Количественная теория цивилизационогенеза и локальных цивилизаций (Является ли Россия самостоятельной цивилизацией?)Ле

Содержание

Слайд 2

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

время

?

рождение человечества

современность,
цивилизации

будущее

О чем лекция?

пространство

Развитость - цивилизованность

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования время ? рождение человечества современность, цивилизации

Слайд 3

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Тревожны заблуждения, возводимые в ранг политического императива

«Наши

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Тревожны заблуждения, возводимые в ранг политического
ценности – те же, что и у вас на Западе. Я не вижу больших различий … Разница с Россией заключается только в том, что мы большие, очень большие, и у нас есть атомное оружие. Просто неверно говорить: вот здесь есть единая Европа, в которой демократия уже сбылась, а там – мрачная, необразованная Россия, которую пока нельзя пускать в Европу».
Д.Медведев,
Интервью немецкому журналу «Шпигель»,
07.11.2009
"Россия - это неотъемлемая часть европейской цивилизации, ее культурные и духовные ценности - это и наши ценности. Народ России сделал свой исторический выбор, выбор в пользу демократии, открытости, свободы общественной и деловой инициативы. Это та основа, которая не может быть подвергнута ревизии. Это - главные ориентиры нашей стратегии".
С.Иванов,
XI Петербургский международный экономический форум,
09.06.2007

Что русскому здорово – то немцу смерть.

Слайд 4

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

КЖС

КЖС

КЖС

КЖС

Россия - Китай

Россия - В.Британия

Россия - Саудовская

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования КЖС КЖС КЖС КЖС Россия -
Аравия

Россия - США

Российские решения - должны быть цивилизационно идентичны

Слайд 5

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Куда вела страну модель СССР и ведет

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Куда вела страну модель СССР и
сегодняшняя неолиберальная космополитическая модель РФ

Частные цели и результаты

Генеральная цель и результат

Слайд 7

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Два подхода к понятию цивилизация

Стадиальный подход: от

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Два подхода к понятию цивилизация Стадиальный
варварства к цивилизованности
(как во всех цивилизованных странах)
(цивилизованность как опережение в развитии)
2. Устойчивая во времени и пространстве идентичная человеческая общность
(цивилизованность как отличительность по пространству – иной)

Слайд 8

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Цивилизации: история понятия

Одним из первых понятие

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Цивилизации: история понятия Одним из первых
«цивилизация» в научный оборот ввёл Адам Фергюсон (1723-1816). Фергюсон предложил стадиальную периодизацию мировой истории (дикость — варварство — цивилизация)
Одним из первых мыслителей, выступивших со строго отличными от вышеизложенного подхода и даже во многом противоположными ему историософскими взглядами, был русский социолог, культуролог и естествоиспытатель Н.Я. Данилевский. Человечество в историософском смысле (не только как биологический вид) Данилевский считал содержательной абстракцией. Высшим и окончательным выражением социального качества сообщества он считал «естественную группу» или культурно-исторический тип.
Сходных взглядов придерживался, по-видимому, и немецкий историк и исследователь германских древностей Генрих Рюккерт (1823-1875). Он тоже использовал термин «культурно-исторический тип» в понимании, близком к современному термину «цивилизация».

Слайд 9

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Освальд Шпенглер
Освальд Шпенглер для обозначения локальной цивилизации

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Освальд Шпенглер Освальд Шпенглер для обозначения
предпочитал использовать термин «культура», а цивилизацией называл период существования соответствующего общества после завершения формирования его культуры. Отсюда ключевое в его концепции разделение на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация). Так, культура Древней Греции находит свое завершение в цивилизации Древнего Рима. Западно-европейская культура, как неповторимый и ограниченный во времени феномен, зарождается в IX в., переживает свой расцвет в XV–XVIII вв. и в XIX в., с наступлением периода цивилизации, начинает «закатываться».

Слайд 10

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

К числу «великих культур», полностью реализовавших свой

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования К числу «великих культур», полностью реализовавших
потенциал, Освальд Шпенглер относил (оценочным, почти вкусовым способом):
китайскую,
вавилонскую,
египетскую,
индийскую,
античную (греко-римскую),
византийско-арабскую,
западную,
майя,
«пробуждающуюся» русско-сибирскую.

