Слайд 21. Введение
В развитии искусства, в характере и особенностях отдельных его направлений большая
![1. Введение В развитии искусства, в характере и особенностях отдельных его направлений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-1.jpg)
роль принадлежит творческим личностям художников, которых история называла великими или замечательными.
Эти люди, к числу которых относилось немало знаменитых художников, в первую очередь имя Карла Павловича Брюллова, соединяли в своем творчестве талант и мастерство с научным мышлением.
Он стремился подходить к искусству не интуитивно, а сознательно, анализируя его законы, его возможности, способы реализации в нем своих идей. И часто его творчество как живописца превращалось в лабораторию, в которой он осмысливал и формировал метод своего искусства.
Слайд 32. Рождение Карла Брюллова
Родился Карл Павлович в 1799 году в Петербурге,
![2. Рождение Карла Брюллова Родился Карл Павлович в 1799 году в Петербурге,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-2.jpg)
в семье, где занятия искусством передавались из поколения в поколение. Для отца художника, одаренного скульптора, такое решение судьбы детей представлялось непреложным? Все четыре его сына проходят академическую выучку: Александр становится известным архитектором, Федор, рано умерший Иван и Карл — живописцами. С самых ранних лет мальчик знал, что должен заниматься рисованием, что ему предстоит готовиться в Академию и, в конце концов, стать художником. Целенаправленность в воспитании сыновей связывалась у П. И. Брюллова с чертами чисто ремесленнического отношения к искусству.
Слайд 43.Жанр Брюллова.
К. П. Брюллов прошел школу, которую можно назвать классической для своего
![3.Жанр Брюллова. К. П. Брюллов прошел школу, которую можно назвать классической для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-3.jpg)
времени по реализации тех тенденций и задач, которые она перед собой ставила .
Подходя к живописи и, в частности, к композиции как к специфическому методу познания действительности, он считал, что надо пересмотреть уже сложившиеся законы искусства и поверить их натурой. Такой переворот изнутри вел к тому, что любой сюжет мог и должен был решаться как реальная сцена. От художника требовалось только найти те нити, которые связывают ее с натурой. И в этом Брюллов явился непосредственным продолжателем своего учителя.
Слайд 5"Итальянский полдень", 1827, Русский музей
!["Итальянский полдень", 1827, Русский музей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-4.jpg)
Слайд 64.Учёба в Италии.
Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и
![4.Учёба в Италии. Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-5.jpg)
работал там в 1823-35. Впечатления "полуденного края", его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея). Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии ("Всадница (Дж. и А. Паччини)", 1832, там же ).
Слайд 7"Всадница (Дж. и А. Паччини)", 1832, Третьяковская галерея
!["Всадница (Дж. и А. Паччини)", 1832, Третьяковская галерея](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-6.jpg)
Слайд 8Первые годы в Италии Брюллов не думает о создании большой картины, обязательной
![Первые годы в Италии Брюллов не думает о создании большой картины, обязательной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-7.jpg)
для каждого пенсионера, и даже не ищет для нее темы. Подобно всем совершенствовавшимся художникам, он рисует античную скульптуру, обнаженную модель, пишет пейзажные этюды, десятки портретов и эскизов, объединенных независимо от сюжета поисками “натуральности”, когда постоянное наблюдение над жизнью и тонкое ее знание позволяли сообщить убедительность и выразительность любой сцене. Он старается заимствовать и модель, и саму сцену, и ее живописную характеристику непосредственно из натуры.
Слайд 9Для Брюллова становится неоспоримым право художника “отступать от условной красоты форм”, по
![Для Брюллова становится неоспоримым право художника “отступать от условной красоты форм”, по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-8.jpg)
его собственному выражению, ради “чистой натуральности”, которую он считал подлинным содержанием искусства. Среди многих других картин художник пишет “Итальянское утро” (1823, местонахождение неизвестно) девушка, умывающаяся у фонтана среди пронизанной солнцем листвы, и заслуживает упреки многих в отступлении от идеальной красоты.
Слайд 10“Итальянское утро” (1823, местонахождение неизвестно)
![“Итальянское утро” (1823, местонахождение неизвестно)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-9.jpg)
Слайд 115. «Последний день Помпеи»
В конце 20-х годов XIX века художественная Европа была
![5. «Последний день Помпеи» В конце 20-х годов XIX века художественная Европа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-10.jpg)
увлечена открытием Помпеи, маленького римского городка, ставшего в 79 году н. э. жертвой извержения Везувия. Почти мгновенная гибель этого города под потоками раскаленной лавы сохранила в неприкосновенности обстановку городской жизни — улицы, здания, вещи, даже людей — так, как их застигла катастрофа.
Брюллов приезжает в Помпеи, и некогда разыгравшаяся трагедия живо предстает перед его глазами. Здесь же, на полуразрушенных улицах в прошлом шумного города, рождается замысел “Последнего дня Помпеи”.
Слайд 12Результатом становится величественная "картина-катастрофа" (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее),
![Результатом становится величественная "картина-катастрофа" (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее),](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-11.jpg)
которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернера и др.) — произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы.
Слайд 14"Последний день Помпеи" производит фурор — как на родине мастера, так и
!["Последний день Помпеи" производит фурор — как на родине мастера, так и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-13.jpg)
за рубежом. В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее "полным, всемирным созданием", где "все отразилось", — отразилось в образе "сильных кризисов, чувствуемых целой массой".
Слайд 156.Заключение.
Говоря об общих методических установках Брюллова, можно сказать, что он явился одним
![6.Заключение. Говоря об общих методических установках Брюллова, можно сказать, что он явился](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/351622/slide-14.jpg)
из первых художников, положивших в основу всего изобразительного искусства изучение натуры.
Замечательный художник всегда учитывал воздействие на зрителя художественных средств, которыми он располагал. Он считал необходимым, чтобы картина в своем сюжете, в композиции, а также в живописном решении давала полное выражение того назначения, которое имела.
Из некоего пересказчика идей живописец превращался в человека, создающего произведение искусства, близкое людям не только по своим идейным и общественным устремлениям, но и по форме претворения последних.