История психологии: теоретические основания. Лекция 1

Содержание

Слайд 2

ПЛАН :

Объект и предмет истории психологии. Общие закономерности развития психологических знаний.
Специфика

ПЛАН : Объект и предмет истории психологии. Общие закономерности развития психологических знаний.
предметной области истории психологии
Принципы и проблемы историко-психологического исследования

Слайд 3

Развитие психологического знания осуществляется объективно, с непреложной необходимостью в силу его реальной

Развитие психологического знания осуществляется объективно, с непреложной необходимостью в силу его реальной
функции в жизнедеятельности человека, в его эволюционном становлении.
Знание о психике, следуя за развивающейся жизнью человека и отражая все новые и усложняющиеся стороны его взаимодействия с миром, включается само в это взаимодействие как важный фактор его регуляции, обеспечивая не только адаптивные, приспособительные, но и преобразующе-действенные, активные формы поведения.
Развитие психологического знания происходит в виде различных взаимосвязанных форм (уровней):

Слайд 4

"житейские" представления людей о психике, возникающие в их реальной жизненной практике, в

"житейские" представления людей о психике, возникающие в их реальной жизненной практике, в
разных ее сферах (материальной, производственной деятельности, в бытовой области, в воспитательно-обучающем процессе, в искусстве и т.д.) и основывающиеся на непосредственном отражении разных аспектов бытия и философии "здравого смысла";
психологические знания, вычленяющиеся в рамках мифологии и религии как исторически первых форм познания мира и человека и отражающие канонические требования указанных видов культурного творчества человечества;
психологические знания, накопленные в рамках художественно-образного наблюдения за окружающей действительностью в работах художников, архитекторов, писателей;
психологические знания, возникающие на определенном этапе развития общества в связи с выделением нового способа реконструкции действительности - науки - и включающие целенаправленный процесс сбора и анализа психологической фактологии, логические формы ее объяснения и доказательства, переход от описательной стратегии и методов исследования к объяснительной, т.е. - научного знания. В свою очередь, научные психологические знания, зародившиеся впервые в античном мире, сами проходят длительный путь эволюции - от существования в лоне других наук (философии, истории, естествознания) и до выделения и дальнейшего их развития в рамках самостоятельной научной дисциплины (вторая половина XIX в.).

Слайд 5

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ОБЪЕКТ

ПРЕДМЕТ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ

Слайд 6

2. СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Недостаточная отрефлексированность методологических проблем в истории

2. СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ Недостаточная отрефлексированность методологических проблем в истории
психологии с одной стороны, и ее принадлежность к науковедческим дисциплинам - с другой, объясняют необходимость и возможность при рассмотрении данного вопроса выходить за рамки собственно истории психологии в область науковедения.
В итоге в наиболее общем виде представляется возможным выделить три основных подхода в определении предмета истории науки (в том числе психологии).

Слайд 7

ПЕРВЫЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ НАУКИ

Первый подход в основу изучения

ПЕРВЫЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ НАУКИ Первый подход в основу изучения
кладет результат психологического познания, его внутреннее содержание - собственно психологическое знание (его строение, структуру, логико-содержательные аспекты, внутрилогические механизмы развития знания), рассматривая его как самодостаточное и существующее относительно самостоятельно, вне связи с другими сторонами познавательного процесса (социально-культурными и личностными опосредованиями).
Такой подход, акцентирующий внимание в основном на внутренней, логической стороне познания и отвечающий на вопрос "каково содержание знания", может быть назван логико-научным, или интернальным, подходом в истории науки.

Слайд 8

ВТОРОЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ НАУКИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПСИХОЛОГИИ).

Акцент

ВТОРОЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ НАУКИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПСИХОЛОГИИ). Акцент
на внешней истории развития научного знания и попытка вывести из нее и описать на ее основе внутринаучные закономерности порождает второй подход в понимании предмета истории науки - экстернальный. На этой основе возникает специальная область науковедения - социальная история науки. История науки рассматривается здесь в социальном контексте, в ее зависимости и связи с развитием организационных и социальных условий и предпосылок.

Слайд 9

ТРЕТИЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ НАУКИ

Представители третьего подхода в изучении

ТРЕТИЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ НАУКИ Представители третьего подхода в изучении
истории психологии акцентируют внимание на ее персонально-личностных аспектах. Во главу угла в качестве главного двигателя научного прогресса и главного предмета рассмотрения выступает личность и творческий путь того или иного ученого, его научные идеи, взгляды, концепции и подходы.

Слайд 10

Предметом истории психологии является динамика психологического познания в его целостности, включающая изучение:

Предметом истории психологии является динамика психологического познания в его целостности, включающая изучение:

самого научного знания (его структуры, логико-научных, содержательных аспектов) - логико-научный аспект;
процесса формирования научных идей и представлений в области истории психологии - процессуальный аспект;
социально-культурных и организационных условий и предпосылок психологического познания - социокультурный аспект;
носителя, субъекта психологического познания (коллективного и индивидуального) - персонально-личностный аспект.

Слайд 11

3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования

История психологии как одна из базовых отраслей

3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования История психологии как одна из базовых
психологии в своих теоретико-методологических основаниях опирается на ряд общефилософских и общепсихологических принципов, которые применительно к историко-психологическим исследованиям приобретают специфическое звучание и формулировку, выступая как частно-психологические принципы истории психологии.

Слайд 12

1. Принцип детерминизма. В соответствии с этим принципом, в основе любого историко-психологического

1. Принцип детерминизма. В соответствии с этим принципом, в основе любого историко-психологического
события лежит совокупность явных или неявных причин. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. Любое событие на всем протяжении исторического хода формирования психологической науки является результатом, следствием многообразной череды предшествующих явлений или причин и, в тоже время, выступает как одна из предпосылок последующих событий.