Слайд 11

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Арнольд Тойнби
Считается, что именно Арнольд Тойнби является

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Арнольд Тойнби Считается, что именно Арнольд
автором теории цивилизаций во втором смысле этого термина, как целостных в социокультурном отношении человеческих сообществ, ограниченных определённым периодом времени и определённой географической территорией – таких как, например, западная христианская, православная христианская, дальневосточная и т.д.
Каждая цивилизация, возникнув, проходит в своём развитии ряд стадий: рождение (генезис), рост, расцвет, надлом и распад (разложение). Всего на протяжении человеческой истории Тойнби насчитал 21 цивилизацию. К ним он относил (оценочным, почти вкусовым способом) следующие:
шумеро-аккадская, вавилонская, древнеегипетская, хеттская, сирийская,
персидская (иранская), арабоисламская, минойская, эллинская (греко-римская), западная, православная (основной массив) — Византия, южные славяне, православная русская, древнекитайская, дальневосточная китайская, дальневосточная японско-корейская, индская, индуистская,
майянская, мексиканская, юкатанская, андская.
В основу теоретической модели развития цивилизаций Тойнби положил концепции «вызова-и-ответа» и роли «творческого меньшинства» (флуктуации). Тойнби выделяет два типа цивилизаций: независимые (самостоятельные) и родственно связанные (по принципу материнской и дочерней).

Слайд 12

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Биологическое и социальное средовое выживание и успешность

Гипотезы:

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Биологическое и социальное средовое выживание и

- «зрелая» (системно устроенная) сложная социальная система скорее всего имеет унимодальную нелинейную поверхность успешности
- частные цели развития скорее всего согласованы

Слайд 13

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Тойнби выделяет пять основных стимулов (вызовов), которые

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Тойнби выделяет пять основных стимулов (вызовов),
могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации.
Стимул природной среды:
стимул бесплодной земли,
стимул новой земли.
Стимул окружения:
стимул удара (реакция на нападение),
стимул давления («форпост»),
стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация).

Слайд 14

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Самюэль Хантингтон
Известный американский социолог и политолог Самюэль

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Самюэль Хантингтон Известный американский социолог и
Хантингтон (1927-2008) является автором многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции.
Наибольшую известность получила его концепция «столкновения цивилизаций», которая описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов, возникающих на цивилизационной основе.

Проблема проектирования реальности – управления миром.

Слайд 15

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Усредненный вес пакета ценностей для разных цивилизаций

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Усредненный вес пакета ценностей для разных
как образ в сознании и реальный

Слайд 16

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Хантингтон приводит свой список цивилизаций:
западная,
исламская,
индуистская,

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Хантингтон приводит свой список цивилизаций: западная,

синская (китайская),
японская,
латиноамериканская,
буддийская православная,
гипотетическая африканская.

И вновь оценочный, вкусовой подход.

Слайд 17

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Цивилизационные взгляды Льва Гумилёва
Хотя в научном глоссарии

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Цивилизационные взгляды Льва Гумилёва Хотя в
Гумилева цивилизации отсутствуют, - изучал он, конечно, те же самые вопросы. Формирование устойчивых во времени и пространстве человеческих сообществ он называл этногенезом.

Классификация этносной иерархии

Слайд 18

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Цикл этногенеза по Гумилеву

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Цикл этногенеза по Гумилеву

Слайд 19

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Итак, локальная цивилизация характеризуется идентичностью, культурой, языком,

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Итак, локальная цивилизация характеризуется идентичностью, культурой,
вероисповеданием, укладами, традициями.
Культура – это закрепленные в художественной форме лучшие практики локальной цивилизации.
Но как, кроме вкусовых оценок, оконтурить их? Как сравнивать друг с другом?
Как определить: Россия – это европейская цивилизация?
Или Россия – это восточная цивилизация?
Или Россия – это самодостаточная идентичная русская российская цивилизация?
Необходима объективная МЕРА! Необходим количественный подход.

Слайд 20

Мегаисторическая обеспеченность человечества ресурсами и продолжительность жизни (левая шкала), численность населения Земли

Мегаисторическая обеспеченность человечества ресурсами и продолжительность жизни (левая шкала), численность населения Земли
(правая шкала). 1 — население Земли, 2 — продовольствие, 3 — биоресурсы, 4 — минеральные ресурсы, 5 — энергетика, 6 — вода, 7 — преодоление болезней, 8 — продолжительность жизни человека

Слайд 21

12 ценностей - мотиваторов, делающих человека человеком (отличающих его от био -

12 ценностей - мотиваторов, делающих человека человеком (отличающих его от био -
предтечи). По «образу и подобию»

Очеловечивающие человека ценности-мотиваторы

Ценность - мотиватор

Слайд 22

Количественные оси, задающие цивилизационно-ценностный профиль человеческого сообщества. (Профили США и России показаны

Количественные оси, задающие цивилизационно-ценностный профиль человеческого сообщества. (Профили США и России показаны
условно, чтобы только иллюстрировать мысль о различиях цивилизаций)

Слайд 23

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования



World Values Survey (2005-2008).

