Крымско - Татарские орнаменты

Содержание

Слайд 2

Язык орнамента крымских татар уникален и многообразен.
Он формировался на протяжении веков,

Язык орнамента крымских татар уникален и многообразен. Он формировался на протяжении веков,
вбирая в себя особенности каждого этноса, населявшего Крым.
Каждый завиток, каждый лепесток имеет значение.
В Исламе запрещены изображения людей и животных. Именно поэтому орнамент стал неким кодом, в котором зашифрованы пожелания, мечты, посылы и обереги.

Слайд 3

Чаще всего орнаментальными узорами украшали одежду, предметы домашнего убранства, посуду и многое

Чаще всего орнаментальными узорами украшали одежду, предметы домашнего убранства, посуду и многое
другое.
Некоторые символы были зашифрованы даже в резных потолках, шкафах и дверях.

Слайд 8

Среди самых распространенных растительных символов – кипарис, гвоздика, миндаль, роза, гранат, виноград,

Среди самых распространенных растительных символов – кипарис, гвоздика, миндаль, роза, гранат, виноград,
тюльпан. Каждый из них несет свое сакральное значение.
Кипарис, к примеру, символизирует мужчину, а миндаль – девушку на выданье. Гранат в орнаменте крымских татар часто изображают с зернышками, что означает пожелание плодородия, изобилия и достатка

Слайд 9

В этой композиции собраны воедино три древних символа изобилия:
гранат – плод

В этой композиции собраны воедино три древних символа изобилия: гранат – плод
с большим количеством зёрен внутри символизирующий плодородие, изобилие и достаток,
ромб с точкой в центре -символ плодородия и изобилия (знак засеянного поля),
кипарис- это дерево в культурах мусульманских народов символ бессмертия, древо жизни.
У крымских татар Кипарис мужской знак

Слайд 10

.

Элементы этого рисунка связаны в один, вращающийся круг, символизирующем колесом времени, три

. Элементы этого рисунка связаны в один, вращающийся круг, символизирующем колесом времени,
основные этапы в жизни каждой женщины – юность, зрелость, старость.
Ядра миндального ореха (бадем) - знак девушки. Изображение этого символа с лепестками – знак девушки готовой к замужеству.
Роза – обозначает женщину.
Гвоздика – символ пожилой женщины, жизненного опыта, мудрости.

Слайд 11

Кувшин - символ дома, материнского лона, источника жизни и живительной влаги.
Ромб в

Кувшин - символ дома, материнского лона, источника жизни и живительной влаги. Ромб
орнаментах - знак поля.
Мелкие элементы вокруг кувшина - Берекет – символизируют труд, духовное, материальное и физическое благополучие.

Слайд 12

Помимо растительных символов, распространены и геометрические – треугольник, ромб, полукруг и другие.

Помимо растительных символов, распространены и геометрические – треугольник, ромб, полукруг и другие.
Примечательно, что среди южнобережных крымских татар были в большей степени распространены геометрические рисунки, а среди жителей степных регионов – растительные элементы.

Слайд 13

Орнамент «Новобрачные» составлен из трех мотивов.
Кипарис, символизирует мужчину. На него опирается

Орнамент «Новобрачные» составлен из трех мотивов. Кипарис, символизирует мужчину. На него опирается
и прикасается к его вершине виноградная лоза - знак женщины. Кипарис выражает силу, целеустремленность, а виноградная лоза – гибкость, нежность.
Гроздья ягод – символ изобилия и плодородия, лепестки - новое потомство.
Лодка, корабль выражает пожелание благополучного существования новой семьи во времени и пространстве.

Слайд 14

Мечеть главный элемент орнамента - это знак веры и покорности Богу.
Изображение мечети

Мечеть главный элемент орнамента - это знак веры и покорности Богу. Изображение
опирается на Полумесяц - "свет в ночи" , символ мусульман "божественный свет для людей пребывающих во тьме".
Мощное здание мечети обрамляет контрастный, S- образный растительный мотив – Эгридал (изогнутая ветвь), который означает динамичность, гибкость, движение и развитие, и ассоциируется со знаком воды.
Мелкие элементы - Берекет- символизируют труд, духовное, физическое и материальное благополучие

Слайд 15

Язык орнамента крымских татар был практически забыт, однако сейчас над его возрождением

Язык орнамента крымских татар был практически забыт, однако сейчас над его возрождением
работают мастера декоративно-прикладного искусства Среди них известны имена Рустема Скибина, Эльдара Гусенова, Эльвиры Османовой, Мамута Чурлу.