Слайд 2Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне, городе Северной Италии, в
семье Бальтазара Монтеверди - доктора, аптекаря и хирурга.
Он был старшим из пяти детей.
Слайд 3 Он учился в Университете Кремоны. Его первые сборники, включавшие небольшие мотеты и
духовные мадригалы, были опубликованы в 1582 и 1583 годах.
Слайд 4 С 1590 (или 1591) до 1612 Монтеверди работал при дворе герцога Винченцо
l Гонзага (1562-1612) в Мантуе сначала как певчий и гамбист, а с 1602 как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе.
Слайд 5В 1599 Монтеверди женился на придворной певице Клаудии Каттанео, с которой прожил
8 лет (Клаудия умерла в 1607). У них родились два мальчика и девочка, умершие вскоре после рождения.
Слайд 6 В 1613 Монтеверди переехал в Венецию, где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко.
В этой должности он быстро восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов. Управляющие базиликой были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609 году.
Слайд 7 Ок. 1632 Монтеверди был рукоположен в священники.
В последние годы жизни из-под
его пера вышли два последних шедевра: Возвращение Улисса (Il ritorno d'Ulisse in patria, 1641), и историческая опера Коронация Поппеи
Слайд 8 Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная музыка.
Главная
особенность композиционной техники Монтеверди — сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для композиторов позднего Возрождения, и гомофонии, достижения новой эпохи барокко.
Новаторство Монтеверди вызвало резкую критику со стороны видного теоретика музыки Джованни Артузи.
Слайд 9До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала (всего 8 сборников;
девятый, неавторский, сборник издан посмертно). Работа над первой книгой, состоящей из 21 пятиголосного мадригала, заняла около 4х лет. Первые восемь книг мадригалов представляют громадный скачок от полифонии Ренессанса к монодии, характерной для музыки Барокко.
Слайд 10Орфей (L'Orfeo, 1607)
Действие происходит во Фракии (акты 1, 2 и 5)
и царстве Аида (акты 3 и 4) в мифологическое время.
Слайд 12 Инструментальная токката предшествует выходу Музыки, которая исполняет вводную часть. Приветствуя аудиторию, она
объявляет, что через сладкие звуки может «успокоить любое растревоженное сердце». Она славит свою власть и представляет главного героя драмы, Орфея, который «укрощал диких животных своим пением».
Слайд 13
Палаццо Дукале в Мантуе, где в 1607 году прошла премьера «Орфея»
Слайд 14 Премьера «Орфея», 24 февраля 1607 года.
Засвидетельствована письмами от 23 февраля.
В
одном: Франческо Гонзага сообщает своему брату, что «музыкальная игра» будет представляться на следующий день.
Слайд 16Другие оперы:
Свадьба Энея и Лавинии
Похищение Прозерпины