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования World Values Survey (2005-2008). www.worldvaluessurvay.org Социологические профили локальных цивилизаций
www.worldvaluessurvay.org
Социологические профили локальных цивилизаций

Слайд 24

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования


Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Слайд 25

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Слайд 26

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Усредненный вес пакета ценностей для разных цивилизаций

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Усредненный вес пакета ценностей для разных
как образ в сознании и реальный

Слайд 27

Фазовое пространство цивилизации. Различия цивилизационных моделей отражают не их первосортность и второсортность,

Фазовое пространство цивилизации. Различия цивилизационных моделей отражают не их первосортность и второсортность,
а равное право на успех развития, но при разных решениях и ценностях

Слайд 28

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

t

P.Х.

- 40 000 лет 0 2011

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования t P.Х. - 40 000 лет
+

Мера очеловеченности

Не люди

люди

?

Потолок эволюции?

Конец эволюции?

Асимптота?

К понятию эволюции категории человечества оразумленного и цивилизационного разброса
(вопросы: обнуления эволюции, предела эволюции, антисущности человечества)

+

_

Антилюди?

Слайд 29

Человеческое начало

Биологическое начало

Нет
жизни

0

Возникновение жизни

Возникновение протосоциальности

Рождение разума.
Социальности

Человек преображенный.
Идеал

t

образ и подобие

Человеческое начало Биологическое начало Нет жизни 0 Возникновение жизни Возникновение протосоциальности Рождение

Слайд 30

Жить = быть (для биологического субъекта)
Жить = быть человеком (для человека)

Быть каким

Жить = быть (для биологического субъекта) Жить = быть человеком (для человека)
именно?
Нравственным
Коллективным
Нестяжателем
Трудолюбивым
Милосердным
Креативным…

Быть сильным и зубастым. Борьба за выживание. Социал дарвинизм, либерализм, фашизм, расизм

Быть физически
Быть категориально или сущностно

Цивилизование во времени - развитие, как устремленность к идеалу, категориальному пределу

Слайд 31

Мегаэволюция ценностно-мотивирующего пакета человечества. Разные траектории разных цивилизаций

Мегаэволюция ценностно-мотивирующего пакета человечества. Разные траектории разных цивилизаций

Слайд 32

Представление об универсальной эволюции человечества. Пакет ценностей эволюционирует от нечеловеческого (стартового) к

Представление об универсальной эволюции человечества. Пакет ценностей эволюционирует от нечеловеческого (стартового) к
очеловеченному (белому). Ось времени — в тыс. лет

Слайд 33

Складывание современных цивилизаций в их идентичности в истории (100% соответствует высшей степени

Складывание современных цивилизаций в их идентичности в истории (100% соответствует высшей степени
идентичности цивилизации)

1 — Россия, 2 — Европа, 3 — США, 4 — Китай, 5 — Индия, 6 — Япония, 7 — Латинская Америка, 8 — Исламский ареал

Слайд 34

История и футурология российской цивилизации. Смена цивилизаций в начале нашей эры. Цивилизационная

История и футурология российской цивилизации. Смена цивилизаций в начале нашей эры. Цивилизационная
плавильня современности. Конвергенция в будущем и эволюция отбеливающихся ценностей-мотиваторов. (1 — степень цивилизационной идентичности, 2 — труд, 3 — коллективизм, 4 — нематериальные ценности, 5 — душа, 6 — инновации, 7 — альтруизм, 8 — терпимость, 9 — любовь, 10 — сопереживание, 11 – креативность, 12 — стремление к совершенству, 13 — ценность человеческой жизни, 14 — коэффициент жизнеспособности страны)

Слайд 35

Цивилизационная эволюция Европы (обозначения такие же, как на предыдущем рисунке)

Цивилизационная эволюция Европы (обозначения такие же, как на предыдущем рисунке)