Слайд 13

2. Принцип единства логического и исторического в понимании генезиса развития психологического знания,

2. Принцип единства логического и исторического в понимании генезиса развития психологического знания,
который отражает понимание соотношения внутренних, внутринаучных (влияние традиции, изменение категориально-понятийного аппарата, динамика структуры науки, взаимосвязи и взаимовлияния разных научных дисциплин, появление новых методов исследования и т.д.) и внешних, социокультурных причин (потребности общественной практики, идеолого-политические влияния, воздействие научно-технического прогресса, особенности духовной и интеллектуальной атмосферы в обществе и т.д.) в ходе реального процесса исторического развития психологии.

Слайд 14

3. Принцип системности. Он предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и

3. Принцип системности. Он предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и
направлений как многоуровневого (фундаментальный и прикладной уровни), многокачественного (обыденное, научное, художественно-образное, религиозное знания), многомерного (научное творчество отдельного ученого, научных коллективов и школ, регионального психологического сообщества, сторонников той или иной парадигмы, теории или концептуального подхода) и многообразного по своим проявлениям (донаучное, научное и паранаучное состояния) процесса, обусловленного многовариантной системой детерминант при оформлении ведущего, системообразующего фактора в конкретной исторической и социокультурной ситуации.

Слайд 15

4. Принцип объективности историко-психологического исследования. Данный принцип предполагает, что при такой процедуре,

4. Принцип объективности историко-психологического исследования. Данный принцип предполагает, что при такой процедуре,
как оценка значимости тех или иных идей и результатов творчества, необходимо исходить не только из современного состояния знания, на которое опирается и от которого отталкивается исследователь, но и учитывать то реальное место, которое занимают те или иные рассматриваемые идеи в психологии и культуре своего времени ("героя судят по законам его времени").

Слайд 16

5. Принцип конструктивно-позитивного анализа. Принцип объективности непосредственно связан и дополняется принципом конструктивно-позитивного

5. Принцип конструктивно-позитивного анализа. Принцип объективности непосредственно связан и дополняется принципом конструктивно-позитивного
анализа истории психологии, который акцентирует внимание в историко-психологических исследованиях не на ошибках, недостатках и просчетах в развитии психологической мысли какой-либо отстоящей от ученого исторической эпохи, а на выявлении в совокупности историко-психологических фактов, событий, теорий и концепций того позитивного, конструктивного и прогрессивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода

Слайд 17

6. Принцип периодизации и преемственности развития психологического знания, который предполагает наличие качественно

6. Принцип периодизации и преемственности развития психологического знания, который предполагает наличие качественно
различных этапов и периодов (содержательно и логически связанных между собой) в динамике единого и непрерывного процесса научного познания. Руководствуясь данным принципом, историк психологии должен не только выделить ключевые, наиболее значимые вехи и моменты этого процесса, не только описать историческую и логическую специфику выделенных ступеней развития знания, но и показать их эволюционную взаимосвязь и взаимопроникновение.

Слайд 18

7. Принцип единства прошлого, настоящего и будущего фиксирует понимание роли и целевой

7. Принцип единства прошлого, настоящего и будущего фиксирует понимание роли и целевой
функции историко-психологических исследований. Познание истории психологической науки не является только самоцелью с точки зрения собирания и уточнения исторического материала, характеризующего формирование и развитие психологических знаний (архивирование фактов), или воссоздания и реконструкции недостающих (неявных) звеньев в единой цепочке развития психологической мысли.

Слайд 19

8. Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания предполагает

8. Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания предполагает
понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных, хотя и выдающихся ученых, но как совокупного усилия всего научного сообщества.

Слайд 20

Список литературы

Hall A.P. Merton revisited or society sourse in the seventeen century.

Список литературы Hall A.P. Merton revisited or society sourse in the seventeen
1968. P. 89-97.
Koltsova V. Ideological and scientific discourse in Soviet psycholodical science // Post-Soviet Perspectives on Russian Psychology /edited by V.Koltsova, Y.Oleinik, A. Gilgen, K.Gilgen. 1996. P. 60-70.
Oleinik Y. Russian psychology at present: trends and paradoxes // Post-Soviet Perspectives on Russian Psychology /edited by V.Koltsova, Y.Oleinik, A. Gilgen, K.Gilgen. 1996. Р. 53-60.
Post-Soviet Perspectives on Russian Psychology / edited by V.Koltsova, Y.Oleinik, A. Gilgen, K.Gilgen. 1996.
Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX-начало XX вв.). Нижний Новгород, 1994. 160 с.
Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. М., 1990. 367 с.
История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992. 362 с.
Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферова. М., 1988.

Слайд 21

Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
Лакатос И. История науки

Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. Лакатос И. История науки
и ее рациональная реконструкция // Структура и развитие науки. М., 1978.
Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994.
Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира: Учебное пособие для студентов. М., 1995. 193 с.
Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995. 331 с.
Петровский А. Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М., 1994. 448 с.
Систематический ретроспективный указатель (указатель психологической литературы, изданной в СССР за 1987 г.). М., 1990.

