Слайд 2« В язык слова
А.Н. Островский вносит
единственно язык чувства…»
К.Д. Ушинский
Слайд 3
Данная работа посвящена структурно-синтаксическому и функциональному анализу слов автора в драматургическом
произведении как особой синтаксической единицы, известной под именем обстановочной ремарки.
Слайд 4Предметом моего исследования являются обстановочные ремарки А.Н.Островского, их специфика. В соответствии со
своей функцией (описание обстановки) обстановочная ремарка предшествует тексту драматургического произведения, его основе – диалогу, что обусловливает в свою очередь своеобразие ее синтаксической формы. Из всех видов ремарок в наименьшей степени исследованы обстановочные ремарки, поэтому я и выбрала их предметом моего изучения.
Материалом моего исследования являются пьесы А.Н.Островского с 1849 года по 1878 год. Интерес к этому драматургу вызван тем, что он является представителем и создателем так называемой «классической» ремарки, именно в его пьесах ОР получили быстрое развитие. В большинстве его пьес даны развернутые обстановочные ремарки не только ко всему произведению, но и к каждому действию в отдельности.
Слайд 5 В данной работе я ставлю своей целью показать своеобразие обстановочных ремарок
(ОР) как одной из разновидностей ремарок в пьесах А.Н.Островского. Для достижения этой цели мне нужно решить следующие задачи:
1) определить функциональные особенности и коммуникативные задачи ОР А.Н.Островского;
2) рассмотреть структурные признаки, свойственные ОР ; 3) выявить, какие именно синтаксические конструкции характерны для ОР А.Н.Островского;
4) исследовать ОР как одну из разновидностей синтаксически сложное целое и определить основные средства выражения в синтаксически сложном целом;
5) выработать классификации ОР на основе стоящих перед ними коммуникативных задач и синтаксических особенностей;
6) установить взаимосвязь между функциональными и структурными особенностями ОР.
Слайд 6
Для решения этих задач я использовала такие
методы:
- наблюдение над языковым
материалом;
- выбор обстановочных ремарок из подобранных пьес Островского;
- систематизация собранных карточек с обстановочными ремарками;
- функционально-текстовый анализ пьес А.Н. Островского;
- анализ семантической структуры обстановочных ремарок.
Слайд 7
Функциональная классификация обстановочных ремарок А.Н.Островского.
1) место действия:
а) описание помещения;
б) описание
улицы, природы;
в) описание города;
2) время действия:
а) указание года;
б) время суток;
в) время года;
Слайд 8 город Калинов
На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться
постройки; кое - где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу.
(«Гроза» д. V)
Декорация первого действия. Сумерки.
(«Гроза» д. V).
Ночь, овраг, покрытый кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка. («Гроза». Д.III сц.2)
Слайд 9
Синтаксическая классификация ремарок А.Н.Островского .
I.ОР – простое предложение
1) ОР – двусоставное предложение
Действие происходит лет 30 назад, на самом краю Москвы.
(«Не было ни гроша да вдруг алтын» д. I).
Действие происходит лет 30 назад, в уездном городе Калинове.
(«Горячее сердце» д. I).
Слайд 10
2) Обстановочная ремарка – неполное двусоставное предложение
Небольшая комната на постоялом дворе…
(«Не в свои сани не садись» д. I, 1сцена).
Слева от зрителей угол полуразвалившегося одноэтажного каменного дома.
(«Не было ни гроша да вдруг алтын» д. I).
Слайд 11
3) Обстановочная ремарка – односоставное предложение:
1) номинативные предложения;
В доме Подхалюзина богато меблированная
комната.
(«Свои люди - сочтемся» д. IV).
2)безличные предложения.
Рассветает.
(«Не было ни гроша да вдруг алтын» д. IV).
