Кто и что определяет правильность наших поступков

Содержание

Слайд 2

1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против

1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против
вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. 2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти. (РСП66 2-е Коринфянам 10:1-2)

Слайд 3

Были люди в церкви Коринфа, которые считали, что Павел поступает по плоти,

Были люди в церкви Коринфа, которые считали, что Павел поступает по плоти,
т.е. неправильно с их точки зрения.

Слайд 4

Апостола Павла в Коринфе обвиняли в неправильном обращении с финансами и во

Апостола Павла в Коринфе обвиняли в неправильном обращении с финансами и во многом другом.
многом другом.

Слайд 5

Пример. Я осудил пастора, что он потратил церковные деньги, купив дорогой фотоаппарат

Пример. Я осудил пастора, что он потратил церковные деньги, купив дорогой фотоаппарат для Рождественских конкурсов.
для Рождественских конкурсов.

Слайд 6

Далее Павел говорит в свою защиту несколько фраз и делает некоторое заключение.
9

Далее Павел говорит в свою защиту несколько фраз и делает некоторое заключение.
Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас [только] посланиями. 10 Так как [некто] говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь [его] незначительна,

Слайд 7

Эти люди говорят, что он на самом деле не такой, за кого

Эти люди говорят, что он на самом деле не такой, за кого
он себя выдаёт, т.е. он лицемерит.

Слайд 8

11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно,

11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно,
таковы и на деле лично. 12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. (РСП66 2-е Коринфянам 10:9-12)

Слайд 9

В переводе Епископа Кассиана (Безобразова) эти слова звучат так.
Ибо мы не смеем

В переводе Епископа Кассиана (Безобразова) эти слова звучат так. Ибо мы не
равняться или сравнивать себя с некоторыми из тех, которые себя выставляют; но они, измеряя самих себя собой и сравнивая себя с самими собой, неразумны. (КССН 2-е Коринфянам 10:12)

Слайд 10

Критерием оценки у этих людей являются они сами, т.е. их представления, как

Критерием оценки у этих людей являются они сами, т.е. их представления, как
правильно, а как нет, что-то нравится, а что-то нет; кто-то симпатичен или нет.

Слайд 13

Апостол Павел предлагает, чтобы мы оценивали поступки так, как их оценит Господь.

Апостол Павел предлагает, чтобы мы оценивали поступки так, как их оценит Господь.

Слайд 14

3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или

3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или
[как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. 4 Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. (РСП66 1-е Коринфянам 4:3-5)

Слайд 16

Откуда берёт начало понимание, что хорошо, а что плохо?
На основании чего

Откуда берёт начало понимание, что хорошо, а что плохо? На основании чего
я решаю дилемму, что для меня лучше, а что хуже?
Что я беру во внимание, когда оцениваю слова и поступки других людей?

Слайд 18

Эти вопросы лежат в сфере нашей морали и нравственности. Мораль и нравственность

Эти вопросы лежат в сфере нашей морали и нравственности. Мораль и нравственность
– это общепринятые традиции и негласные правила.

Слайд 20

Доминирующая религия в той или иной общности людей даёт критерии оценки поступков

Доминирующая религия в той или иной общности людей даёт критерии оценки поступков для всего этого общества.
для всего этого общества.

Слайд 21

Например, в странах, где столетиями доминировало христианство, сложился моральный принцип иметь одну

Например, в странах, где столетиями доминировало христианство, сложился моральный принцип иметь одну
жену. В странах, где господствовал ислам, спокойно относятся к многожёнству.

Слайд 22

Пример. Я вспоминаю, как мы с семьёй отдыхали в Египте, и с

Пример. Я вспоминаю, как мы с семьёй отдыхали в Египте, и с
нами в отеле была семья, где у мужа было три молодые жены. Они все вместе бывали в ресторане, на пляже. Как мне рассказал потом один египтянин, иметь много жён, – это говорит о твоей состоятельности и респектабельности, значит ты способен их содержать. Глядя на этот квартет, я не заметил, чтобы они как-то стеснялись своей семьи, или тем более считали это аморальным.

Слайд 23

На основании каких философских принципов формируются нормы морали в человеческом обществе.

На основании каких философских принципов формируются нормы морали в человеческом обществе.

Слайд 24

Естественный закон.
Конечная причина вещи определяет ее подлинный или окончательный характер.

Естественный закон. Конечная причина вещи определяет ее подлинный или окончательный характер.

Слайд 25

Пример. Младенец поглощает пищу, питье и кислород, которые являются действующими причинами его

Пример. Младенец поглощает пищу, питье и кислород, которые являются действующими причинами его
роста. Однако конечной причиной роста служит взрослый человек, в которого разовьется ребенок. Следовательно, если вы хотите понять, что хорошо для младенца, рассматривайте его не просто как производное от пищи, питья и кислорода, а как потенциального взрослого человека.

