Слайд 2Обстановка Робота
Исполнитель Робот существует в некоторой обстановке — прямоугольном поле, разбитом
на клетки,
![Обстановка Робота Исполнитель Робот существует в некоторой обстановке — прямоугольном поле, разбитом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-1.jpg)
между которыми могут стоять стены.
Робот может передвигаться по полю, закрашивать клетки.
Слайд 3Робот-> Сменить стартовую обстановку
Файл со стандартной обстановкой входит в поставку Кумира (10x16.fil).
![Робот-> Сменить стартовую обстановку Файл со стандартной обстановкой входит в поставку Кумира](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-2.jpg)
Стандартной обстановкой является пустая обстановка максимально допустимого размера 10*16 с Роботом в левом верхнем углу.
Слайд 5Инструменты->Редактировать стартовую обстановку
Поставить/убрать стену — щелкнуть по границе между клетками.
Закрасить/сделать чистой клетку
![Инструменты->Редактировать стартовую обстановку Поставить/убрать стену — щелкнуть по границе между клетками. Закрасить/сделать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-4.jpg)
— щелкнуть по клетке.
Переместить Робота — тащить мышью.
Изменить размеры обстановки — команда «Новая обстановка» меню «Обстановка»
Слайд 8Описание алгоритма
Алгоритм на языке КуМир записывается так:
алг тип_алгоритма имя_алгоритма (описание_параметров)
· дано условие_применимости_алгоритма
·
![Описание алгоритма Алгоритм на языке КуМир записывается так: алг тип_алгоритма имя_алгоритма (описание_параметров)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-7.jpg)
надо цель_выполнения_алгоритма
нач
· последовательность команд
кон
Описание алгоритма состоит из:
• заголовка (часть до служебного слова нач)
• тела алгоритма (часть между словами нач и кон)
Слайд 9Система команд исполнителя «Робот» включает:
Кумир-программа, управляющая Роботом, должна начинаться со строки использовать
Робот
5
![Система команд исполнителя «Робот» включает: Кумир-программа, управляющая Роботом, должна начинаться со строки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-8.jpg)
команд, вызывающих действия Робота (влево, вправо, вверх, вниз, закрасить)
• 10 команд проверки условий:
– 8 команд вида [слева/справа/снизу/сверху] [стена/свободно]
– 2 команды вида клетка [закрашена/чистая]
Слайд 10Пример:
использовать Робот
алг
нач
· вправо
· вниз
· влево
· вверх
· закрасить
кон
![Пример: использовать Робот алг нач · вправо · вниз · влево · вверх · закрасить кон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-9.jpg)
Слайд 11Команды циклических алгоритмов
нц число повторений раз
· тело цикла (последовательность команд)
кц
нц пока условие
·
![Команды циклических алгоритмов нц число повторений раз · тело цикла (последовательность команд)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-10.jpg)
тело цикла (последовательность команд)
кц
нц для i от i1 до i2
· тело цикла (последовательность команд)
кц
Слайд 12Цикл n раз
нц число повторений раз
· тело цикла (последовательность команд)
кц
![Цикл n раз нц число повторений раз · тело цикла (последовательность команд) кц](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-11.jpg)
Слайд 13
использовать Робот
алг
нач
нц 5 раз
· закрасить;вправо;вверх
кц
нц 5 раз
· закрасить;вправо;вниз
кц
закрасить
кон
![использовать Робот алг нач нц 5 раз · закрасить;вправо;вверх кц нц 5](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-12.jpg)
Слайд 16Вложенные циклы
нц число повторений раз
нц число повторений раз
тело цикла·
![Вложенные циклы нц число повторений раз нц число повторений раз тело цикла· кц ·кц](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-15.jpg)
кц
·кц
Слайд 17использовать Робот
алг УЗОР
нач
нц 2 раз
нц 4 раз
закрасить; вниз
вниз; закрасить; вправо
вверх; закрасить; вверх;
![использовать Робот алг УЗОР нач нц 2 раз нц 4 раз закрасить;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-16.jpg)
вправо
вправо
кц·
закрасить; вниз
вниз; закрасить; вправо
вверх; закрасить;
вниз; вниз;
нц 13 раз
влево
кц
кц
нц 4 раз
закрасить; вниз
вниз; закрасить; вправо
вверх; закрасить; вверх; вправо; вправо
кц·
закрасить; вниз
вниз; закрасить; вправо
вверх; закрасить;
кон
Слайд 19Цикл пока
нц пока условие
· тело цикла (последовательность команд)
кц
![Цикл пока нц пока условие · тело цикла (последовательность команд) кц](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-18.jpg)
Слайд 2010 команд проверки условий
сверху стена
сверху свободно
снизу стена
снизу свободно
справа стена
справа
![10 команд проверки условий сверху стена сверху свободно снизу стена снизу свободно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-19.jpg)
свободно
слева стена
слева свободно
клетка закрашена
клетка чистая
Слайд 21Закрашивание ряда до стены
алг закрасить ряд вправо и вернуться
нач
нц пока
![Закрашивание ряда до стены алг закрасить ряд вправо и вернуться нач нц](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-20.jpg)
справа свободно
закрасить; вправо
кц
закрасить
нц пока клетка закрашена
влево
кц
вправо
кон
Слайд 22Закрашивание горизонтального коридора произвольной длины, робот в начале коридора слева
алг закрасить коридор
нач
![Закрашивание горизонтального коридора произвольной длины, робот в начале коридора слева алг закрасить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-21.jpg)
нц пока снизу стена
закрасить; вправо
кц
кон
Слайд 23Задания
Закрасить прямоугольник, огороженный стенами, робот где-то внутри прямоугольника
Левее робота есть закрашенная клетка,
![Задания Закрасить прямоугольник, огороженный стенами, робот где-то внутри прямоугольника Левее робота есть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-22.jpg)
закрасить все клетки между роботом и этой клеткой и вернуться назад
Закрасить коридор неизвестной длины, робот где-то в коридоре
Робот в клетке сверху у стены неизвестной длины, закрасить все клетки вокруг стены
Слайд 24Команды условных алгоритмов
если условие
· то серия 1
· иначе серия 2
все
если условие
· то
![Команды условных алгоритмов если условие · то серия 1 · иначе серия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-23.jpg)
серия 1
все
Слайд 25Закрасить все клетки коридора, из которых есть выход вверх
нц пока снизу стена
если
![Закрасить все клетки коридора, из которых есть выход вверх нц пока снизу](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-24.jpg)
сверху свободно
то закрасить; вправо
иначе вправо
все
кц
Слайд 26Робот внутри коридора неизвестного направления. Вывести робот из коридора
если справа свободно
то
нц
![Робот внутри коридора неизвестного направления. Вывести робот из коридора если справа свободно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-25.jpg)
пока снизу стена
вправо
кц
иначе
нц пока справа стена
вверх
кц
все
Слайд 27Задачи.
В горизонтальном коридоре есть тупики снизу размером в 1 клетку, робот в
![Задачи. В горизонтальном коридоре есть тупики снизу размером в 1 клетку, робот](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/429844/slide-26.jpg)
левой клетке коридора. Вывести робот из коридора вправо и закрасить тупики.
На поле нет стен. В ряду из 10 клеток правее робота некоторые клетки закрашены. Закрасить клетки ниже каждой закрашенной.
Робот находится внутри прямоугольника. Некоторые клетки в левой вертикали прямоугольника закрашены. Закрасить соответствующие им клетки в правой вертикали.