Конфессиональные потребности, как источник филологии. Язык и религия

Содержание

Слайд 2

Мифопоэтические истоки первых концепций языка
Дар речи в картине мира древних индоевропейцев

Наиболее ранние

Мифопоэтические истоки первых концепций языка Дар речи в картине мира древних индоевропейцев
(известные науке) концепции языка были частью мифолого-религиозной картины мира.
Во многих языках слова со значениями ‘говорить’ и ‘думать’ восходят к общему корню. Ср. греч. logos — и ‘слово’, и ‘смысл, понятие’; готск. doms ‘суждение’ было заимствовано в праславянский язык; от него произошли и русск. дума, и болг. дума ‘слово’

Слайд 3

Мифопоэтические истоки первых концепций языка
Дар речи в картине мира древних индоевропейцев

Согласно реконструкциям

Мифопоэтические истоки первых концепций языка Дар речи в картине мира древних индоевропейцев
Т.В. Гамкрелидзе древние индоевропейцы считали, что дар речи, наряду с «двуногостью», отличает людей от животных; что боги отличаются от людей (помимо «бессмертности» и «небесности») особой пищей и особым языком.

По более поздним представлениям, особый язык, непонятный людям, есть также и у животных. В скандинавской мифологии, в русских сказках этот язык иногда зовется языком птиц.

Слайд 4

Мифопоэтические истоки первых концепций языка
Дар речи в картине мира древних индоевропейцев

Мифопоэтической древности

Мифопоэтические истоки первых концепций языка Дар речи в картине мира древних индоевропейцев
принадлежит первое осознание такой фундаментальной оппозиции, как «мысль и язык». В «Ведах» есть сюжет о первичном состязании между молчащим божеством чистого разума и богиней речи: разум побеждает, однако за речью признается роль необходимой опоры творящего разума.

Слайд 5

Мифопоэтические истоки первых концепций языка
Дар речи в картине мира древних индоевропейцев

Самый древний

Мифопоэтические истоки первых концепций языка Дар речи в картине мира древних индоевропейцев
пласт представлений человека о языке связан с вопросами:
как общаются люди?;
на каком языке говорят «не люди» (боги, животные, нечистая сила)?;
в чем могущество языка богов?.
А также древнейшая рефлексия человека над языком привела к вопросу о взаимоотношениях языка и мысли.

Слайд 6

Мифопоэтическое сознание о происхождении языка. Почему на свете языков много?

Согласно распространенным мифологическим

Мифопоэтическое сознание о происхождении языка. Почему на свете языков много? Согласно распространенным
представлениям, язык — это дар богов (Бога) людям.
В Библии содержится два противоречащих друг другу объяснения множественности языков. С одной стороны, различие народов по языку — это следствие разветвления «колен» (поколений) одного рода.
Согласно второй точке зрения, разноязычие рода человеческого — это кара за гордыню: люди вознамерились воздвигнуть башню до небес и город, чтобы прославиться. Наказанием стало смешение языков и рассеяние народов.

Слайд 7

Грамматик жрец в ведической религии. Древнеиндийская грамматика Панини (V в. до н.э.)

В

Грамматик жрец в ведической религии. Древнеиндийская грамматика Панини (V в. до н.э.)
ведической (древнеиндийской) традиции грамматика служила средством сохранения и изустной передачи священных текстов на санскрите. Грамматическая служба «при Ведах» стала началом самобытной и сильной философско-лингвистической традиции, существующей в Индии до сих пор. Говоря о вершинных достижениях традиции, обычно называют знаменитую грамматику Панини «Восьмикнижие» (V в. до н.э.). В целом в «Восьмикнижии» Панини предвосхищены идеи и методы современной структурно генеративной грамматики.

Слайд 8

Фонетические открытия арабов мусульман в VIII в.