Слайд 22

Соколова Е.Ю. 13 диалогов о психологии. М., 1994.
Ткаченко А.Н. Категориальный строй

Соколова Е.Ю. 13 диалогов о психологии. М., 1994. Ткаченко А.Н. Категориальный строй
психологии как предмет историко-научного исследования // Методология историко-психологического исследования. М., 1974.
Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993. 463 с.
Ярошевский М.Г. История психологии (от античности до середины XX в.) М., 1996.
Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М., 1995. 140 с.
Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб, 1993. 300 с.
Ярошевский М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания // Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973.
Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

Слайд 23

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ –
Объективно происходящее накопление и
осмысление знаний людей
о психической

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – Объективно происходящее накопление и осмысление знаний людей о психической
реальности
как важной составной части развития жизненного процесса,
условия совершенствования взаимодействия человека с миром
и самого человека как субъекта психической реальности

Слайд 24

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ –
знание человека о себе
как носителе особых психических свойств

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ – знание человека о себе как носителе особых психических свойств

и характеристик,
субъекте психической деятельности

Слайд 25

Развитие психологического знания
как результата творческой
познавательной деятельности человека
в его целостности

Развитие психологического знания как результата творческой познавательной деятельности человека в его целостности
и
в его реальной диалектике
на разных этапах
культурной эволюции человечества

ОБЪЕКТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Слайд 26

Попытки осмыслить процесс
психологического познания,
описать его содержание и структуру
(совокупность взглядов,

Попытки осмыслить процесс психологического познания, описать его содержание и структуру (совокупность взглядов,
идей, подходов,
направлений и течений,
категорий и понятий),
его институциональные и
персонально-личностные аспекты,
а также закономерности и этапы развития

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Слайд 27

Лекция 2. Основные категории психологии

Лекция 2. Основные категории психологии

Слайд 28

Образ - сознание

Образ - формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого

Образ - сознание Образ - формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ
им в окружающей среде объекта. Сознание – форма отражения действительности в ее объективных, устойчивых свойствах и в отделенности от наличных к ней отношений человека

Слайд 29

Мотив - ценность

Мотив – совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта

Мотив - ценность Мотив – совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность
и определяющих ее направленность
Ценность - любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса).

Слайд 30

Переживание - чувство

Переживание - любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное

Переживание - чувство Переживание - любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и
в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни
Чувство -  эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Слайд 31

Действие - деятельность

Действие – произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой

Действие - деятельность Действие – произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение
цели
Деятельность – целеустремленная активность, реализовывающая потребности субъекта

Слайд 32

Отношение - общение

Отношение  — связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой

Отношение - общение Отношение — связь или взаимодействие людей или их сообществ
или характерная направленность их действий
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности

Слайд 33

Индивид – Я (личность)

Индивид – человек как единичное природное существо
Личность (Я) –

Индивид – Я (личность) Индивид – человек как единичное природное существо Личность
тождество индивида с самим собой; системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и в общении

Слайд 34

Лекция 3. История психологии в античности

Лекция 3. История психологии в античности

Слайд 35

Периодизация античной философии:

I период - досократический (VII-Vвв. до н.э.)
II период -

Периодизация античной философии: I период - досократический (VII-Vвв. до н.э.) II период
классический (сер.V- конец IV вв. до н.э.)
III период - эллинистический (конец IV-II вв. до н.э.)
IV период - римский (I в. до н.э.-V в.н.э.)

Слайд 36

«Досократические» школы:

Милетская школа или школа «семи мудрецов» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);
Гераклит Эфесский;
Пифагорейская школа;
Элейская

«Досократические» школы: Милетская школа или школа «семи мудрецов» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Гераклит
школа (Ксенофан, Парменид, Зенон);
Атомистическая школа (Левкипп, Демокрит)

Слайд 37

Особенности досократических школ:

ярко выраженный космоцентризм;
гилозоизм;
переход от мифа к логосу;
поиск первоначала как субстанциональной

Особенности досократических школ: ярко выраженный космоцентризм; гилозоизм; переход от мифа к логосу;
основы мира;
диалектические идеи Гераклита;
проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления (элеаты);
учение об атомах и принцип детерминизма (атомисты);
доктринерский(недискуссионный) характер философских учений

Слайд 38

Поиск первоначала:

Фалес – вода
Анаксимандр – апейрон
Анаксимен – воздух
Гераклит – огонь
Пифагор - число
Левкипп,

Поиск первоначала: Фалес – вода Анаксимандр – апейрон Анаксимен – воздух Гераклит
Демокрит - атом

Слайд 39

Основные направления классического периода:

философско-просветительская деятельность софистов;
философия Сократа;
зарождение «сократических» школ;
философия Платона;
философия Аристотеля

Основные направления классического периода: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля

Слайд 40

Особенности классического периода:

переход к проблеме человека: «Человек есть мера всех вещей» (софисты

Особенности классического периода: переход к проблеме человека: «Человек есть мера всех вещей»
и Сократ);
рациональная этика Сократа;
выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон);
положили начало спору между материализмом и идеализмом;
проявили интерес к проблеме человека, общества и государства;
выработали новый метод философствования

Слайд 41

Историческое значение Сократа (469-399 гг. до н.э.):

выдающийся философ-педагог;
выработал метод «майевтики»;
сторонник этического рационализма;
калокагатия

Историческое значение Сократа (469-399 гг. до н.э.): выдающийся философ-педагог; выработал метод «майевтики»;
как единство красоты и добра;
ввел диалогический метод нахождения истины;
воспитал много учеников

Слайд 42

Главные положения философии Платона (427-347 гг. до н.э.):

автор более 80 произведений;
основал философскую

Главные положения философии Платона (427-347 гг. до н.э.): автор более 80 произведений;
школу «Академия»;
положил начало объективному идеализму;
истинное познание – это познание мира «чистых идей»;
впервые глубоко исследовал проблемы общества и государства, выделил 6 типов существующих государств;
автор учения об идеальном государстве.

Слайд 43

Историческое значение философии Аристотеля (384-322 гг.до н.э.)

