История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Содержание

Слайд 2

Цели урока:
Познакомить учащихся с историей создания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Развивать умения

Цели урока: Познакомить учащихся с историей создания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
обобщать, выделять главное, сопоставлять в прочитанном произведении.
Воспитывать интерес к русской классической литературе.
Задача урока:
Сформировать представление у учащихся об истории создания, особенностях композиции и жанровом своеобразии романа
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Слайд 3

ИСТОРИЯ ЗАМЫСЛА РОМАНА "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ",. ЖАНР, КОМПОЗИЦИЯ. СИСТЕМА ОБРАЗОВ.

– К моменту создания

ИСТОРИЯ ЗАМЫСЛА РОМАНА "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ",. ЖАНР, КОМПОЗИЦИЯ. СИСТЕМА ОБРАЗОВ. – К
романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”. Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений. Но вот в феврале 1866 года в “Русском вестнике” появилась первая часть романа “Преступление и наказание”, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах.

Слайд 4

ИГРА С ЗАГЛАВИЕМ.

– Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? (Шесть)
“Роман,

ИГРА С ЗАГЛАВИЕМ. – Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет?
построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”)
– Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание?
(Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию).
– Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову "наказание".

Слайд 5

Преступление
Наказание Возмездие Расплата Расчет
Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу

Преступление Наказание Возмездие Расплата Расчет Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы
жизни? (Нет).
Чего не хватает?
(Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь).
Как можно искупить свою вину?
(Хорошими поступками, делами, любовью к людям).
Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет).
Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!

Слайд 6

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНА, ОБЩЕСТВЕННАЯ ОБСТАНОВКА.

– Какая общественная проблема породила роман?
Чтобы ответить

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНА, ОБЩЕСТВЕННАЯ ОБСТАНОВКА. – Какая общественная проблема породила роман? Чтобы
на этот вопрос, обратимся к словам автора учебника Ю.Лебедеву.
“Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России”.

Слайд 7

– ПЕРЕД КАКИМИ “НЕДОКОНЧЕННЫМИ” ИДЕЯМИ БЫЛИ БЕЗЗАЩИТНЫ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ТОГО ВРЕМЕНИ, В

– ПЕРЕД КАКИМИ “НЕДОКОНЧЕННЫМИ” ИДЕЯМИ БЫЛИ БЕЗЗАЩИТНЫ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ТОГО ВРЕМЕНИ, В
ЧАСТНОСТИ РАСКОЛЬНИКОВ? (НИГИЛИЗМ. РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ. НАПОЛЕОНИЗМ).

– Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: “Бог умер - все позволено”.
Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого “болели” многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе “Преступление и наказание”.
Воспоминания А.Сусловой , 17.09 1863 года:
Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: “Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: “Истребить весь город. Всегда так было на свете”.

Слайд 8

Из романа “Преступление и наказание”.
Слова Р.Раскольникова:
Прав, прав “пророк”, когда ставит где-нибудь поперек

Из романа “Преступление и наказание”. Слова Р.Раскольникова: Прав, прав “пророк”, когда ставит
улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться…
Слова Порфирия Петровича:
Кто ж у нас на Руси Наполеоном себя не считает?
– Эпоха была одержима наполеономанией. С этим явлением Достоевскому пришлось столкнуться лично.
Прочитайте отрывок из книги Ю.Карякина “Достоевский и современность”
«Возлюбленная Достоевского в те годы А.Суслова увлеклась одним студентом, а когда тот ее обманул, решила его убить. – Как можешь ты человеческое отношение решать кровопролитием? Выясняется, что свою месть она вздумала “превратить в подвиг”. – Не все ли равно, какой мужчина заплатит за надругательство надо мной? Но если уж мстить, так чтобы всему миру стало известно о единственной, неслыханной, небывалой, неповторимой мести. Она замышляет убить …царя. – Очень уж увлекает. Огромность шага. В конце концов, как просто. Подумай только – один жест, одно движение, и ты в сонме знаменитостей, гениев, великих людей, спасителей человечества… – Славу добывают трудом. – Или беспримерной смелостью. – А о муке ты не подумала? – Это-то и остановило меня. Вдруг подумала: казнят, а ведь прожить до 80 лет где-нибудь в тишине, на солнце, у южного моря, очень недурно».

