Слайд 2
Рязанская область — уникальный заповедник народной культуры с ее неповторимой музыкальной, песенной
традицией, обрядностью, многоцветной палитрой народного костюма, художественных промыслов и ремесел.
Слайд 3Рязанский край занимал среднее течение Оки и особенно распространялся на южной ее
стороне, в области правых ее притоков Осетра и Прони. Это такая же равнина, как и другие русские земли; пригорки и углубления также сообщают ей волнообразный характер. Почва, сначала глинистая, чем далее идет к югу, тем более и более переходит в черноземную. Страна была богата лесами; но они оставляли довольно пространства лугам и нивам. Водораздельная полоса притоков Оки и Дона также обиловала лесом и кроме того болотистыми дебрями; но далее к югу леса более и более редели и уступали место кустарникам, которые переходили в открытую степь.
Слайд 4
Рязанская земля исстари богата народными традициями. Веками здесь существовали искусство керамики, кружевоплетения,
вышивки, обработки дерева. В некоторых регионах оно носило настолько массовый характер и обладало своими собственными, ни на что не похожими художественными достоинствами, что положило начало формированию крупных народных промыслов.
Слайд 5Самым известным, безусловно, является гончарный промысел города Скопина, получивший признание не только
в России, но и за рубежом. На рязанщине сформировалось несколько центров производства глиняных изделий, но скопинская керамика за время своего существования во многом стала визитной карточкой народного искусства Рязанской области, ее главным и до сих пор активно развивающимся художественным центром.
Слайд 7Серьезный интерес для исследователей представляет существовавшее в некоторых деревнях и селах рязанского
региона изготовление игрушки. Рязанская игрушка, по сравнению с дымковской или городецкой, не получила такого широкого распространения и, к сожалению, редко удостаивается внимания исследователей народного творчества. Тем не менее, на рязанской земле существовало несколько центров, где из поколения в поколение делали своеобразную игрушку, не похожую на ту, что бытовала в других областях России.
Слайд 9Помимо гончарного искусства в Рязанской области сильны и традиции кружевоплетения. Самым известным
центром, без сомнения, был город Михайлов и некоторые прилегающие к нему села: Стрелецкое, Выселки, Пушкари, Виленки и некоторые другие. Михайловское цветное кружево относится к одной из самых древних разновидностей – счетной технике плетения. Плелось оно без заранее намеченного рисунка-сколка, а по сохраняемой в памяти очередности и счету нитей, которые кружевница должна была переплести для создания того или иного узора. Основные элементы этого кружева носили устойчиво традиционный характер, а простор для творчества давало разнообразие возможностей в их сочетании, а иногда и в изобретении собственных элементов.
Слайд 11Уникальными традициями славен расположенный вдали от областного центра красивейший город Кадом, ставший
центром существования двух интереснейших техник: «вениза» и «филе». По своему происхождению и по стилистическим признакам обе они являются органичной частью уже не крестьянской, а именно городской культуры, городского быта. Создавались они в разное время как более доступная замена дорогим заграничным образцам: брабантскому и венецианскому кружеву (с последним, возможно, связано и само название «вениз»). Кадомские мастерицы смогли открыть собственные выразительные возможности, а местные изделия приобрели неповторимый и узнаваемый облик.
Слайд 12Не менее интересна и техника знаменитого кадомского «вениза». В Кадоме она начала
распространяться со второй половины XIX века В отношении «вениза» до сих пор нет единого мнения: следует ли считать его игольным кружевом, или все же он по своей сути оказывается ближе к вышивке. При помощи иглы здесь созидались изысканные ажурные узоры, служившие украшением одежды и домашнего интерьера. Орнамент мог быть как растительным (в основном цветочным), так и геометрическим, но всегда отличался отчетливо выраженной контурностью и заостренностью форм.