К в VIII в. арабские фонетисты

Фонетические открытия арабов мусульман в VIII в. К в VIII в. арабские
добились выдающихся результатов : они в деталях описали работу языка, губ , полости рта и носа в произнесении каждого звука ; создали исчерпывающие классификации фонетических изменений ; систематизировали варианты звукотипов (назвав их «ответвлениями»), в чем историки языкознания видят зачатки фонологии

Слайд 9

Европейские грамматики XV — начала XVII вв. в их связи с гуманизмом

Европейские грамматики XV — начала XVII вв. в их связи с гуманизмом
и Реформацией

Хронология первых грамматик народных языков такова:
1465 г. — грамматика итальянского языка знаменитого гуманиста, Леона Батисты Альберти, архитектора и математика.
1492 г. — испанская (каталонская) грамматика Антонио де Небрихи.
1509 г. — английская грамматика Джона Колета и Вильяма Лили.
1531 г. — французская Жака Дюбуа (Сильвиуса).
1533 г. — чешская Вацлава Филомата, Бенеша Оптата и Петра Гзеля.
1539 г. — венгерская Сильвестра Яноша Эрдеши.
1568 г. — польская Петра Статориуса (Стоеньского).
1571 г. — чешская Яна Благослава.
1574 г. — немецкая Лаврентия Альбертуса.
1584 г. — словенская Адама Бохорича.
1604 г. — хорватская Бартоломея Кашича.
1643 г. — «Грамматыка словенская» Иоанна Ужевича (рукописный учебник «простой мовы» — литературного украинско белорусского языка), составленный во Франции, по видимому, в миссионерских целях).

Слайд 10

Европейские грамматики XV — начала XVII вв. в их связи с гуманизмом

Европейские грамматики XV — начала XVII вв. в их связи с гуманизмом
и Реформацией

В XVII в. грамматика еще принадлежала церкви. Грамматики писали церковные люди, для церковных школ. Грамматики базировались на языке Писания и учили понимать этот язык. Грамматики еще могли быть предметом конфессиональной полемики и пристрастия; все еще имели смысл определения грамматик как православной, иезуитской или протестантской.

Слайд 11

121. Истоки семасиологии. Пифагор, Конфуций, Филон Александрийский

Первые в истории культуры комментаторские школы

121. Истоки семасиологии. Пифагор, Конфуций, Филон Александрийский Первые в истории культуры комментаторские
складываются почти одновременно в VI в. до н.э.: в Древней Греции, в религиозно философском братстве пифагорейцев, основанном Пифагором
В Китае комментаторские заботы в школе Конфуция привели к созданию первых в истории толковых словарей. В них давались объяснения трудных иероглифов, извлеченных из текстов Конфуция.
Филон Александрийский в своем творчестве языческую философию и иудейский монотеизм. А.Ф. Лосев так писал о Филоне: “Этот иудейский философ влюблен даже в Гомера и Гесиода и старается путем всякого рода аллегорических истолкований приблизить эту старинную греческую мудрость к библейской манере мышления.”

Слайд 12

Сложение основных лексикографических жанров в славянских культурах (XI—XVII вв.)

Минимальный комментарий (так сказать,

Сложение основных лексикографических жанров в славянских культурах (XI—XVII вв.) Минимальный комментарий (так
«единица комментирования») — это глосса, т.е. объяснение отдельного непонятного слова или выражения в данном тексте.
Древнейшие глоссарии к Гомеру относятся к V в. до н.э., т.е. к самому началу древнегреческой комментаторской традиции. В западном христианстве дополнительным фактором глоссирования церковных книг был латинский язык, общепринятый в учено конфессиональной сфере, но все же ни для кого не родной.
У православных славян начало словарного дела относится к XI в. В частности, в переведенном с греческого «Изборнике Святослава» 1073 г.,
В русской средневекой лексикографии было пять основных словарных жанров: 1) словари ономастиконы, 2) словари символики («приточники»); 3) славяно русские словари; 4) словари разговорники; 5) азбуковники.
Имя файла: Конфессиональные-потребности,-как-источник-филологии.-Язык-и-религия.pptx
Количество просмотров: 19
Количество скачиваний: 0