Классицизм в живописи, скульптуре

Содержание

Слайд 2

Классицизм - подражание греческому и римскому искусству, архитектуре и литературе. Хотя

Классицизм - подражание греческому и римскому искусству, архитектуре и литературе. Хотя обычно
обычно этим термином называют разновидность искусства, полученного от древних, иногда под ним подразумевают накопленный опыт, высокое художественное качество изображений.
По окончании классического периода начался неоклассицизм, который представлял собой видоизмененные классические мотивы, дополненные новыми тенденциями и веяниями. Приверженность традиционным эстетическим формальностям бытовала в течение долгого времени. Классическое искусство отличает четкость, порядок, равновесие, симметрия и достоинство.


Слайд 3

Классические мотивы вначале завладели Европой. До России классицизм дошел в годы

Классические мотивы вначале завладели Европой. До России классицизм дошел в годы правления
правления великого Петра I, просветителя, образованного человека. М. В. Ломоносов в соответствии с новым направлением ввел множество изменений в литературе, поэзии, а также правилах грамматики и орфографии русского языка.
Развивался классицизм в России постепенно, наибольшего расцвета он достиг в начале 19 века, тогда он пользовался и наибольшей популярностью. В годы правления Екатерины II классицизм чуть ли не насаждался, поскольку просвещенная правительница поддерживала его проявления в дизайне и архитектуре и всячески способствовала его распространению. Оказавшись свежей волной после вычурного и изысканного барокко, классицизм легко нашел своих последователей и приверженцев.

Слайд 4

Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с

Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современным
современным художнику миром.
Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других видах искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие.
Классицизм как наследник античности относил к высокому жанру. Полотна написаны на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи.


Слайд 5

Никола Пуссен

Вакханалия
1620

Никола Пуссен Вакханалия 1620

Слайд 6

Никола Пуссен

Пастухи в Аркадии
1638-1640

Никола Пуссен Пастухи в Аркадии 1638-1640

Слайд 7

Клод Лоррен

Лондонская Национальная галерея.
Отплытие царицы Савской. 1648

Клод Лоррен Лондонская Национальная галерея. Отплытие царицы Савской. 1648

Слайд 8

Классическая живопись стала более академичной.
Юные художники, ученики академий, большую часть времени

Классическая живопись стала более академичной. Юные художники, ученики академий, большую часть времени
проводили в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй, занимаясь антиковедением.
Мир античности был для них столь же реален, как и мир за стенами школы. Они переносили на холст
все свое академическое восприятие реальности.
Однако нельзя сказать, что классическая живопись
была полностью статична и заимствована у древней Греции.

Клод Лоррен

Эрмитаж. Санкт-Петербург 1650

Слайд 9

Тьеполо Джовани Баттиста

Встреча Антония и Клеопатры
1747

Ангел, спасающий Агарь
1732

Тьеполо Джовани Баттиста Встреча Антония и Клеопатры 1747 Ангел, спасающий Агарь 1732

Слайд 10

Каналето Джовани Антонио

Пьяцетта
1733-1735

Каналето Джовани Антонио Пьяцетта 1733-1735

Слайд 11

Ж-Л.Давид

Давид Жак Луи

Смерть Марата

Благодаря Энгру Давиду героизм античных персонажей

Ж-Л.Давид Давид Жак Луи Смерть Марата Благодаря Энгру Давиду героизм античных персонажей
переносился на современный мир, создавая иную, более глубокую и трагичную атмосферу восприятия событий. Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью.