Автор огромного философского наследия: «Метафизика», «О

Историческое значение философии Аристотеля (384-322 гг.до н.э.) Автор огромного философского наследия: «Метафизика»,
душе», «Никомахова этика», «Политика», «Поэтика» и др.
внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона;
дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
выделил 10 философских категорий и дал определение бытия через них;
внес существенный вклад в развитие логики;
выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа – политии

Слайд 44

Философские школы эллинистическо-римского периода:

кинизм (Антисфен, Диоген);
эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар);
стоицизм ((Зенон из

Философские школы эллинистическо-римского периода: кинизм (Антисфен, Диоген); эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар);
Китеона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий);
скептицизм (Пиррон)
неоплатонизм (Плотин)

Слайд 45

Киники

Киники одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким

Киники Киники одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается
представителем — Диоген Синопский. Этический идеал кинизма формируется как:
крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
насмешка над всеми условностями;
демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

Слайд 46

Эпикурейство

Эпикурейство

Слайд 47

Скептицизм

Скептицизм

Слайд 48

Стоицизм

Стоицизм

Слайд 49

Особенности эллинистическо-римской философии:

сделали второстепенными все вопросы объективного миропорядка и стали обращаться к

Особенности эллинистическо-римской философии: сделали второстепенными все вопросы объективного миропорядка и стали обращаться
проблемам личной жизни человека;
философия должна показывать человеку путь к добродетельной (аскетической) жизни (киники);
индивидуалистическая этика Эпикура как путь к свободе человека;
человек не властен изменить судьбу, но он властен по отношению к ней (стоицизм);
единственный верный способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений (скептицизм);
идея творения высшим бытием низшего путем эманации (неоплатонизм).

Слайд 50

Лекция 4. История психологии средние века

Лекция 4. История психологии средние века

Слайд 51

В работах Ибн Сины дается интересная возрастная периодизация развития человека, Выделяется 4

В работах Ибн Сины дается интересная возрастная периодизация развития человека, Выделяется 4
основных возрастных периода.
Возраст "роста" ("юность"), включающий младенчество, детство, подростковый возраст, период отрочества и полового созревания, юношество. Он охватывает период от рождения человека до 30 лет.
Возраст "остановки роста" ("молодость") - от 30 до 40 лет.
Возраст "понижения при сохранении части сил" ("зрелости") - от 40 до 60 лет.
Возраст "упадка при ослаблении сил" ("старость") - от 60 лет до конца жизни.

Слайд 52

ОБЩИЕ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРАБО-ЯЗЫЧНОЙ ПЕРИПАТЕТИКИ

Под влиянием освоения и творческого переосмысления Аристотеля

ОБЩИЕ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРАБО-ЯЗЫЧНОЙ ПЕРИПАТЕТИКИ Под влиянием освоения и творческого переосмысления Аристотеля
в арабоязычной культуре сложились два наиболее ярких философских учения - Ибн Сины (Авиценна) и Ибн Рушда (Аверроэса). В них были сконцентрированы и получили интегрированное выражение главные достижения ученых арабского мира в разных областях знания, преимущественно в естественных науках.       Обобщив труды астрономов, географов, химиков, врачей Востока, накопленные наукой данные опытного познания, Ибн Сина и Ибн Рушд создали учения, в основе которых лежали следующие постулаты:
Природа вечна (со-вечна) божеству и ее законы не меняются произвольно.
Душа обусловлена деятельностью тела.
Индивидуальная душа не обладает бессмертием.
Психические качества человека детерминированы естественными причинами, условиями жизни, воспитания.

Слайд 53

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН СИНЫ

Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ИБН СИНЫ Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн
Абдаллах), или Авиценна (980-1037) - наиболее выдающийся ученый, один из самых ярких перипатетиков Средней Азии. Его отец, Ибн Сина-Абдаллах - начальник сбора налогов в одном из районов Бухары, являвшейся в конце 1 в. одним из крупнейших культурных центров Востока. В детстве Хусейна обучали Корану, адабу (грамматика, стилистика, поэтика) и к 10-ти годам он достиг совершенства в этих областях. Началось его знакомство с точными науками: арифметикой, алгеброй, логикой. Но скоро его учитель признался, что ему уже нечему учить мальчика, полностью освоившего школьную программу, и предложил ему продолжать образование самостоятельно.

Слайд 54

Особое внимание в дальнейшем Ибн Сина обращал на изучение естественных наук. Есть

Особое внимание в дальнейшем Ибн Сина обращал на изучение естественных наук. Есть
сведения о том, что уже в раннем возрасте Ибн Сина начал заниматься медицинской практикой, бесплатно помогая нуждающимся в его помощи людям. В 17 лет он уже снискал славу как искусный врач и даже был приглашен ко двору правителя Бухары Нуха ибн-Мансура, которого он вылечил, что не удавалось сделать ранее никому. За это он получил право пользоваться редчайшим собранием книг в эмирской библиотеке, что имело большое значение в его образовании и расширении знаний. В это время он освоил метафизику, изучил труды Абу-Насра Фараби, впервые заявил о себе как об оригинально мыслящем ученом, вступив в письменную дискуссию с Беруни. К 18-ти годам он закончил свое образование. "С тех пор у меня ничего не прибавилось", - напишет он позже в своей автобиографии.

Слайд 55

Особенности и источники развития научного мировоззрения Ибн Сины

Ибн Сина - сторонник

Особенности и источники развития научного мировоззрения Ибн Сины Ибн Сина - сторонник
опытного познания, естествоиспытатель, последовательный борец с астрологией и суевериями, видный арабский перипатетик. Он широко развернул опытное исследование психофизиологических явлений, исходя из идей отсутствия бессмертия индивидуальной души, ее материальности.
В его учении сочетаются естественно-научная концепция психофизиологических функций и философско-метафизическая теория души. Он разделял эти части своего учения, говоря о двух несовпадающих точках зрения на душу - медицинской (естественно-научной) и философской, каждая из которых имеет собственную логику развития. Философское учение о душе определялось им как зона разграничения науки и религии, где достигается их согласование, а за ее пределами - поле свободного исследования. Тем самым делалась попытка оградить естественно-научное знание о душе от вмешательства религии.

