ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

Содержание

Слайд 2

Большая советская энциклопедия

«Духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного характера и

Большая советская энциклопедия «Духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного характера
предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту (канты, духовные стихи и песни)».

Слайд 3

Святой Апостол Павел

Учил, что каждый человек состоит из тела, души, духа.
Тело музыки

Святой Апостол Павел Учил, что каждый человек состоит из тела, души, духа.
– звук
Душа музыки – законы ее развития
Дух порождает к жизни эти законы

Слайд 4

Важнейшая черта духовной музыки

молитвенность

Важнейшая черта духовной музыки молитвенность

Слайд 5

Духовная музыка – это музыка созданная во имя Отца и Сына и

Духовная музыка – это музыка созданная во имя Отца и Сына и
Святого Духа.
Обращенная к Богу
Посвященная Богу
Воплощенная, созданная
с помощью Бога

Слайд 6

Духовная музыка опирается на соборный опыт Церкви

Духовная музыка опирается на соборный опыт Церкви

Слайд 7

«Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» Святитель Иоанн Златоуст

«Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» Святитель Иоанн Златоуст

Слайд 8

Святитель Климент Александрийский (150 – 215 гг.)

«У нас в употреблении есть только

Святитель Климент Александрийский (150 – 215 гг.) «У нас в употреблении есть
один инструмент – слово мира, молитвы: при помощи его воздаем мы почет, а не при помощи древнего псалтиря, или трубы, или тимпана, или флейты – инструментов, которые в ходу, обычно, у людей военных, да еще у позабывших страх Божий плясунов на их игрищах, когда они возбуждают свои вялые души своей музыкой… Если критический рассмотреть их, то, в действительности, все эти инструменты окажутся воинственными: таково их дело, когда они разжигают желания, распаляют похоть, раздувают свирепый гнев».

Слайд 9

Восточная Римская империя (Византия)

Восточная Римская империя (Византия)

Слайд 10

Преподобный Роман Сладкопевец (около 450 – 556 гг.)

Служил при храме Святой Софии в

Преподобный Роман Сладкопевец (около 450 – 556 гг.) Служил при храме Святой
г.Константинополе
Написал более 1000 гимнов и молитв
Автор кондака праздника Рождества Христова и других песнопений

Слайд 11

Виды самых древних песнопений в честь святых и праздников

Кондак Икос Тропарь

Виды самых древних песнопений в честь святых и праздников Кондак Икос Тропарь

Слайд 12

Преподобный Иоанн Дамаскин (676 – 780 гг.)

До монашества был правителем Дамаска
Защищал почитание святых

Преподобный Иоанн Дамаскин (676 – 780 гг.) До монашества был правителем Дамаска
икон
Совершенствовал систему осмогласия
Творец многих канонов

Слайд 13

Глас – Осмогласие - Октоих

Глас — в техническом смысле обозначает диатоническую гамму,

Глас – Осмогласие - Октоих Глас — в техническом смысле обозначает диатоническую
в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом гласе главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта).
Русская православная церковь приняла от греческой восемь гласов или музыкальных ладов, на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением или изрядным осмогласием.
Октоих (по русски — осмогласник) - нотная церковная книга, разделенная на 8 частей по числу 8 гласов и содержащая службу на воскресные и будничные дни, большею частью знаменного и киевского распевов.

Слайд 14

Образцами для 1 – 3 песней канона послужили:

Для 1 песни -

Образцами для 1 – 3 песней канона послужили: Для 1 песни -
благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка Моисея, воспетая после перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх., гл.15).
Для 2 песни – песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить в нем раскаяние; начало ее: «Вонми, небо, и возглаголю».
Для 3 песни - благодарственная песнь святой Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11).

Слайд 15

Образцами для 4 – 6 песней канона послужили:

Для 4 песни - молитва

Образцами для 4 – 6 песней канона послужили: Для 4 песни -
пророка Аввакума, который, задолго до Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв., гл.З).
Для 5 песни - молитва пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли... Господи Боже, мир даждь нам» (Ис, гл.26).
Для 6 песни - молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион., гл.2).

Слайд 16

Образцами для 7 - 9 песней канона послужили:

Для 7 и 8 песен

Образцами для 7 - 9 песней канона послужили: Для 7 и 8
- благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72).
9 песнь величает святую Деву Марию. В основу этой песни легли собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со святой Елисаветой: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46-55) и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 68-80).

Слайд 17

Крещение Руси святым великим князем Владимиром 988 г.

Крещение Руси святым великим князем Владимиром 988 г.

Слайд 18

Десятинная церковь – первый каменный храм г.Киева.

Десятинная церковь – первый каменный храм г.Киева.

Слайд 19

Песенные сборники, пришедшие на Русь из Византии

Ирмологий (собрание ирмосов, канонов)
Стихирарь (сборник

Песенные сборники, пришедшие на Русь из Византии Ирмологий (собрание ирмосов, канонов) Стихирарь
стихир)
Минея служебная (месячные службы)
Обиход (песнопения Литургии и Всенощного бдения)
Октоих (праздничные и воскресные песнопения)

Слайд 20

Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом Антонием из Любеча. Здесь

Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом Антонием из Любеча. Здесь
возникла первая школа церковного пения.

