приятелю Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта.
Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист.
На картине Пушкин сидит, опершись о стол. Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, лежит на листах рукописи, что указывает на то, что перед нами – портрет поэта.
Мы видим Пушкина в естественной и непринуждённой позе, в халате, в расстегнутой рубашке и с небрежно повязанным шарфом. Это не случайно: художник хотел изобразить поэта не в официальной, а в домашней обстановке. Однако эти внешние атрибуты «домашности» не помешали Тропинину показать Пушкина как вдохновенного поэта.
Фон и одежда поэта на картине объединены общим тоном, на котором выделяется лицо – самое яркое красочное пятно картины и одновременно её композиционный центр.
Вот мнение современника, писателя, историка и журналиста Николая Полевого: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».
Василий Андреевич Тропинин
«Портрет А.С.Пушкина»