Слайд 12

Давид Жак Луи

Амур и Психея. 1817

Давид Жак Луи Амур и Психея. 1817

Слайд 13

Энгр Жан Огюст Доминик

Портрет Бонопарта
1804

Портрет мадам Ривьер
1805

Энгр Жан Огюст Доминик Портрет Бонопарта 1804 Портрет мадам Ривьер 1805

Слайд 14

Энгр Жан Огюст Доминик

Портрет мадам Сеннон
1814

Рафаэль и Форнарина
1814

Энгр Жан Огюст Доминик Портрет мадам Сеннон 1814 Рафаэль и Форнарина 1814

Слайд 15

Русская живопись

Изобразительное искусство XVIII века отразило коренные преобразования в российской художественной

Русская живопись Изобразительное искусство XVIII века отразило коренные преобразования в российской художественной
культуре.
В станковой живописи успешно развивается исторический и особенно портретный жанр.
Излюбленной областью применения творческих сил русских мастеров XVIII века становится портрет – парадный, камерный, парный.

Слайд 16

Портрет поэта В. И. Майкова
1760

Портрет графини
Елизаветы Санти

Фёдор Степанович

Портрет поэта В. И. Майкова 1760 Портрет графини Елизаветы Санти Фёдор Степанович Рокотов
Рокотов

Слайд 17

Портрет А.П. Сумарокова
1777

Портрет Александры Струйской
1772

Фёдор Степанович Рокотов

Портрет А.П. Сумарокова 1777 Портрет Александры Струйской 1772 Фёдор Степанович Рокотов

Слайд 18

Фёдор Степанович Рокотов

Портрет Варвары Новосильцевой
1790

Портрет Варвары Суровцевой
1780

Фёдор Степанович Рокотов Портрет Варвары Новосильцевой 1790 Портрет Варвары Суровцевой 1780

Слайд 19

Портрет архитектора
А.Ф. Кокоринова
1769

Портрет Е. Н. Хрущовой и
Е. Н. Хованской

Портрет архитектора А.Ф. Кокоринова 1769 Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н.
1773

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Слайд 20

Портрет Марии Дьяковой
1778

Портрет А. Ланского
1782

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Портрет Марии Дьяковой 1778 Портрет А. Ланского 1782 Дмитрий Григорьевич Левицкий

Слайд 21

Портрет «Екатерина II –
законодательница в храме
богини Правосудия». 1782

Портрет Екатерины

Портрет «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия». 1782 Портрет Екатерины
Нелидовой
1773

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Слайд 22

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Портрет А. Д. Левицкой,
дочери художника. 1785

Портрет И.

Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет А. Д. Левицкой, дочери художника. 1785 Портрет И. И. Дмитриева 1790
И. Дмитриева
1790

Слайд 23

Владимир Лукич Боровиковский

Портрет сестер Гагариных
1802

Портрет Марии Лопухиной
1797

Владимир Лукич Боровиковский Портрет сестер Гагариных 1802 Портрет Марии Лопухиной 1797

Слайд 24

Владимир Лукич Боровиковский

Портрет Екатерины Арсеньевой
1796

Богоматерь с младенцем в
сонме

Владимир Лукич Боровиковский Портрет Екатерины Арсеньевой 1796 Богоматерь с младенцем в сонме ангелов. 1823
ангелов. 1823

Слайд 25

Портрет княгини М. И. Долгорукой
1811

Портрет Елены Нарышкиной
1799

Владимир Лукич

Портрет княгини М. И. Долгорукой 1811 Портрет Елены Нарышкиной 1799 Владимир Лукич Боровиковский
Боровиковский

Слайд 26

Портрет Павла I в костюме
Мальтийского ордена. 1800

Портрет князя А. Б.

Портрет Павла I в костюме Мальтийского ордена. 1800 Портрет князя А. Б.
Куракина
1801–1802

Владимир Лукич Боровиковский

Слайд 27

Исторический жанр

Основателем исторического жанра стал А.П. Лосенко (1737-1773). В академии художеств

Исторический жанр Основателем исторического жанра стал А.П. Лосенко (1737-1773). В академии художеств
Лосенко упорно овладевал искусством «большого стиля», что в дальнейшем проявилось в крупных работах на исторические темы. В 60-х гг., находясь на стажировке в Париже, художник написал картины «Чудесный улов рыбы» и «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», получившие высокую оценку современников. В картине «Владимир и Рогнеда» художнику удалось передать напряжённость сюжета в патетических тонах. Некоторая театральная условность, характерная для живописи классицизма, уравновешивается искренним желанием художника передать характеры персонажей. Тема людского горя как следствие тирании, выделенная в картине, была удивительно созвучна просветительским идеалам века.