Слайд 56

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИБН РУШДА

Ибн Рушд
(Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед),

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИБН РУШДА Ибн Рушд (Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед),

или Аверроэс (1126-1198) известный арабский
мыслитель, приверженец опытного,
точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма, критик Аристотеля и Ибн Сины.           Ибн Рушд жил в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с мусульманской религией, развивал материалистические элементы философии Аристотеля. Говорил о вечности и несотворимости материи, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробный мир. Критиковал мистические идеи Альгазена.
Велико его влияние на философскую мысль западной Европы. Аверроэс считается автором самых глубоких комментариев к сочинениям Аристотеля, которые помогли ознакомить Европу с античной мыслью. Он дал новую трактовку Аристотелевского учения о душе, о ее высшей способности - разуме (нусе). Это было материалистическое объяснение души, связанной с телом.

Слайд 57

Ибн Рушд дал свое решение этого вопроса, создав, таким образом, учение -

Ибн Рушд дал свое решение этого вопроса, создав, таким образом, учение -
аверроизм. Он считал, что и "потенциальный", и "активный" ум - одна субстанция, существующая вне индивида. Важнейшим же свойством души является чувствительность, благодаря которой она воспринимает "нус". Подобно солнцу, действующему на зрение, "нус" освещает индивидуальные души. И в них проявляется ум - и потенциальный, и актуальный. С исчезновением тела и соответствующих ему психических способностей (чувствительность), то, что было приобретено божественным умом в итоге его актуализации в данной душе, не исчезает бесследно, а поглощается им и существует как момент универсального разума, свойственного человеческому роду. Это - некое божественное истечение, эманация, исходящая из нижней сферы неба. Таким образом, отвергается идея индивидуального бессмертия души.

Слайд 58

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АЛЬГАЗЕНА

Ибн Аль-Хайсам, или Альгазен (965-1038) - арабский ученый, создатель психофизиологического

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АЛЬГАЗЕНА Ибн Аль-Хайсам, или Альгазен (965-1038) - арабский ученый, создатель
учения о зрении. В своем труде "Оптика" Альгазен рассматривает глаз как тончайший оптический прибор, математически и экспериментально обосновывает законы отражения и преломления света, определяя их в качестве причины возникновения чувственного образа. Он вскрывает роль умственных актов как важной предпосылки осуществления акта восприятия, позволяющей воспринимать форму и объем предметов, находить в них сходство и различия.           Предметом его исследования были многие феномены зрительного восприятия: бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, мышечные движения глаз и другое.           Впервые он ставит вопрос о длительности психических актов, утверждая, что между раздражением зрительного органа и субъективным ощущением существует определенный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервам.           Таким образом, прогрессивная арабоязычная культура вернула в культуру Европы античные интеллектуальные ценности, существенно их обогатив. Она привнесла новые антропологические идеи, наносящие серьезный удар по идеологии феодального общества. Работы арабоязычных мыслителей формировали интерес к человеку и его психическому миру, утверждали в европейской научной мысли идеалы опытного познания

Слайд 59

Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего

Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего
начала, а весь окружающий мир – его творением.

Особенности мировоззренческой позиции:
креационизм;
идея «откровения»;
вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира, бессмертия души и т.д.
«греховность» как переход ответственности за грехопадение Адама и Евы;
страдание как путь познания Бога;
«чудо» как видимое проявление воли Бога;
аскетизм;
молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и благодарения;
исповедь и покаяние как христианское таинство.

Слайд 60

Наиболее яркие представители средневековья:

Тертуллиан Карфагенский (160-220);
Августин Блаженный (354-430);
Боэций (480-524);
Альберт Великий (1193-1280);
Фома Аквинский

Наиболее яркие представители средневековья: Тертуллиан Карфагенский (160-220); Августин Блаженный (354-430); Боэций (480-524);
(1225-1274);
Пьер Абеляр (1079-1142);
Уильям Оккам (1285-1349)

Слайд 61

Основные этапы развития философии средневековья

ПАТРИСТИКА
(учение «отцов церкви»)
охватывает с I по

Основные этапы развития философии средневековья ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает с I
IX вв.
На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.

СХОЛАСТИКА
(от лат. schola –школа)
охватывает с IX по XV вв.
Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.

Слайд 62

Августин Блаженный как видный представитель патристики

Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь», «Против

Августин Блаженный как видный представитель патристики Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь»,
академиков» и др.;
заложил основы католицизма;
основал исповедальный жанр в философии и литературе;
предложил линейное представление о времени;
обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами;
выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)

Слайд 63

Спор о природе универсалий (общих понятий)

Реализм
- направление теологической философии, сторонники которого считали

Спор о природе универсалий (общих понятий) Реализм - направление теологической философии, сторонники
подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона об эйдосах.

Номинализм
Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Они продолжают учение Аристотеля.

Слайд 64

Фома Аквинский как крупный представитель схоластики

Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев

Фома Аквинский как крупный представитель схоластики Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников»,
к Библии, к произведениям Аристотеля;
логически доказал существование Бога;
систематизировал схоластики;
автор неотомизма;
исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);
разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.

Слайд 65

Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:

должен существовать первый двигатель;
в цепи

Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»: должен существовать первый двигатель;
действующих причин должна существовать первая причина;
все вещи мира случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо;
вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства;
целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.

Слайд 66

Список литературы

Аль Фараби. Существо вопроса // Антология мировой философии: В 4-х т.

