История культурологической мысли

Содержание

Слайд 2

Введение

История развития культурологической мысли можно проследить, начиная с периода Античности. Однако, современное

Введение История развития культурологической мысли можно проследить, начиная с периода Античности. Однако,
понимание культуры как особого явления, его исследование и формирование самостоятельных культурологических школ относится к XIX – XX вв.
Большой вклад в формирование науки о культуре был внесен в эпоху Просвещения.

Слайд 3

Джамбаттиста Вико (1668-1744)

1725 г. – труд «Основания новой науки об общей природе

Джамбаттиста Вико (1668-1744) 1725 г. – труд «Основания новой науки об общей
наций».
Цель исследования – понять законы развития культур, создать систему имеющегося знания о культуре, применить полученные выводы к анализу современного состояния культур.
Рассмотрение истории как череды культур, каждая из которых целостна и обладает своей ментальностью и своими ценностями.
Циклическая периодизация развития культур: век Богов, век Героев, век Людей и век Варварства.
Метод культурологического анализа – проникновение, расшифровка художественных образов и мифов.

Слайд 4

Эпоха Просвещения (XVII-XVIII века)

Беркли, Вольтер, Дидро, Руссо, Кондорсе – известные просветители
Культура –

Эпоха Просвещения (XVII-XVIII века) Беркли, Вольтер, Дидро, Руссо, Кондорсе – известные просветители
совокупность достижений человеческого разума.
Жан-Жак Руссо Дени Дидро Вольтер

Слайд 5

Преобладающие идеи и подходы к изучению культуры в эпоху Просвещения

Полный отказ от

Преобладающие идеи и подходы к изучению культуры в эпоху Просвещения Полный отказ
прошлого, идея формирования нового совершенного общества.
Идея восходящей линии развития человечества. Прогресс как цель.
Применение механических методов изучения культуры
Энциклопедичность, систематизация знания.
Европоцентризм
Вера в существование абсолютных образцов искусства

Слайд 6

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)

1784-1791гг. – «Идеи к философии истории человечества».
История – многовариантный

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) 1784-1791гг. – «Идеи к философии истории человечества». История
процесс. Ценности отдельных культур несоизмеримы.
Формирование культуры зависит от творческой активности её носителей
Преемственность культур
Осуждение европоцентризма. У каждого народа – свой путь к счастью.

Слайд 7

Основные направления или школы в культурологии в XIX-XX веках:

эволюционизм (Л. Морган, Э.Б.

Основные направления или школы в культурологии в XIX-XX веках: эволюционизм (Л. Морган,
Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер)
диффузионизм (Ф. Гребнер, Л. Фробениус, Ф. Ратцель)
структурный функционализм (Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун, К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида)
психологическое направление, психоаналитическая антропология (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Юнг, В. Вундт)
игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Г. Гессе)
семиотическое направление (Э. Кассирер, Ю. Лотман)
методологическое направление (А. Л. Кребер, К. Клакхон)
культурная антропология
религиозная культурология (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М. Бубер)
историческая типология культур или теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)

Слайд 8

XIX-XX век. Теоретические идеи эволюционистов

Культура – необходимое условие жизнедеятельности и творчества человека.
При

XIX-XX век. Теоретические идеи эволюционистов Культура – необходимое условие жизнедеятельности и творчества
всем многообразии и самобытности жизни народов, культуры разных народов понятны людям, так как состоят из единообразных элементов.
Существуют универсальные элементы культуры, среди них: хозяйственный уклад жизни, создание орудий труда, образование семьи для продолжения рода, передача из поколения в поколение легенд, верования, обычаи и законы поведения, произведения искусства и нравственные нормы.
Эдуард Тайлор (1832-1917) – яркий представитель эволюционной теории. Автор книги «Первобытная культура». Создал теорию «пережитков».

Слайд 9

Теоретические идеи эволюционистов

Все культуры не только равноправны, но и равноценны, среди них

Теоретические идеи эволюционистов Все культуры не только равноправны, но и равноценны, среди
нет высоких или низких, достойных и ли презренных - каждая неповторима, уникальна.
Культуры эволюционируют, развиваются, народы могут находиться на разных ступенях или стадиях этого процесса. Можно воспроизвести путь культурных изменений, найти их проявления в настоящем. В культуре ничто не умирает навсегда, ни одна ступень не отбрасывается полностью.
Древние формы традиционной культуры используются и в последующие эпохи
Эволюционизм, во многом, понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению.

Слайд 10

Диффузионизм

Диффузионизм (взаимопроникновение, рассеивание) – направление в социальной или культурной антропологии, исходящей из

Диффузионизм Диффузионизм (взаимопроникновение, рассеивание) – направление в социальной или культурной антропологии, исходящей
того, что в основе общественного развития лежит процесс заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Средствами распространения чужой культуры являются: завоевания, торговля, колонизация, иммиграция, добровольное подражание, а также внутренние факторы развития.

Слайд 11

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР. ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Историческая типология культур представляет выявление определенных исторических

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР. ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Историческая типология культур представляет выявление определенных
периодов ее развития и классификации по различным основаниям.
Исторический (диахронный) подход к периодизации развития культуры.
Развитие культуры в пространственном (синхронном) измерении.