Слайд 26

Эту теорию взял на вооружение Фома Аквинский, и она стала основой этической

Эту теорию взял на вооружение Фома Аквинский, и она стала основой этической
теории естественного закона, которая определила этические воззрения Римско-католической церкви.
Согласно естественному закону, любое явление имеет цель, ради которой оно и появилось. Любое отклонение от этой цели является аморальным.

Слайд 27

Пример. По учению Римской католической церкви на основании Естественного закона любые формы

Пример. По учению Римской католической церкви на основании Естественного закона любые формы контрацепции аморальны.
контрацепции аморальны.

Слайд 28

Абсолютная этика.
Люди верят в то, что мы свободны сделать моральный выбор,

Абсолютная этика. Люди верят в то, что мы свободны сделать моральный выбор,
что мы бессмертны, и что Бог существует (а значит, гарантирует, что наша добродетель приведет к счастью).

Слайд 29

Пример. Некто, рискуя жизнью, вбегает в горящее здание, чтобы спасти совершенно незнакомого

Пример. Некто, рискуя жизнью, вбегает в горящее здание, чтобы спасти совершенно незнакомого
человека, оставшегося внутри. В момент совершения этого поступка спасающий должен чувствовать, что исход пока не предрешен и можно еще что-то сделать (свобода).

Слайд 30

Когда он рискует собственной жизнью, жизнь в его представлении является чем-то большим,

Когда он рискует собственной жизнью, жизнь в его представлении является чем-то большим,
чем просто физическое существование (бессмертие).

Слайд 31

Спасающий также испытывает чувство, которое подсказывает ему: собственное счастье человека, даже если

Спасающий также испытывает чувство, которое подсказывает ему: собственное счастье человека, даже если
он умрет, основано на том, чтобы поступать правильно и что человек не может быть счастлив, если игнорирует крики о помощи, доносящиеся из горящего здания.

Слайд 32

Вбегая в горящий дом, этот спасающий демонстрирует веру в существование определенной формы

Вбегая в горящий дом, этот спасающий демонстрирует веру в существование определенной формы свободы, бессмертия и Бога.
свободы, бессмертия и Бога.

Слайд 33

Утилитаризм.
В своей простейшей форме утилитаризм утверждает, что целью наших стремлений должно быть

Утилитаризм. В своей простейшей форме утилитаризм утверждает, что целью наших стремлений должно
то, что приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей.

Слайд 34

Утилитаризм — это просвещенный эгоизм. В основе его лежит стремление к счастью.

Утилитаризм — это просвещенный эгоизм. В основе его лежит стремление к счастью.
Люди стремятся обрести счастье для себя и потому должны учитывать, что другие тоже стремятся к счастью.

Слайд 35

Попытка до предела увеличить собственное счастье за счет других, скорее всего, окажется

Попытка до предела увеличить собственное счастье за счет других, скорее всего, окажется
тщетной, потому что другим людям захочется сделать то же самое.

Слайд 36

Общее благо становится критерием правильности поступков. Интересы большинства – приоритет в моральном

Общее благо становится критерием правильности поступков. Интересы большинства – приоритет в моральном выборе в утилитаризме.
выборе в утилитаризме.

Слайд 37

Для каждого человека важно разобраться, как лично у меня происходит процесс морального

Для каждого человека важно разобраться, как лично у меня происходит процесс морального
выбора. Почему я считаю одно правильным, а другое нет?

Слайд 39

Современная светская мораль движется в сторону индивидуалистической оценки происходящего, на основании мнений

Современная светская мораль движется в сторону индивидуалистической оценки происходящего, на основании мнений одного человека.
одного человека.

Слайд 40

Как далеко может уйти мораль в индивидуализм, оставаясь нравственной?

Как далеко может уйти мораль в индивидуализм, оставаясь нравственной?

Слайд 41

Пример.
Многие государства на законодательном уровне признают, что семья и супружество –

Пример. Многие государства на законодательном уровне признают, что семья и супружество –
это не только союз мужчины и женщины, но и однополый союз.
Обращаясь к Библейским источникам этого понятия, мы видим явное изменение этой нравственной нормы в современном обществе.

Слайд 42

Влияет ли это на церковь?

Влияет ли это на церковь?

Слайд 46

Пример. Я часто, когда мне не хотелось в смирении послушать пастора, придумывал

Пример. Я часто, когда мне не хотелось в смирении послушать пастора, придумывал
«высоко духовные» причины не слушаться. Я облачал это в особо глубокие личностные принципы, нарушение которых невозможно. На самом деле я просто не хотел быть послушным. В результате я перекрывал действие Божьей благодати в мою жизнь. Ведь Бог смиренным даёт благодать.

Слайд 48

Иисус Христос попал не просто под жестокую критику, а на крест.

Иисус Христос попал не просто под жестокую критику, а на крест.

Слайд 49

21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за

21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за
нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. 22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. 23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. (РСП66 1-е Петра 2:21-23)

Слайд 51

21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за

21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за
нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. 22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. 23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. (РСП66 1-е Петра 2:21-23)