Искусство Японии: Архитектура

Содержание

Слайд 2

Искусство Японии: Архитектура

© Кочетов Сергей, 2007

Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом

Искусство Японии: Архитектура © Кочетов Сергей, 2007 Японцы иногда сравнивают свою страну
бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Туристские достопримечательности, которые, прежде всего, предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.

1. В чем особенность японской архитектуры?
2. В чем уникальность японских садов?

Слайд 3

Искусство Японии: Архитектура

© Кочетов Сергей, 2007

Если сравнить архитектуру разных стран, то мы

Искусство Японии: Архитектура © Кочетов Сергей, 2007 Если сравнить архитектуру разных стран,
увидим, что только в Японии архитектура имеет гармоническое сочетание с пейзажем. Где природа “прорастает” архитектурой, и архитектура, в свою очередь, “прорастает” природой.

Убедиться, что архитектура Японии отличается от любой другой во всем мире.

Слайд 4

Искусство Японии: Архитектура

© Кочетов Сергей, 2007

Исследуем характерные особенности японской архитектуры.

Для традиционной японской

Искусство Японии: Архитектура © Кочетов Сергей, 2007 Исследуем характерные особенности японской архитектуры.
архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами.
Во-первых, заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева,
Во-вторых, строительный материал также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу.
В-третьих, что существенно, дерево лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах.
В-четвертых, имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного. 

Слайд 5

Искусство Японии: Архитектура

© Кочетов Сергей, 2007

Все старинные памятники архитектуры в Японии построены

Искусство Японии: Архитектура © Кочетов Сергей, 2007 Все старинные памятники архитектуры в
из дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом причин. Одна из них, и немаловажная, - сейсмическая активность. Но не только в прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить воедино творения рук человеческих и творение природы - окружающий ландшафт. Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно только тогда, когда они состоят из одного и того же материала. Природа "прорастает" архитектурой, и архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство.

Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри. Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева. 

Слайд 6

Искусство Японии: Архитектура

© Кочетов Сергей, 2007

Храмом в Японии является пагода. “Чудо красоты”

Искусство Японии: Архитектура © Кочетов Сергей, 2007 Храмом в Японии является пагода.
ансамбля Хорюдзи заключается в удивительном равновесии и гармонии двух разных по форме зданий: храма с его лёгкими, как бы парящими крышами и устремленной вверх пагоды, завершающейся шпилем с 9 кольцами – символом буддийских небесных сфер. Приобщаясь к природе, можно найти путь к истине, просветлению.

Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их "устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая "Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".

Слайд 7

Искусство Японии: Архитектура

© Кочетов Сергей, 2007

"Нигде в мире сады не кажутся более

Искусство Японии: Архитектура © Кочетов Сергей, 2007 "Нигде в мире сады не
таинственными и символическими, чем те, которые были созданы мастерами секты дзэн", - писал итальянский писатель Ф. Мараини.

Своеобразным и чисто национальным видом ландшафтной архитектуры являются японские сады, как пейзажные при дворцах и храмах эпохи Хэйан и Камакура, так и "философские", символические "сады камней".

Современные японские сады бывают трех типов:
Холмистые
Равнинные
Пересечённые

Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком ("холм и вода"). Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют деревья, камни, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Японский пересеченный ландшафтный сад - это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами.

Слайд 8

Искусство Японии: Архитектура

© Кочетов Сергей, 2007

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение

Искусство Японии: Архитектура © Кочетов Сергей, 2007 Важным аспектом традиционной архитектуры Японии
дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Конкретное выражение этой концепции – веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи – земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.

Слайд 9

Искусство Японии: Архитектура

© Кочетов Сергей, 2007

В них обычно не было цветущих растений.

Искусство Японии: Архитектура © Кочетов Сергей, 2007 В них обычно не было
Главными элементами композиции такого сада были камни, тщательно подобранные по размерам и форме, и вода, которая могла быть как настоящей так и символической – в виде песка или гальки. Самые известные дзэнские сады находятся в Киото.

Слайд 10

Искусство Японии: Архитектура

© Кочетов Сергей, 2007

Другая разновидность японских садов – тянива (“чайные

Искусство Японии: Архитектура © Кочетов Сергей, 2007 Другая разновидность японских садов –
сады”), связанные с культом чая и чайной церемонией - тяною.
Своеобразный, чисто японский тип архитектуры представляют чайные домики. Чайная церемония, как принято считать, должна отражать дух "суровой простоты" и "примирения", поэтому излишества считались невозможными. Насчитывается свыше 100 типов чайных домиков, начиная от имитирующих простую хижину и кончая напоминающими красиво оформленную шкатулку.

Слайд 11

Искусство Японии: Архитектура

© Кочетов Сергей, 2007

Традиционная японская архитектура в целом достигла своего

Искусство Японии: Архитектура © Кочетов Сергей, 2007 Традиционная японская архитектура в целом
наивысшего уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности, приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их.

Японская культура, родившись на национальной почве, впитала в себя многие черты культуры индокитайского региона и не потеряла при этом своеобразия. На протяжении всех этапов своего развития японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить ее в мир повседневности, трепетным отношением к природе, сознанием неразрывности мира человеческого и божественного.

Слайд 12

Искусство Японии: Архитектура

© Кочетов Сергей, 2007

При создании данного проекта я воспользовался материалами

Искусство Японии: Архитектура © Кочетов Сергей, 2007 При создании данного проекта я
сети Интернет:
Архитектура Японии
http://www.panasia.ru/main/japan/
Япония – виртуальный альманах по стране
http://www.cultline.ru/
Alex Beg
http://www.taurus2020.narod.ru/garden.html
Японский сад – Проект: коттеджи, дизайн…
http://proekt.ru/landshaft/2007/01/29/new_2097.html
Жизнь и быт японцев – Японский дом
http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp122/rabot/04/new_page_3.htm
Япония. Все о Японии – аниме, манга, кухня, культура…
http://www.jap-lang.info/

А также книгой:
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения – М.: Аванта +, 1997

Имя файла: Искусство-Японии:-Архитектура.pptx
Количество просмотров: 129
Количество скачиваний: 0