» отражал тему драматического характера, являясь «мощным неистовым, приводящим люден в изумление».

Слайд 22

Автопортрет
1650, 98х74, Лувр, Париж

Автопортрет 1650, 98х74, Лувр, Париж

Слайд 23

Царство Флоры
Около 1631—32 Холст, масло. 131 x 182 Картинная галерея, Дрезден

Царство Флоры Около 1631—32 Холст, масло. 131 x 182 Картинная галерея, Дрезден

Слайд 24

Одно из лучших произведений Пуссена на античную тему. Художник собрал здесь персонажей

Одно из лучших произведений Пуссена на античную тему. Художник собрал здесь персонажей
эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы. Перед гермой бога природы стоит АЯКС; когда доспехи Ахилла достались не ему, а Одиссею, он бросился от гнева на свой меч. Там, где на землю пролилась его кровь, выросла ГВОЗДИКА. (По другой версии вырос ГИАЦИНТ). НАРЦИСС любуется на свое отражение в вазе с водой, которую держит нимфа ЭХО. За ними КЛИТИЯ, ревнивая возлюбленная АПОЛЛОНА, ставшая ГЕЛИОТРОПОМ. Справа, на переднем плане, полулежат КРОКОН И СМИЛА, любовная пара, превратившиеся в КРОКУС и, обвивающий его ВЬЮНОК. За ними АДОНИС, любовник ВЕНЕРЫ, смертельно раненный диким кабаном; из его крови выросли КРАСНЫЕ РОЗЫ. Позади него, слева, стоит ГИАЦИНТ, любимец Аполлона, которого бог случайно убил диском. Струящаяся из головы ГИАЦИНТА кровь превращается в опадающие лепестки чудесных синих цветов гиацинтов. В верхней части картины бог солнца ГЕЛИОС, правит своей колесницей.

Слайд 25

Аркадские пастухи
Около 1650 Холст, масло. 185 x 121 Лувр, Париж

Аркадские пастухи Около 1650 Холст, масло. 185 x 121 Лувр, Париж

Слайд 26

Пуссен увлекался учением античных философов-стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед

Пуссен увлекался учением античных философов-стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед
лицом смерти. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве, с ними связан сюжет картины «Аркадские пастухи». Жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я был в Аркадии». Это сама Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях. Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце. Однако, несмотря на трагическое содержание, художник повествует о столкновении жизни и смерти спокойно. Композиция картины проста и логична: персонажи сгруппированы возле надгробия и связаны движениями рук. Фигуры написаны с помощью мягкой и выразительной светотени, они чем-то напоминают античные скульптуры.

Слайд 27

Танкред и Эрминия
1630-е гг. Холст, масло. 98,5 x 146,4 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Танкред и Эрминия 1630-е гг. Холст, масло. 98,5 x 146,4 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 28

Танкред и Эрминия — герои поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», повествующей о

Танкред и Эрминия — герои поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», повествующей о
первом Крестовом походе. Танкред — христианский рыцарь — был тяжело ранен во время штурма Иерусалима. Эрминия, дочь бывшего царя сарацинов Антиоха, влюбленная в Танкреда, была приведена на место боя оруженосцем рыцаря Вафрином. Обезумевшая от горя девушка с помощью Вафрина снимает с Танкреда доспехи и, отрезав мечом свои прекрасные волосы, перевязывает ими раны возлюбленного. На заднем плане лежит тело убитого врага (египетского посланника Арганта).

Слайд 29

Лето
1660—64 Холст, масло. 118 x 160 Лувр, Париж

Лето 1660—64 Холст, масло. 118 x 160 Лувр, Париж

Слайд 30

Лоррен большую часть жизни провел в Риме, вдохновляясь впечатлениями от итальянской природы.

Лоррен большую часть жизни провел в Риме, вдохновляясь впечатлениями от итальянской природы.
Создал своеобразную схему классицистического пейзажа: идиллический вид с бесконечной далью и кулисами, роль которых играли деревья, архитектура, корабли и т.п. В картинах Лоррена библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы. Для Лоррена природа была образцом совершенного мироздания, в котором царят покой и ясная соразмерность.

Клод Лоррен (1600—1682) — французский живописец, рисовальщик и гравер. Крупнейший пейзажист эпохи классицизма.

Слайд 31

Морской порт на закате
1639. Холст, масло, 103х137 см. Лувр, Парих

Морской порт на закате 1639. Холст, масло, 103х137 см. Лувр, Парих

Слайд 32

Пейзаж с жертвоприношением Аполлону
1662, частная коллекция

Пейзаж с жертвоприношением Аполлону 1662, частная коллекция
Имя файла: Искусство-Франции-XVII-века.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0