Слайд 21

Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии:

Строго вокальный характер
Тесная связь музыки и

Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии: Строго вокальный характер Тесная связь
слова
Плавность мелодического движения
Подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста

Слайд 22

Знамена – Крюки - Невмы

Знаменный распев получил свое название от славянского

Знамена – Крюки - Невмы Знаменный распев получил свое название от славянского
слова «знамена» - особые знаки, которые ставились над распеваемыми словами молитв и показывали как высоту так и продолжительность пения. В народе их еще называли «крюками», а в Европе – «невмами». Опытные певцы должны были знать до 800 таких знаков.

Слайд 23

Названия отдельных крюков:

Крюк - обозначает не ноту, а интонационный переход от одного

Названия отдельных крюков: Крюк - обозначает не ноту, а интонационный переход от
звука к другому. При этом начальный крюк не был привязан к условной «точке» со своей частотой колебания, но был разным для каждого храма, так как каждый храм имеет свой тон.

Слайд 24

Новые распевы, возникшие в 16 веке на основе Знаменного пения

Большой
Путевой
Демественный
Местный

Новые распевы, возникшие в 16 веке на основе Знаменного пения Большой Путевой Демественный Местный

Слайд 25

Строчное пение
Вид многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Возникло в 16 веке,

Строчное пение Вид многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Возникло в 16
широко распространилось во 2-й половине 17 века одновременно с партесным пением, около сер. 18 в. окончательно вытеснено им.
Наиб. популярным было троестрочное пение -"троестрочие" с составом голосов "низ", "путь", "верх". Исполнители его назывались "нижниками", "путниками", "вершниками".

Слайд 26

Партесное пение

Партесное пение (от латинского «partes» — голоса) – стиль русского многоголосного

Партесное пение Партесное пение (от латинского «partes» — голоса) – стиль русского
хорового искусства.
Партесное пение было перенесено с Украины в середине 17 века и официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церковных певчих (1652)
Теория Партесного пения была обобщена в "Мусикийской грамматике" Н. П. Дилецкого в 1670-е годы.
Было распространено в России до последней четверти 18 века.

Слайд 27

Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 – 1825)

Управляющий Придворной капеллой
Создатель жанра духовных

Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 – 1825) Управляющий Придворной капеллой Создатель жанра духовных
концертов
Стараясь возродить лучшие образцы древнего пения, трудился над гармонизацией Знаменного распева

Слайд 28

В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И.Глинка, М.А.Балакирев,

В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И.Глинка, М.А.Балакирев,
М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, и другие русские композиторы

Слайд 29

Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд создать цельную законченные

Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд создать цельную законченные
музыкальные композиции, охватывающие все песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии

Премьерные исполнения состоялись:
1879 – Божественная литургия
1882 –
Всенощное бдение

Слайд 30

В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения, П.И.Чайковский записал в дневнике:

В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения, П.И.Чайковский записал в дневнике:

«Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божией.
Я часто со слезами молюсь ему (где Он? Кто Он? Я не знаю, но знаю, что Он есть). И прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное – мне сладко говорить Ему: «Господи! Да будет воля Твоя!» - ибо я знаю, что воля Его – святая… Мне хочется верить, что есть будущая жизнь»

Слайд 31

Основные богослужения Русской Православной Церкви

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ – совершается вечером, накануне церковного праздника

Основные богослужения Русской Православной Церкви ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ – совершается вечером, накануне церковного
и включает песнопения, посвященные истории Ветхого и Нового завета, а также песнопения посвященные празднику или святому, чья память совершается в этот день

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ (Евхаристия) – это общественное богослужение, во время которого совершается Таинство Святого Причащения. Прообразом литургии является Тайная вечеря Иисуса Христа с Его учениками

Слайд 32

Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил музыку - в 1910

Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил музыку - в 1910
году к Литургии святителя Иоанна Златоустого, а в 1915 году – ко Всенощному бдению

Слайд 33

Творчество П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других композиторов способствовало возвращению к истокам русской духовной

Творчество П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других композиторов способствовало возвращению к истокам русской духовной
музыки – интересу к древнему знаменному пению, византийскому осмогласию и национальным традициям

Многие произведения «Нового направления» были достойно исполнены Московским Синодальным хором

Слайд 34

Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века (слева

Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века (слева
– направо)

Александр Гречанинов (1854 – 1956)
Александр Кастальский (1856 – 1926)
Павел Чесноков (1877 – 1944)
Михаил Ипполитов-Иванов (1859 – 1935)

Слайд 35

Характерные черты «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века

Приложение к церковно-музыкальной

Характерные черты «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века Приложение к
композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы;
Обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям;
Раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения.

Слайд 36

Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:

«До сих пор я еще

Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке: «До сих пор я еще
никогда не изучал настоящей церковной музыки, а потому и не надеюсь постигнуть в короткое время то, что было сооружено несколькими веками…
Здесь у меня цель – цель высокая, а может быть и полезная; во всяком случае цель, а не жизнь без всякого сознания. Достигну ли я цели? Это другое дело. Стремлюсь к ней постоянно, хотя и не быстро…»
Имя файла: ИСТОРИЯ-СТАНОВЛЕНИЯ-И-РАЗВИТИЯ-ДУХОВНОЙ-МУЗЫКИ.pptx
Количество просмотров: 172
Количество скачиваний: 0