Слайд 28

Чудесный улов
1762

Антон Павлович Лосенко

Чудесный улов 1762 Антон Павлович Лосенко

Слайд 29

Смерть Адониса
1764

Антон Павлович Лосенко

Смерть Адониса 1764 Антон Павлович Лосенко

Слайд 30

Авраам приносит в жертву
сына своего Исаака
1765

Натурщик, сидящий на камне

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака 1765 Натурщик, сидящий на камне Антон Павлович Лосенко

Антон Павлович Лосенко

Слайд 31

Андрей Первозванный

Каин
1768

Антон Павлович Лосенко

Андрей Первозванный Каин 1768 Антон Павлович Лосенко

Слайд 32

Зевс и Фетида
1769

Владимир и Рогнеда
1770

Антон Павлович Лосенко

Зевс и Фетида 1769 Владимир и Рогнеда 1770 Антон Павлович Лосенко

Слайд 33

Призвание Михаила Федоровича
Романова на царство
14 марта 1613 года

Григорий Иванович Угрюмов

Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года Григорий Иванович

Взятие Казани Иваном Грозным
1800

Слайд 34

Александр Андреевич Иванов

Явление Христа народу
1837-57

Александр Андреевич Иванов Явление Христа народу 1837-57

Слайд 35

Карл Павлович Брюллов

Последний день Помпеи
1830-1833

Карл Павлович Брюллов Последний день Помпеи 1830-1833

Слайд 36

Скульптура

Как и в живописи, в скульптуре классицизма царило стремление к

Скульптура Как и в живописи, в скульптуре классицизма царило стремление к подражанию
подражанию античности. Кажется, ничто не может нарушить покой и сдержанность скульптурных композиций, украшающих Версаль, Веймар, Петербург. Все подчинено рациональности: застывшие движения, идея скульптуры и даже ее расположение в парке или дворце.
Скульптуры классицизма, словно трехмерное воплощение мифов, рассказывают нам о могучей силе человеческой мысли, о единении народа в достижении общих целей. Просто удивительно, как классицисты сумели рассказать целую эпоху в жизни той или иной нации при помощи немасштабных композиций!
В 17 веке в Петербурге сложилась сильная школа отечественных скульпторов, представленная именами Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса, И.П. Прокофьева.

Слайд 37

Антонио Канова

Три грации
1816

Венера и Марс

Антонио Канова Три грации 1816 Венера и Марс

Слайд 38

Антонио Канова

Геба
1803-1828

Персей с головой медузы

Антонио Канова Геба 1803-1828 Персей с головой медузы

Слайд 39

Бертель Торвальдсен

Ясон
1803-1828

Геба
1806

Бертель Торвальдсен Ясон 1803-1828 Геба 1806

Слайд 40

Ганимед, кормящий орла Зевса
1817

Бертель Торвальдсен

Ганимед, кормящий орла Зевса 1817 Бертель Торвальдсен

Слайд 41

Этьен Морис Фальконе

Памятник Петру I в Петербурге
1766-1782

Зима
1771

Этьен Морис Фальконе Памятник Петру I в Петербурге 1766-1782 Зима 1771

Слайд 42

Бюст М. Р. Паниной
1770

Портрет Екатерины II
1783

Федот Иванович Шубин

Бюст М. Р. Паниной 1770 Портрет Екатерины II 1783 Федот Иванович Шубин

Слайд 43

Бюст А. М. Голицына
1773

Бюст И. С. Барышникова
1788

Федот Иванович

Бюст А. М. Голицына 1773 Бюст И. С. Барышникова 1788 Федот Иванович Шубин
Шубин

Слайд 44

Памятник Суворову
1799-1801

Михаил Иванович Козловский

"Самсон, раздирающий пасть льва". Скульптурная группа

Памятник Суворову 1799-1801 Михаил Иванович Козловский "Самсон, раздирающий пасть льва". Скульптурная группа
Большого каскада в Петродворце. Выполнена В. Л. Симоновым в
1947 г. по образцу 1802 г. Бронза

