Изобразительно – выразительная роль причастий

Содержание

Слайд 2

1) формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное

1) формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение,
суждение, делать выводы;

2) совершенствовать умение
анализировать текст;

3) раскрыть роль причастий в
художественном тексте

Цель:

Слайд 3

Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться

Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться
в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов.
А.Н.Толстой.

Слайд 4

Cегодня в центре нашего внимания определения, выраженные причастиями и причастными оборотами.
Сегодня нам

Cегодня в центре нашего внимания определения, выраженные причастиями и причастными оборотами. Сегодня
предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастие побуждает к работе наше воображение и мысль.

Слайд 5

Гоголь герасимов

Гоголь герасимов

Слайд 6

Старый , обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом

Старый , обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом
пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был в поле живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, избегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углубление, зиявшие, как темная пасть; оно все было окинуто тенью,

Слайд 7

и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы,

и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы,
пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клёна, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этот густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины.

Слайд 8

Какую картину вы представили, читая текст?

Сравните ваши впечатления с изображением сада

Какую картину вы представили, читая текст? Сравните ваши впечатления с изображением сада
на репродукции картины художника А. Герасимова «После дождя».Что объединяет художественный текст и картину и чем они отличаются?

Слайд 9

В художественном тексте и на картине – буйное цветение, изумрудное море листьев,

В художественном тексте и на картине – буйное цветение, изумрудное море листьев,
торжество природы. Вместе с тем на картине А. Герасимова чувствуется присутствие человека: на столе стоит ваза с цветами, сад имеет ухоженный вид, и кажется, что вот-вот на веранду выйдет кто-нибудь из дома.
В тексте Н. В. Гоголя - сад дикий, стихийно разросшийся, уже больше похожий на лес, чем на сад. В тексте гораздо больше деталей: перечислены разные виды деревьев и кустарников, перила, беседка, вороньи гнезда и т. п.

Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками. А как это удалось сделать Гоголю? Какую роль в этом сыграли причастия?

Нам предстоит ответить на вопросы, проведя исследование.

Слайд 10

Вопросы для группы 1:
1)К какому типу речи относится данный фрагмент текста?

Вопросы для группы 1: 1)К какому типу речи относится данный фрагмент текста?
2)Что описывает автор в тексте?
3)В каком стиле написан текст?
4)Докажите, что Н.В. Гоголь очеловечивает, одушевляет природу?
Отвечая на вопросы, приводите доказательства из текста.

Слайд 11

Вопросы для группы 2:
1) Какими частями речи широко пользуется автор в

Вопросы для группы 2: 1) Какими частями речи широко пользуется автор в
описании природы? Какова доля причастий в тексте? Подтвердите примерами.
2) Какие формы причастий представлены в этом фрагменте? Какую роль играют они в описании? Какое звучание причастия придают тексту?

Слайд 12

Вопросы для группы 3:
1)Чем объясняется выбор автором контекстуальных синонимов вытыкавший и протянувшая?
Почему

Вопросы для группы 3: 1)Чем объясняется выбор автором контекстуальных синонимов вытыкавший и
употреблены разные причастия? Только ли для того, чтобы не повторить одно и тоже слово? Какой троп использует автор?
2)Как часто этот троп встречается в тексте?
3)Какую мысль автора он передаёт?

Слайд 13

Вопросы для группы 4:
1) Представлены ли в тексте причастные обороты?
Какой ритм они

Вопросы для группы 4: 1) Представлены ли в тексте причастные обороты? Какой
создают?
2) Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. Это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. К какому выводу вы пришли?
3) Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями.
Сравните.

Слайд 14

Вопросы для группы 5:
1) Какие изобразительно – выразительные средства языка использует автор?
2)

Вопросы для группы 5: 1) Какие изобразительно – выразительные средства языка использует
Какие средства поэтического синтаксиса вы увидели в тексте?