Слайд 12

Циклические концепции культуры (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин)

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) , русский ученый,

Циклические концепции культуры (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин) ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) ,
биолог, философ, автор оригинальной концепции развития культуры как культурно-исторических типов.
Идея о разнородности цивилизаций, наличии множества несхожих, «своеземных» культурно-исторических традиций.
Свои взгляды Данилевский подробно излагает в книге «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому».

Слайд 13

Данилевский считает, что не все народы способны создать собственную самобытную культуру. В

Данилевский считает, что не все народы способны создать собственную самобытную культуру. В
истории выработалось только десять культурно-исторических типов:
1-египетский, 2- китайский, 3- ассирийско - вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитский, 4- индийский, 5- иранский, 6- еврейский, 7- греческий, 8 - римский, 9- ново-семитский или аравийский, и 10- германо-романский, или европейский.
Первые пять цивилизаций квалифицировались Данилевским как культуры подготовительные.

Слайд 14

Другие народы не оставили после себя «положительного» следа; они либо действовали в

Другие народы не оставили после себя «положительного» следа; они либо действовали в
качестве «бичей Божьих», разрушителей дряхлых цивилизаций» (таковы гунны, монголы, турки), либо составляли «этнографический материал» для других культурно-исторических типов (как, например, финны).
Жизнь и развитие народов Данилевский сравнивает с развитием человека: детство, отрочество, молодость, зрелость, старость, дряхлость. Каждый культурно-исторический тип проходит стадиальные фазы развития – древний, средний и новый период. По истечении определенного срока наступает смерть культуры.

Слайд 15

Виды культурной деятельности.

Данилевский выделяет четыре вида культурной деятельности.
Первая – религиозная, объединяющая собой

Виды культурной деятельности. Данилевский выделяет четыре вида культурной деятельности. Первая – религиозная,
отношение человека к Богу, наличие твердой веры, понятия о судьбе и определяющая нравственность народа.
Вторая – культурная, включающая отношения теоретические, научные, эстетические, художественные, технические и промышленные.
Третья – деятельность политическая.
Четвертая – общественно-экономическая.

Слайд 16

Освальд ШПЕНГЛЕР (1880 – 1936) - немецкий ученый, историк и математик, автор

Освальд ШПЕНГЛЕР (1880 – 1936) - немецкий ученый, историк и математик, автор
книги «Закат Европы» (1914), которая выдержала за короткий срок более 30 изданий.
Шпенглер обсуждает те же вопросы, что и Данилевский: о дискретном характере истории, о судьбе и своеобразии великих культур, о причинах их расцвета и гибели.

Слайд 17

Культуры развиваются в разных условиях и совершенно отличаются друг от друга формами:

Культуры развиваются в разных условиях и совершенно отличаются друг от друга формами:
пластикой, живописью, религией, наукой, хозяйством и укладом жизни. В каждой культуре свой образ, который создают символы и знаки.
Культура – антитеза жизни - возникает из стремления самовыражению коллективной души народа. Она рождается на фоне определенного ландшафта и выбирает свой «первосимвол» (прасимвол), из которого как из эмбриона, формируются затем все её органы и ткани.
Шпенглер предлагает свою классификацию культур.
Он насчитывает в истории 8 культурных типов:
египетский, 2) вавилонский, 3) индийский,
4) китайский, 5) греко-римский «аполлониевский»
6) византийско-арабский (магический),
7) западноевропейский – «фаустовский»,
8) культуру майя в Центральной Америке
.

Слайд 18

Душа культуры

Шпенглер создает портреты великих культур, каждая из которых имеет свою душу:
аполлоновская

Душа культуры Шпенглер создает портреты великих культур, каждая из которых имеет свою
– античная;
фаустовская – западноевропейская;
магическая – арабская. Шпенглер считает, что постичь культуру можно только путем проникновения в ее смысл, значения, символы.

Слайд 19

Каждая культура – цивилизация живет 1000 – 1500 лет от рождения до

Каждая культура – цивилизация живет 1000 – 1500 лет от рождения до
смерти. Культура и цивилизация отличаются друг от друга «как живое тело и мумия». Человек культуры живет внутренней жизнью, ощущает мир как судьбу.
Чёткое различие между культурой и цивилизацией. У каждой культуры свои собственные уникальные признаки. Цивилизация же – завершающий этап развития. «Греческая душа и римский интеллект» - так различаются культура и цивилизация.

Слайд 20

Шпенглер, подобно Данилевскому, выступает против «европоцентризма», признавая, однако, за европейцами одно преимущество.

Шпенглер, подобно Данилевскому, выступает против «европоцентризма», признавая, однако, за европейцами одно преимущество.
Для европейца – интеллигента и философа, культура не может представать с одной-единственной точки зрения.
Шпенглер считает, что история не должна больше «вращаться вокруг Европы», как Солнце не должно вращаться вокруг Земли.
Культурология Шпенглера имеет высокую познавательную ценность, обладает яркостью и живостью изложения и весьма привлекательна, однако его философско-мировоззренческая основа еще более пестра и эклектична, чем у Данилевского.
Имя файла: История-культурологической-мысли.pptx
Количество просмотров: 507
Количество скачиваний: 6