Список литературы Аль Фараби. Существо вопроса // Антология мировой философии: В 4-х
М., 1969.
Завадовский Ю.Н. Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.
Ибн Габирол. Жемчужная россыпь // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
Ибн Габирол. Человек и его судьба // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
Ибн Рушд // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.
Ибн Сина. Избранное. М,. 1980.
Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.
Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ч.1. М., 1994.
Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.
Ренан Э. Аверроэс и аверроизм / Пер. с франц. Киев, 1903.
Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973.
Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М. 1985.
Степанянц М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
Терновский В.Н. И.С. Авиценна. М., 1969.
Шидфар Б.Я. Ибн Сина. М., 1981.

Слайд 67

Лекция 5. История психологии Нового времени

Лекция 5. История психологии Нового времени

Слайд 68

Философия Нового времени

Формирование нового мировоззрения.
2 тенденции предпосылок:
ослабление влияния церкви появление новых представлений.

Церковь

Философия Нового времени Формирование нового мировоззрения. 2 тенденции предпосылок: ослабление влияния церкви
– крупнейший землевладелец => выступала в глазах народа эксплуататором.
Слишком светское отношение к миру высших представителей церкви (епископат) и их чрезмерные требования власти,
Недостаточная образованность низшего слоя священников, всеобщий упадок нравов

Наука: разум человека может влиять на природу, управлять ею через познанные законы. Идея о том, что правильно организованный разум может познать созданный богом по законам математики и механики мир.
реформация
Активно происходят процессы секуляризации – освобождения от примата религии и церковных институтов в мышлении.

Слайд 69

Методологическая доминанта в исследованиях.

Метод – способ воздействия на объект. Френсис Бэкон: метод

Методологическая доминанта в исследованиях. Метод – способ воздействия на объект. Френсис Бэкон:
— это путь, главное средство исследования; метод скорее сам совершает открытия, а человек (даже посредственный) – только способ достижения открытий.
Отход от схоластики => поиск новых методов познания, знание дается не божественным промыслом, а чувствами либо разумом.
Для философии Нового времени принципиальное значение играет спор между двумя направлениями в гносеологии:
Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний;
Рационализм – направление в теории познания, которое выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Слайд 70

Эмпиризм. Философия Ф. Бэкона.

Цель философии и человечества – господство над природой, для

Эмпиризм. Философия Ф. Бэкона. Цель философии и человечества – господство над природой,
чего необходимо изучить ее законы => «Знание – сила».
Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон.
Методы познания:
дедукция - от общего к частному.
индукция - от частного к общему
Неполная.
Полная. Идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления.

Слайд 71

Идолы разума

Идолы Разума - то, что стоит на пути корректного научного рассуждения:
Идолы

Идолы разума Идолы Разума - то, что стоит на пути корректного научного
Рода: люди следуют своим предвзятым идеям относительно вещей.
Идолы Пещеры: это является персональной слабостью индивида в рассуждении по причине собственных предпочтений и антипатий.
Идолы Площади (рынка): это происходит по причине трудностей в использовании языка и использовании некоторых слов в науке, которые имеют различные значения, нежели в их обычном значении. Заниматься исследованиями возможно только когда сформируется понятийный и понятный аппарат.
Идолы Театра: это происходит из-за использования философских систем, которые включают в себя ошибочные методы.

Слайд 72

Рационализм. Философия Р. Декарта.

Декарт: "Я мыслю, следовательно, я существую”. Иные представители –

Рационализм. Философия Р. Декарта. Декарт: "Я мыслю, следовательно, я существую”. Иные представители
Бахрух Спиноза, Лейбниц.
В основе бытия и познания лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму.
Но смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия (=> существуют материалисты - рационалисты).

Слайд 73

Аргументы рационалистов

1. Опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
2.

Аргументы рационалистов 1. Опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе
Разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте (1+1 = 2). Это знание врожденно. В мыслящем субъекте от рождения заложены теоретические идеи, которые не могут быть выведены индуктивным путем из опыта (идеи точки, прямой, абсолютно твердого тела и др.).
3. Чувства могут обманывать. Рецепторы органов чувств можно обмануть, например, при помощи разрядов электрического тока.

Слайд 74

Универсальная наука, построенная на математических началах (mathesis universalis), должна охватить все

Универсальная наука, построенная на математических началах (mathesis universalis), должна охватить все области
области знания

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716): универсальная наука требует универсального понятийного языка (characteristica universalis), построенного по образцу математики и формализующего типичные операции человеческого мышления → создание счётных машин и компьютеров

Бенедикт Спиноза (1632-1677): сама философия должна быть построена по образцу геометрии – с чётким определением основных терминов, аксиомами и теоремами

Слайд 75

Лекция 6. История психологии в рамках ассоцианизма

Лекция 6. История психологии в рамках ассоцианизма

Слайд 76

Учебные вопросы

Значение научных взглядов Джона Беркли
Агностицизм и ассоцианизм Давида Юма.
Теория Давида Гартли

Учебные вопросы Значение научных взглядов Джона Беркли Агностицизм и ассоцианизм Давида Юма.
- вершина материалистического ассоцианизма конца 18 века.

Слайд 77

Литература

английские материалисты 18 века -
Дж. Беркли Трактат о началах человеческого знания.
Дж.

Литература английские материалисты 18 века - Дж. Беркли Трактат о началах человеческого
Беркли Три разговора М., 1937.
Антология мировой философии 2 том,
Давид Юм Трактат о человеческой природе. Об уме - 1 книга
Давид Юм Диалоги о естественной религии.
Быховский Дж. Беркли ЖЗЛ, 1970.
Виноградов Н.Д. Философия Д. Юма.
Нарский Д. Юм
Сабинина М.В. Д. Юм - биографический очерк.

Слайд 78

Ассоциативная психология

направление мировой психологической мысли объясняющей динамику психических процессов принципом ассоциаций,
утверждает

Ассоциативная психология направление мировой психологической мысли объясняющей динамику психических процессов принципом ассоциаций,
причинно следственный подход к поведению, психике и сознанию человека.

