Иконостас 14-15 век

Содержание

Слайд 2

14-15в.  Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, выполнен предположительно Феофаном Греком, Прохором с Городца и

14-15в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, выполнен предположительно Феофаном Греком, Прохором с
Андреем Рублевым. Храм горел, неизвестно, тот ли иконостас и те ли авторы.

Слайд 3

Многоярусный иконостас Благовещенского собора 14-15 в.
Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей

Многоярусный иконостас Благовещенского собора 14-15 в. Феофан Грек, Прохор с Городца и
Рублев.
Завершают иконостас пророческий и праотеческий ряды, сер XVI в

Праздничный ряд, чин, там изображена жизнь Богоматери и Христа
Деисусный чин

Слайд 4

14-15в.  Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля

Храм горел, скорее всего иконы бы вывезли первыми.

14-15в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля Храм горел, скорее всего иконы бы
И, если бы они сгорели, князь бы захотел себе работы этих мастеров, а в Мск было много расписанных ими храмов, можно было бы найти.

Слайд 5

14-15в. Иконостас Благовещенского собора Мск Кремля

Икона деисиса (перевод: прошение, моление ) Деисис —

14-15в. Иконостас Благовещенского собора Мск Кремля Икона деисиса (перевод: прошение, моление )
икона, имеющая в центре изображение Христа, а справа и слева от него святые в традиционном молитвенном жесте. 1405 год, если собор не сгорел. Если сгорел, то тоже рубеж 14-15 века. Самый древний известный деисис в рост. Очень широкие иконы.  Центральный образ - спаситель в окружении ангельских сил. (Спас в силах!)
На красных ромбах были символы 4-х евангелистов

Слайд 6

14-15в.  Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (приближенный лик Спаса в силах

Автор: Феофан Грек.

14-15в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (приближенный лик Спаса в силах Автор:
Тонкая работа. Приближенное изображение предыдущего слайда. По живописи похож на Донскую Богоматерь, алые губы, румяна, плотная оливковая кожа, каштановые волосы.

Слайд 7

14-15в.  Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Богоматерь из деисиса. Ф. Грек
Синий костюм, как

14-15в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля Богоматерь из деисиса. Ф. Грек Синий
в Софии Киевской (но там была в конхе, оранта) . Стоит в молении. 

Слайд 8

Иоанн Предтеча справа в деисисе.
Ф. Грек 

Иоанн Предтеча справа в деисисе. Ф. Грек

Слайд 9

Апостол Пётр. Другой автор. Возможно, Рублев т к тонкий лик и большая

Апостол Пётр. Другой автор. Возможно, Рублев т к тонкий лик и большая
мягкая причёска, светлее по тону; образ погружен в себя.  Прохор из городца писал похожим образом. Из того же дейсиса.

Слайд 10

Апостол Павел. Возможно, третий художник, т.к. прямая перспектива у ног, театрализовано.

Апостол Павел. Возможно, третий художник, т.к. прямая перспектива у ног, театрализовано.

Слайд 11

Архангелы. Автор левого (Михаила), возможно, Рублев; правый выполнен как в искусстве города

Архангелы. Автор левого (Михаила), возможно, Рублев; правый выполнен как в искусстве города Пскова
Пскова

Слайд 12

Великомученик Дмитрий Солунский, тоже в деисисе. В деисис могли включаться фигуры святых,

Великомученик Дмитрий Солунский, тоже в деисисе. В деисис могли включаться фигуры святых, которые покровительствовали.
которые покровительствовали.

Слайд 13

Праздничный ряд Рождество Христово. Рублев. Рублев был монахом. В иконе испльзованы лёгкие,

Праздничный ряд Рождество Христово. Рублев. Рублев был монахом. В иконе испльзованы лёгкие,
светлые тона. Старец Иосиф сидит в сомнениях, Мария смотрит на пастухов, отвернулась от Христа, античный профиль 

Слайд 14

Крещение
Андрей Рублев.
Основные элементы параллельны или перпендикулярны диагонали. Диагональная композиция
Круглящиеся линии.
Ангелы в

Крещение Андрей Рублев. Основные элементы параллельны или перпендикулярны диагонали. Диагональная композиция Круглящиеся
пурпуре, редкость. Легкая асимметрия в Христе. Внутреннее тихое движение

Слайд 15

Преображение. Андрей Рублев. 
Охристо-золотая гора.
Одежды апостолов образуют арку с землей, единение

Преображение. Андрей Рублев. Охристо-золотая гора. Одежды апостолов образуют арку с землей, единение
земли и неба. Не резко, спокойно, нижние апостолы удивлены.

Слайд 16

Справа Переславль Залесский Феофан Грек. Спасо-Преображенский собор. Слева Рублев 

Справа Переславль Залесский Феофан Грек. Спасо-Преображенский собор. Слева Рублев

Слайд 17

Воскрешение Лазаря. Лазарь растворился, золотой. Христос делает призывной жест, который выделяется

Воскрешение Лазаря. Лазарь растворился, золотой. Христос делает призывной жест, который выделяется на
на алом фоне мантии безымянного персонажа. Марфа и Мария у ног Христа 

Слайд 18

Евангелие Хитрово Ангел. Авт: Рублев конец 14в.