Слайд 9

– И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”,

– И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”,
например?
(Достоевского, видимо, больше интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него).

Слайд 10

ПОЭТОМУ СЕЙЧАС УМЕСТНЕЕ ВСЕГО ПОГОВОРИТЬ О ЖАНРЕ РОМАНА:

Философский
Нравственно-психологический
Исторический
Полемический
Фантастический

ПОЭТОМУ СЕЙЧАС УМЕСТНЕЕ ВСЕГО ПОГОВОРИТЬ О ЖАНРЕ РОМАНА: Философский Нравственно-психологический Исторический Полемический

Социальный детективный
Политический
Приключенческий
Роман-трагедия
Роман-исповедь
Сатирический
Биографический
Семейный
Автобиографический
Идеологический
Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.
– Все определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.

Слайд 11

ЗАДАНИЕ: ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ТОЧКАМИ ЗРЕНИЯ НА РОМАН СОВРЕМЕННИКОВ. КАК ОТНЕСЛОСЬ К

ЗАДАНИЕ: ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ТОЧКАМИ ЗРЕНИЯ НА РОМАН СОВРЕМЕННИКОВ. КАК ОТНЕСЛОСЬ К
ПИСАТЕЛЮ И ЕГО РОМАНУ РУССКОЕ ОБЩЕСТВО? ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДИ МНЕНИЕ, С КОТОРЫМ ВЫ СОГЛАСНЫ И КОТОРОЕ ВАМ КАЖЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫМ. ОБОСНУЙТЕ СВОЙ ВЫБОР.

Перечитываешь “Преступление и наказание” - и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910)
Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911)
Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911)
Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)

Слайд 12

- Писатель в России всегда пользовался огромным доверием. Так А.С.Пушкин возводил его

- Писатель в России всегда пользовался огромным доверием. Так А.С.Пушкин возводил его
к роли Пророка. Через столетие Е.Евтушенко скажет: “Поэт в России больше, чем поэт”, говоря о месте писателя в обществе.
Наша цель состоит в том, чтобы понять эпоху, которая рождает великих писателей и великие произведения литературы, прислушаться к мнению современников, живущих духовной, интеллектуальной жизнью, чувствующих свое право строго судить или хвалить великих писателей.

Слайд 13

СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА.

СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА.

Слайд 14

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

– Следует помнить, что роман писался о событиях настоящего времени. В

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. – Следует помнить, что роман писался о событиях настоящего времени.
этом его уникальность.
Любое произведение неразрывно.
Композиция – это не набор отдельных элементов, а единая ткань плавно переходящих из одной в другую сцен, описаний, диалогов, портретов и других формальных элементов.
Пронумеруйте нужные в списке композиционных элементов в соответствии с местом, которое они занимают в композиции романа:
Портрет
Пейзаж
Описание местности
Авторская характеристика
Лирическое отступление
Диалог
Внутренний монолог
Повествование (история жизни, поступки)

Слайд 15

Внутренний монолог.
Диалог, так как герои постоянно спорят друг с другом.
Портретные описания и

Внутренний монолог. Диалог, так как герои постоянно спорят друг с другом. Портретные
авторская характеристика, она во многом дается через портрет.
Повествование (история жизни, поступки).
Описание местности и пейзаж, их немного, они схематичны, так как интерес писателя сосредоточен на психологических аспектах убийства и нравственных страданиях.
Лирическое отступление.
Имя файла: История-создания-романа-Ф.М.-Достоевского-«Преступление-и-наказание».pptx
Количество просмотров: 443
Количество скачиваний: 2