Слайд 2
Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала является родиной русского росписного железного
подноса.
Слайд 3Тагильская роспись основана благодаря заводчику Никите Демидову и его потомкам в 18
веке. Зародился промысел во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия.
Слайд 4Мастерами становились крестьяне-самоучки - Яков Журавлев, Андрей Худояров с сыновьями, эти художники
внесли большой вклад в развитие живописно-лакировального мастерства в Нижнем Тагиле.
Слайд 6Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы приняли ряд
мероприятий по замене мужчин-живописцев женщинами. И где-то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией. Именно в это время появляется знаменитая «тагильская роза», когда в центре подноса располагался букет, основу которого составляли две или три розы, окруженные разнообразными цветами и лепестками.
Слайд 7Своеобразие уральской росписи заключается в том, что художник берёт на кисть сразу
несколько оттенков краски. Роспись называлась "маховым" письмом в один мазок.
Слайд 8Краски изготавливались из уральских минералов, так как они лучше держатся на металле.
Разноцветные каменья измельчались в пудру, замешивались на льняном, ореховом, маковом масле с добавлением натуральных смол.
Слайд 9В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал
он и тагильский подносный промысел. После революционных событий начала XX века, жизнь промысла замерла, но не остановилась. Артели "Пролетарий", "Металлист", "Красная заря" наладили выпуск подносов с росписью.
Слайд 10В 1974 году правительство страны принимает решение о возрождении подносного промысла. Но,
чтобы соединить цепь между прошлым и будущим, теорию и практику, требовалось одно звено - мастер, владеющий старым двуцветным мазком и способный передать это мастерство. Им стала А.В.Афанасьева.
Слайд 11Важнейшей часть процесса возрождения стало создание в городе в 1991 году музея
истории подносного промысла, который стал составной частью Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал". Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы.