Критический реализм во французской живописи ХIХ века

Содержание

Слайд 2

Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действенный), в широком смысле –

Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное
объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма – убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства.

Слайд 3

Для выживания возвышенного Надо использовать банальное. Ф. Милле

Для выживания возвышенного Надо использовать банальное. Ф. Милле

Слайд 4

Милле (Millet) Жан Франсуа (1814-1875), французский живописец и график. В 1837-1838 учился

Милле (Millet) Жан Франсуа (1814-1875), французский живописец и график. В 1837-1838 учился
в Париже у П.Делароша; работал в Париже, Шербуре, Барбизоне. В 1840-х годах Милле писал тонкие по настроению портреты, мифологические композиции, галантные сцены в духе Ф. Буше, к концу десятилетия сблизился с художниками барбизонской школы и обратился к изображению повседневной крестьянской жизни, наделяя образы крестьян-тружеников, изображенных обычно на фоне пейзажа, достоинством и внутренним величием (“Сборщицы колосьев”, 1857, “Анжелюс”, 1859, “Человек с мотыгой”, 1863, - все в Лувре, Париж). Высокие нравственные критерии, симпатия и соучастие, простота и поэзия правды определяют существо творчества Милле. Его произведениям свойственны торжественная лаконичность монументальной композиции, богатый валёрами землистый колорит. Как график Милле работал главным образом в технике офорта (“Землекопы”, “Сеятель”).

Слайд 5

Крестьянки с хворостом. 1858

Крестьянки с хворостом. 1858

Слайд 6

Портрет морского офицера. 1845

Портрет морского офицера. 1845

Слайд 7

Сборщицы колосьев. 1857

Сборщицы колосьев. 1857

Слайд 8

Пастушка, стерегущая своё стадо 1862-1864

Пастушка, стерегущая своё стадо 1862-1864

Слайд 9

Оноре Домье 1808 - 1879

Оноре Домье 1808 - 1879

Слайд 10

Домье (Daumier) Оноре Викторьен (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814

Домье (Daumier) Оноре Викторьен (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814
жил в Париже, с 1820-х  годов брал уроки живописи и рисунка. овладевал искусством литографии.
После Революции 1830 Домье стал виднейшим политическим карикатуристом Франции и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую верхушку общества. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях (журналы “Силуэт”, 1830–1831; “Карикатюр”, 1830–1835; “Шаривари”, 1833–1860 и 1863–1872). Основой для серии литографических портретов-шаржей “Знаменитости золотой середины” (1832–1833) послужили вылепленные Домье острохарактерные портретные бюсты политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–1832, сохранилось 36 скульптур). В 1832 за карикатуру на короля (“Гаргантюа”, 1831) художник был на полгода заключен в тюрьму. В литографиях 1834 Домье обличал бездарность, своекорыстие и лицемерие властей (“Законодательное чрево”, “Все мы честные люди, обнимемся”), создал героические образы рабочих (“Современный Галилей”), проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с ними (“Улица Транснонен 15 апреля 1834 года”).
После запрещения в 1835 политической карикатуры Домье обратился к бытовой сатире, осмеивал духовное убожество парижских обывателей (“Лучшие в жизни”, 1843–1846; “Добрые буржуа”, 1846–1849; серия “Карикатюрана” с собирательным образом авантюриста Робера  Макера, 1836–1838).
В  период нового подъема французской политической карикатуры, связанного с Революцией 1848–1849, создал (сначала в гротескной бронзовой статуэтке, 1850, Лувр, Париж, а затем в ряде литографий) обобщенный образ политического проходимца Ратапуаля. Виртуозно и темпераментно сочетая богатейшую, язвительную фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую остроту самому языку графики: жалящая выразительность линии как бы сама по себе обнажала бездушие и пошлое самодовольство объектов его сатиры. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, светотеневых градаций.

Слайд 11

Художник мудрый пред тобой, Сатир пронзительных создатель. Он учит каждого, читатель, Смеяться над самим собой. Его

Художник мудрый пред тобой, Сатир пронзительных создатель. Он учит каждого, читатель, Смеяться
насмешка не проста: Он с прозорливостью великой Бичует зло со всею кликой. И в этом – сердца красота. Он без грмас, он не смеётся, Как Мефистофель и Мельмот, Их желчь огнём Алекто жжёт. А в нас лишь холод остаётся. Их смех – он никому не впрок, Он пуст, верней, бесчеловечен. Его же смех лучист, сердечен, И добр и весел и широк. Ш. Бодлер об О. Домье

Слайд 12

Ратапуаль. Бронза. 1850

Ратапуаль. Бронза. 1850

Слайд 13

Законодательное чрево. Литография. 1834

Законодательное чрево. Литография. 1834

Слайд 14

Прачка. 1859-1860

Прачка. 1859-1860

Слайд 15

Дон Кихот 1868

Дон Кихот 1868

Слайд 16

Игроки в шахматы. 1863-1865

Игроки в шахматы. 1863-1865

Слайд 17

Гюстав Курбе 1819 - 1877

Гюстав Курбе 1819 - 1877

Слайд 18

Курбе (Courbet) Жан Дезире Гюстав (1819-1877), французский живописец. Учился в частных ателье

Курбе (Courbet) Жан Дезире Гюстав (1819-1877), французский живописец. Учился в частных ателье
в Париже, но как художник сформировался, в основном, самостоятельно; испытал влияние творчества Д.Веласкеса, Рембрандта, Ф.Халса. Курбе посетил Англию (1846), Голландию (1847), неоднократно бывал в Германии и Австрии, работал главным образом в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельс. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (“Влюбленные в деревне”, 1844, Музей изящных искусств, Лион), Курбе полемически противопоставил ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа - “позитивное”, утверждающее жизненно-материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить в ощутимо-предметных образах. Стремление раскрыть значительность, скрытую поэзию повседневной жизни французской провинции привело Курбе к созданию монументальных полотен, проникнутых пафосом зарождающегося реализма XIX века. (“Послеобеденный отдых в Орнане”, 1849, Музей изящных искусств, Лилль; “Похороны в Орнане”, 1849-1850, Лувр, Париж). Следуя демократическим идеалам эпохи, он придавал критическую заостренность социальной тематике (“Возвращение кюре с приходской конференции”, картина не сохранилась, эскиз 1862 - в Публичном художественном собрании, Базель), создавал героизированные, обобщенно-характерные образы людей труда (“Дробильщики камня” , 1849, картина не сохранилась). Принцип общественной значимости искусства, выдвинутый современной ему французской художественной критикой, Курбе воплощал и в своих полотнах (“Встреча” или “Здравствуйте, господин Курбе!”, 1854, Музей Фабра, Монпелье; “Ателье”, 1855, Лувр, Париж), где в аллегорической форме изобразил себя в окружении друзей и персонажей своих картин, и в теоретических выступлениях (декларация “Реализм”, 1855).

Слайд 19

Хижина в горах. 1874

Хижина в горах. 1874

Слайд 20

Встреча. 1854

Встреча. 1854

Слайд 21

Женщина с попугаем. 1866

Женщина с попугаем. 1866
Имя файла: Критический-реализм-во-французской-живописи-ХIХ-века.pptx
Количество просмотров: 1046
Количество скачиваний: 16