Слайд 45

Гименей (мрамор)
1769

Минерва и гений (бронза)
1796

Михаил Иванович Козловский

Гименей (мрамор) 1769 Минерва и гений (бронза) 1796 Михаил Иванович Козловский

Слайд 46

Иван Петрович Мартос

Памятник де Ришельё
в Одессе

Монумент Минину и князю Пожарскому.

Иван Петрович Мартос Памятник де Ришельё в Одессе Монумент Минину и князю Пожарскому. 1804-1818
1804-1818

Слайд 47

Фёдор Гордеевич Гордеев

Прометей (Гипс)
1769

Фёдор Гордеевич Гордеев Прометей (Гипс) 1769

Слайд 48

Феодосий Фёдорович Щедрин

Барельеф «Несение креста» для Казанского собора в Петербурге
(камень) 1807-1811

Феодосий Фёдорович Щедрин Барельеф «Несение креста» для Казанского собора в Петербурге (камень) 1807-1811

Слайд 49

Иван Прокофьевич Прокофьев

Актеон,
преследуемый собаками
1784

Портрет А.Е. Лабзиной
1802

Иван Прокофьевич Прокофьев Актеон, преследуемый собаками 1784 Портрет А.Е. Лабзиной 1802

Слайд 50

Особенности русского классицизма

Чем же так отличается русский классицизм от европейского?

Особенности русского классицизма Чем же так отличается русский классицизм от европейского? Он

Он удивительно гармонично сочетает в себе идеалы античности и собственной русской, даже православной культуры.
В России трудно провести четкую границу между классическим искусством и следовавшим за ним неоклассицизмом, настолько тщательно и велико было переосмысление античной и европейской культур. Россия стала перекрестком всех классических направлений: от аскетического немецкого цопфа до наполеоновского ампира.
Художники и скульпторы, кроме античности, чаще, чем их европейские коллеги, обращаются к библейским преданиям и героям (фонтан «Самсона» и полотно «Явление Христа народу»).
К концу классического периода уже появляются работы, основанные на событиях отечественной истории (памятник Суворову, Минину и Пожарскому). В этих работах символизм и пафос античных поз сочетается с героизмом российских исторических личностей, именно на их примере, а не на абстрактных мифологических героях, идет воспитание нового поколения.

Слайд 51

Роль классицизма в мировой культуре

Роль классицизма в мировой культуре сложно

Роль классицизма в мировой культуре Роль классицизма в мировой культуре сложно переоценить,
переоценить, ведь во многом современный нам мир создавался именно в период классицистических взглядов. Его вклад в мировое искусство и науку не менее грандиозен, чем вклад Ренессанса. Вряд ли найдется другое такое направление, которое буквально взбудоражило всю континентальную и островную Европу, породив подобный взлет всех жанров и отраслей искусства, дав толчок к новым открытиям в науке, философской мысли.
Духовное наследие классицизма поистине велико, а само направление достаточно популярно и по сей день. Особенно в дизайнерском искусстве, где более всего необходимы классический рационализм и гармония.
Давая свою интерпретацию классицизма, каждый народ вместе с тем воспринимал и общие идеи гуманизма, величия разума и необходимости просвещения, которые не смогла уничтожить череда воин и конфликтов бурного XX столетия. Сегодня мы все чаще вспоминаем об этом великом культурном наследии, сумевшем объединить столь разные по своему характеру и быту народы.
Имя файла: Классицизм-в-живописи,-скульптуре.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0