Слайд 36

Цивилизационная эволюция Китая (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция Китая (обозначения те же)

Слайд 37

Цивилизационная эволюция Исламского ареала (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция Исламского ареала (обозначения те же)

Слайд 38

Цивилизационная эволюция Индии (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция Индии (обозначения те же)

Слайд 39

Цивилизационная эволюция США (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция США (обозначения те же)

Слайд 40

Цивилизационная эволюция Японии (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция Японии (обозначения те же)

Слайд 41

Цивилизационная эволюция Латинской Америки (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция Латинской Америки (обозначения те же)

Слайд 42

Цивилизационная эволюция Европы в большем масштабе (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция Европы в большем масштабе (обозначения те же)

Слайд 43

Цивилизационная эволюция США в большем масштабе (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция США в большем масштабе (обозначения те же)

Слайд 44

Цивилизационная эволюция Китая в большем масштабе (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция Китая в большем масштабе (обозначения те же)

Слайд 45

Цивилизационная эволюция Индии в большем масштабе (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция Индии в большем масштабе (обозначения те же)

Слайд 46

Цивилизационная эволюция Японии в большем масштабе (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция Японии в большем масштабе (обозначения те же)

Слайд 47

Цивилизационная эволюция Латинской Америки в большем масштабе (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция Латинской Америки в большем масштабе (обозначения те же)

Слайд 48

Цивилизационная эволюция Исламского ареала в большем масштабе (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция Исламского ареала в большем масштабе (обозначения те же)

Слайд 49

Цивилизационная эволюция России в большем масштабе (обозначения те же)

Цивилизационная эволюция России в большем масштабе (обозначения те же)

Слайд 50

Усредненное значение цивилизационного ценностного пакета как указатель уровня эволюционного восхождения к белому

Усредненное значение цивилизационного ценностного пакета как указатель уровня эволюционного восхождения к белому
пакету (1 — Россия, 2 — Европа, 3 — Китай, 4 — Исламский ареал, 5 — Индия, 6 — Еврейский народ, 7 — США, 8 — Япония, 9 — Латинская Америка, 10 — среднее по всем цивилизациям)

Слайд 51

Усредненное значение цивилизационного ценностного пакета как указатель уровня эволюционного восхождения к белому

Усредненное значение цивилизационного ценностного пакета как указатель уровня эволюционного восхождения к белому
пакету в историческом относительно современном окне (1 — Россия, 2 — Европа, 3 — Китай, 4 — Исламский ареал, 5 — Индия, 6 — Еврейский народ, 7 — США, 8 — Япония, 9 — Латинская Америка, 10 — среднее по всем цивилизациям)

Слайд 52

Ценностно-мотивационный профиль цивилизации

Ценностно-мотивационный профиль цивилизации

Слайд 61


Россия – Европа ?

Россия – Европа ?

Слайд 62

Россия – идентичность и жизнеспособность

Россия – идентичность и жизнеспособность

Слайд 63

2000 год

Регрессионная связь цивилизационной идентичности России и ее страновой жизнеспособности

Цивилизационная идентичность
Кжс

2000 год Регрессионная связь цивилизационной идентичности России и ее страновой жизнеспособности Цивилизационная идентичность Кжс

Слайд 64

Цивилизационная идентичность
Кжс

Регрессионная связь цивилизационной идентичности и коэффициента жизнеспособности США (1750–2009 гг.)

Цивилизационная идентичность Кжс Регрессионная связь цивилизационной идентичности и коэффициента жизнеспособности США (1750–2009 гг.)

Слайд 65

Регрессионная связь цивилизационной идентичности и коэффициента жизнеспособности Японии (1000–2000 гг.)

КЖС

Цивилизационная идентичность

изоляционизм

Регрессионная связь цивилизационной идентичности и коэффициента жизнеспособности Японии (1000–2000 гг.) КЖС Цивилизационная идентичность изоляционизм

Слайд 66

Регрессионная связь цивилизационной идентичности и коэффициента жизнеспособности Китая (1000–2000 гг.)

Регрессионная связь цивилизационной идентичности и коэффициента жизнеспособности Китая (1000–2000 гг.)
Имя файла: Количественная-теория-цивилизационогенеза-и-локальных-цивилизаций-(Является-ли-Россия-самостоятельной-цивилизацией?)Ле.pptx
Количество просмотров: 91
Количество скачиваний: 0