Ассоциация

(«соединение») - связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Два ведущих направления ассоциативной психологии:
естественнонаучное
идеалистическое

организм - внешняя среда

феномены сознания

Слайд 79

психика построена из элементов - ощущений, которые первичны,
сложные психические образования вторичны и

психика построена из элементов - ощущений, которые первичны, сложные психические образования вторичны
возникают посредством ассоциаций,
условие образования ассоциаций - смежность 2-х психических процессов,
закрепление ассоциаций обусловлено подвижностью ассоциируемых элементов и частой повторения в опыте,
ассоцианизм - следствие механико-детерминистической картины мира и человека. Психика - часть этого мира.

Психологические воззрения к концу 18 века:

Слайд 80

Беркли Джордж (1685 – 1753)

английский философ, представитель субъективного идеализма. Трактовал эффекты

Беркли Джордж (1685 – 1753) английский философ, представитель субъективного идеализма. Трактовал эффекты
зрительного восприятия пространства на основе принципа ассоциации.

отрицание «великого механистического начала»,
первичное - феномены сознания, (основатель «феноменализма», на базе которого создана психология в современном ее понимании),
аргумент - эмпиризм: источник знания - чувственный опыт, образуемый ассоциациями (явление духовное),
т.о. опыт - испытываемые субъектом ощущения...
любая вещь - комбинация ощущений,
из чувственных элементов - образуется пространство как вместилище тел,
«быть - значит быть в восприятии»,
все, что существует единично,
человек воображает и представляет единичное, сочетает и делит идеи,
душа обладает разумом - способностью воспринимать идеи; волей

Слайд 81

Теория зрительного восприятия пространства Дж. Беркли:

удаленность, положение и величина предметов первоначально

Теория зрительного восприятия пространства Дж. Беркли: удаленность, положение и величина предметов первоначально
воспринимаются только осязанием (глаз ничего не воспринимает),
в опыте происходит соединение зрения и осязания,
связь в опыте обеспечивает правильное поведение человека (ассоциация),
пространственные характеристики даются посредством мышечных ощущений от поворота глаз, напряжения мышц),
зрительные ощущения - комбинации зрительных и осязаемых ощущений,
восприятие пространства - это знания ранее приобретенные через осязание идей,
зрение - язык осязания, играет огромное значение мышления,
зрительные ощущения условны и имеют знаковую природу.

ощущение от поворота глаза,
степень неясность объекта,
яркость объекта (близость, удаленность).

Идеи, которые опосредует зрительное восприятие:

Слайд 82

Юм Давид (1711 – 1776)

— английский философ. Стоял на позициях Дж. Локка

Юм Давид (1711 – 1776) — английский философ. Стоял на позициях Дж.
в суждении, что в душе находятся только впечатления, полученные в течении жизни, и идеи как их копии. Выделял среди явлений сознания два класса: простые и сложные явления, образованные суммациeй простых. Им было описано несколько форм такого суммирования. Это — ассоциации по сходству (или контрасту), по смежности в пространстве и времени, по причинности.

Слайд 83

Юм Давид (1711 – 1776)

В основе учения:

субстанция - удобная фикция

Юм Давид (1711 – 1776) В основе учения: субстанция - удобная фикция
воображения,
учение о причинности - продукт веры, т.е. ассоциация представлений, возникающая в опыте,
субъект и его душа - связки и пучки впечатлений,
о знании: - задача - руководство для практической жизни - критерий - формально-логическое мышление,
вера - результат привычки, - источник практической уверенности,
познавательный опыт (из восприятий):
впечатлений (ощущения, эмоции, страсти),
идеи (копии впечатлений) (объект и содержание сознания),
VII. мотивы - реальные и необходимые причины, делающие свободу воли невозможной,
VIII.ассоциации - по сходству, по смежности, по контрасту,
объяснительный принцип.

Слайд 84

Юм Давид (1711 – 1776)

Провозгласили единственным объектом познания опыт.
Отбросил рефлексию как

Юм Давид (1711 – 1776) Провозгласили единственным объектом познания опыт. Отбросил рефлексию
источник познания.
ОПЫТ = впечатления (ощущения + эмоции –страсти) + идеи.
Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы.
Разрабатывал теорию ассоциации идей.
Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект.
Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть).
Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания

Слайд 85

Гартли Давид (1705 – 1757)

— английский врач и психолог, создатель первой

Гартли Давид (1705 – 1757) — английский врач и психолог, создатель первой
оформленной системы ассоциативной психологии. Психические процессы трактовал как отображение мозговых „вибраций“, т.е. давал параллелистическую трактовку психофизической проблемы. В соответствии с физической моделью И. Ньютона построил модель сознания, в которой простейшие его элементы: ощущения (сенсации), представления (идеации) и чувственный тон ощущений (аффектации) в опыте связываются друг с другом связями по механическому типу — одновременными и последовательными ассоциациями.

Слайд 86

Гартли Давид (1705 – 1757)

Учение о вибрациях и ассоциациях идей. (построена

Гартли Давид (1705 – 1757) Учение о вибрациях и ассоциациях идей. (построена
исходя из теории Ньютона).
психический мир человека - продукт работы организма как вибраторной машины.
результат: вызов одной вибрации ведет к вызову другой, вызов одной идеи ведет к вызову другой

опытно-индуктивный

дедуктивный (гипотетический)

Метод:

Слайд 87

Гартли Давид (1705 – 1757)
Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного.
Его

Гартли Давид (1705 – 1757) Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного.
идеи:
Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы.
Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме.
Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью.