Слайд 12
II. Обстановочная ремарка – бессоюзное сложное предложение:
1)Бессоюзные сложные предложения, части которых имеют
предельно простую структуру и производят впечатление готовых формул. Например:
Деревенская изба; направо печь, перед печью люлька с ребенком, налево стол. (Воевода. Д.III)
2)Бессоюзные сложные предложения с эллиптическими частями, осложненными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, например:
Ночь, овраг, покрытый кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка. (Гроза. Д.III сц.2)
Слайд 13
3)Бессоюзные сложные предложения, отдельные части которых могут дублировать основные структурные особенности ремарки
(«два стола, один с правой стороны, другой с левой»): номинативная часть, за ней безглагольные эллиптические конструкции, например:
Комната в доме Ашметьевых; три двери: дверь направо – в кабинет Ашметьева, налево – в комнаты Марьи Петровны, прямо – растворенная дверь в залу. (Дикарка. Д.IV)
Слайд 14
Бессоюзное сложное предложение большего объема включает в себя бессоюзные сложные предложения меньшего
объема, где все части – номинативные или неполные конструкции:
Комната в доме Огудаловой; две двери: одна, в глубине, входная; другая налево от актеров; направо окно; мебель приличная, фортепьяно, на нем гитара. (Бесприданница. Д.II)
Слайд 15
III. Обстановочная ремарка – сложное предложение
с разными видами связи.
Задняя занавесь на
втором плане, посреди машина, направо отворенная дверь, в которую видна комната, налево вешалка для платья, на авансцене по обе стороны столы с диванами.
(Доходное место. Д.III)
Слайд 16
IV. Обстановочная ремарка – объединение двух предложений.
Сени постоялой избы на владимирской
дороге. Деревянный стол, скамья, разная домашняя утварь.
(Тушино. Сц.I)
Слайд 17
V. Обстановочная ремарка – сложное синтаксическое целое.
ССЦ – синтаксическое объединение двух или
нескольких предложений, раскрывающих одну из микротем, связанных синтаксически и интонационно и выражающих коммуникативную целеустановку автора.
Гостиная. С левой стороны от актеров окно, далее дверь в залу. С правой – дверь в спальню Зои, ближе к зрителям камин с экраном, большие щипцы для угля и прочие каминные принадлежности; недалеко от камина небольшой диванчик; мебель мягкая.
(Красавец – мужчина. Сц.2).
Слайд 18
Характерные особенности ОР – ССЦ.
1) единство соединения темы;
2) неполнота предложений;
3) единый временной
план настоящего времени;
4) номинативные предложения;
5) экспозиционное предложение;
6) конструкции, конкретизирующие предложение;
7) открытость структуры;
8) основные средства связи – лексический повтор, синтаксический и лексический параллелизм.
Слайд 19
Сад. С правой стороны (от актеров) видна часть большого помещичьего дома, выход
в сад из нижнего этажа через стеклянную дверь. Перед домом площадка, которая ограждена редкими решетками из вьющихся растений с большим полукруглым навесом над площадкой…На площадке садовая мебель: скамья, кресла и столики. Налево густой сад; в глубине, в левом углу, выдается часть флигеля.
(Блажь. Д.I)
Слайд 20
«Ремарка – такая разновидность ССЦ, которая производит впечатление устойчивой структурной схемы, постоянной
формальной основы, которая в каждом конкретном случае наполняется определенными конструкциями».
[Балягина И.Я., 1993]
Слайд 21Н.В. Рыкалова в роли Кабанихи
«Представительная внешность,
скрипучий от природы голос,
нудные однотонные интонации,
как капля
за каплей, равномерно падали на одно и то же место,
способные даже камень проточить, как ржа железо, - вот средства, которыми пользовалась Рыкалова при создании образа Кабанихи,
а Островский говорил, что
именно таким должно быть языковое исполнение этой роли».
Ю.М. Юрьев «Записки»
Слайд 23«Последний монолог она произносит
только на двух нотах своего богатого интонациями голоса.
Зал стоя
аплодирует ей.
Предсмертную агонию светлого сердца и затемнённого рассудка она передаёт с какой – то устрашающей простотой.
Последние слова её
глухо повисают в воздухе.
Кончилась жизнь…
Актриса игрой своей показывает,
что слово у Островского – главное действующее лицо каждой пьесы».
Р. М. Беньяш «Пелагея Стрепетова»
(об исполнении роли Катерины
И.В.Стрепетовой)
Слайд 24«Его называли «драматургом по слуху»,его талант – речевой. Александр Николаевич обычно не
смотрел, а слушал свои пьесы. Находясь за кулисами, не видя актёров,
он тем не менее безошибочно оценивал их исполнение».
И.И. Чернова,
об А.Н. Островском
Слайд 25
Работа подготовлена ученицей 11 «а» класса МОУ «Куровской СОШ № 6» Королевой
Варварой Николаевной.
Преподаватель: Борзых Наталья Михайловна.