Слайд 88

Лекция 7. История психологии в рамках естественнонаучной парадигмы

Лекция 7. История психологии в рамках естественнонаучной парадигмы

Слайд 89

Закон Вебера-Фехнера

«Сила ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения»

Закон Вебера-Фехнера «Сила ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения»

Слайд 90

На основе эмпирических исследований Вебер нашел эту зависимость:

в 1834 году для ощущения

На основе эмпирических исследований Вебер нашел эту зависимость: в 1834 году для
яркости света;
а в 1846 году для ощущения громкости звука.

В 1858 году Фехнер подтвердил и обобщил эти закономерности для всех органов чувств.

Слайд 91

Сила раздражения

Сила ощущения

Закон Вебера-Фехнера

Сила раздражения Сила ощущения Закон Вебера-Фехнера

Слайд 92

Сила раздражения

Сила ощущения

Закон Вебера-Фехнера

Сила раздражения Сила ощущения Закон Вебера-Фехнера

Слайд 93

Положение уровня мощности некоторых обычных звуков на шкале децибел

Положение уровня мощности некоторых обычных звуков на шкале децибел

Слайд 94

Создание учения о ВНД. Рефлексы

Высшая нервная деятельность — еще одна, важнейшая, функция

Создание учения о ВНД. Рефлексы Высшая нервная деятельность — еще одна, важнейшая,
нервной системы.
Основоположником учения о высшей нервной деятельности является И.М.Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.
Высшая нервная деятельность — деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.

Слайд 95

Создание учения о ВНД. Рефлексы

И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал

Создание учения о ВНД. Рефлексы И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и
учение об условных и безусловных рефлексах.
Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы. При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.

Слайд 96

Создание учения о ВНД. Рефлексы

Для безусловных рефлексов характерно:
Это врожденные рефлексы, передаются по

Создание учения о ВНД. Рефлексы Для безусловных рефлексов характерно: Это врожденные рефлексы,
наследству (глотание, слюноотделение, дыхание);
Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида;
Имеют постоянные рефлекторные дуги;
Относительно постоянны;
Осуществляются в ответ на определенное раздражение;
Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга.

Слайд 97

Создание учения о ВНД. Рефлексы

К безусловным рефлексам относятся пищевые, дыхательные, оборонительные, половые,

Создание учения о ВНД. Рефлексы К безусловным рефлексам относятся пищевые, дыхательные, оборонительные,
ориентировочные рефлексы.
Для условных рефлексов характерно:
1. Приобретаются организмом в течение жизни;
2. Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта;
3. Не имеют готовых рефлекторных дуг, дуги формируются при определенных условиях;
4. Непостоянные, могут исчезать (тормозиться);
5. Формируются на основе врожденных рефлексов в ответ на любое раздражение;
6. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.

Слайд 98

Создание учения о ВНД. Рефлексы

Образование условного рефлекса происходит при сочетании по времени

Создание учения о ВНД. Рефлексы Образование условного рефлекса происходит при сочетании по
безразличного раздражителя с безусловным.
Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным.
Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным.

Слайд 99

Создание учения о ВНД. Рефлексы

Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения в

Создание учения о ВНД. Рефлексы Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения
одном нервном центре коры, затем в другом нервном центре возникает возбуждение под действием безусловного раздражителя и между ними возникает временная связь.
При повторных сочетаниях эта связь становится более прочной, вырабатывается условный рефлекс на данный раздражитель.
Примером является выделение слюны в ответ на вид пищи, ее запах, на время кормления, на любой условный пищевой раздражитель.

Слайд 100

Торможение рефлексов

В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы

Торможение рефлексов В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и
торможения. Различают два вида торможения — внешнее и внутреннее.
Внешнее торможение. Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Характерно не только для коры, но и для низших отделов ЦНС, поэтому второе название — безусловное торможение. Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.

Слайд 101

Торможение рефлексов

Внутреннее торможение развивается только в коре. Отсюда второе название — условное

Торможение рефлексов Внутреннее торможение развивается только в коре. Отсюда второе название —
торможение. Непременное условие — неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает.
В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых. Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.

Слайд 102

Торможение рефлексов

Другой вид внутреннего торможения — дифференцировка. Если один раздражитель подкреплять, а

Торможение рефлексов Другой вид внутреннего торможения — дифференцировка. Если один раздражитель подкреплять,
близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел — свои или чужие.
А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте – преобладающей системе связанных между собой центров, временно определяющих характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант.

Слайд 103

ВНД человека и животных

Высшая нервная деятельность присуща как человеку, так и животным.

ВНД человека и животных Высшая нервная деятельность присуща как человеку, так и
У животных высшая нервная деятельность зависит от сложности нервной системы, чем она сложнее, тем меньшую роль играют инстинкты, тем большую роль играет обучение.
Например, потомство паука-крестовика появляется весной, когда родители уже умерли, но молодые паучки умеют строить ловчую сеть, их поведение достаточно жестко запрограммировано.

Определенную последовательность безусловных рефлексов, определяющую некоторые формы поведения, называют инстинктом. Примером инстинктивной деятельности является построение ловчей сети пауком-крестовиком, плотины бобрами.

Слайд 104

ВНД человека и животных

Важную роль при рождении играет импритинг – запечатлевание. У

ВНД человека и животных Важную роль при рождении играет импритинг – запечатлевание.
животных проявляется в реакции следования новорожденных за первым движущимся объектом. Например, К Лоренц и гуси….

Слайд 105

ВНД человека и животных

Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть).

ВНД человека и животных Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в
Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.

Так, ставшая знаменитой обезьяна Имо вместо выбирания зерен из песка бросила их смесь в воду, после чего собрала зерна споверхности.

Слайд 106

ВНД человека и животных

Главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием

ВНД человека и животных Главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с
у них речи — второй сигнальной системы по И.П.Павлову.
Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. « Слово, — писал И.П.Павлов, — сделало нас людьми».