Евангелие Хитрово Ангел. Авт: Рублев конец 14в.

Слайд 19

Евангелие Хитрово, миниатюра, Рублев.

Евангелие Хитрово, миниатюра, Рублев.

Слайд 20

Еванг Хитпово. Рублев делает иллюстрации. Это чтение по празникам. Апрахос. Чтение по

Еванг Хитпово. Рублев делает иллюстрации. Это чтение по празникам. Апрахос. Чтение по
календарю --------

Евангелие Хитрово. Конец 14 в. Рублев делает иллюстрации. Это чтение по праздникам. Апракос - в которой текст организован не в каноническом порядке, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями, начиная с пасхальной недели

Слайд 21

Иконостас (Лекция)

24.10.2018 Чагай Т.Е., Колбасова Ю.С.

Иконостас (Лекция) 24.10.2018 Чагай Т.Е., Колбасова Ю.С.

Слайд 22

Он не показывал этого несколько лет Работа выполнена современными скульпторами из Владимиро-суздальской земли. Чем

Он не показывал этого несколько лет Работа выполнена современными скульпторами из Владимиро-суздальской
он хорош? Всем. Цвет не просто красный, а пурпурный. Царственный цвет, потому что лев- царь зверей. У него лицо, не морда, не харя, а лицо, вполне человеческое. Грива льва обозначает солнце, а шерсть сделана в виде белых и черных галочек-птичек. Белые – святые души, черные – грешные, но все они летят к Солнцу, к центру мира, а это Бог. «Ушки очень хорошие, слышат все, что мы ему говорим. И как-то молчит… Думает»- говорит поглаживая.

Слайд 23

А еще он вот так вот может сидеть

А еще он вот так вот может сидеть

Слайд 24

Лев ( в образе Иисуса) Рельеф с Успенского Собора во Владимире 1158-60г

Лев ( в образе Иисуса) Рельеф с Успенского Собора во Владимире 1158-60г

Слайд 25

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Иконостас конца 17 века на контрольной нужно будет что-то

Церковь Ильи Пророка в Ярославле Иконостас конца 17 века на контрольной нужно
зарисовать Иконостас – с греческого «подставка для иконы», по смыслу это алтарная преграда В верхнем ряду иконостаса изображены библейские праотцы, ниже располагаются пророки. Между пророческим и главным рядом иконостаса, деисусным чином, в храме Ильи Пророка располагались небольшие иконы, принадлежавшие членам семьи купцов Скрипиных, строителей и устроителей великолепного храма. Под Деисусом – праздничный ряд: На уровне Царских врат находятся местночтимые иконы. соломоновы колонны – витой столб, украшенный виноградными лозами, символизирующими Христа

Слайд 26

Праздничный ряд не на месте
Иконы маленькие, поэтому переместили ниже, чтобы было лучше

Праздничный ряд не на месте Иконы маленькие, поэтому переместили ниже, чтобы было
видно
Пророческий ряд
Праотеческий ряд

Слайд 27

Он же крупнее

Он же крупнее

Слайд 28

Катакомбы Каллиста в Риме, 3в Иконостас – алтарная преграда Здесь двумя колоннами, за ними

Катакомбы Каллиста в Риме, 3в Иконостас – алтарная преграда Здесь двумя колоннами,
была пурпурная ткань, ею занавешивалось пространство.

Слайд 29

Псалтырь возникла в глубокой древности (ок. 900г. до нашей эры). Западная Европа,

Псалтырь возникла в глубокой древности (ок. 900г. до нашей эры). Западная Европа,
Византийские времена. Здесь некие мастера строят скинии. Эту конструкцию можно было разобрать и собрать. Основой была стоечно-балочная система, то есть художественно- осмысленная, у этих стоек есть базы и лиственные капители. Скиния очень важный образец для церковной архитектуры христианской эпохи, т.к. скинии и храм Соломона считались богооткровенными формами ( Моисею бог открыл как строить скинию). Мы видим часть скинии – основное здание, внутри которого было выделено особое священное пространство( самое святое место, выделявшееся завесой), где хранились реликвии, связанные с богоявлениями: скрижали завета, жезл Аарона, манна небесная, ковчеги, семисвечник. Там не было окон, бог раз в год открывал свою волю в полной темноте.

Слайд 30

В христианском храме в алтарном пространстве вспоминаются все события из жизни Христа

В христианском храме в алтарном пространстве вспоминаются все события из жизни Христа
( рождество христова, распятие, вознесение Христа) Гробницу изображали в виде виде античного мавзолея. На камне сидит ангел, рассказывающий, что Христос воскрес. Этот мавзолей – памятник 9 века. Отрывок из Утрехтской псалтыри. Гора Голгофа, Ангел рассказывает, что Христос воскрес.

Слайд 31

1760г. Шестоднев (Изображено сотворение мира, Страшный суд) Город царя небесного, в котором

1760г. Шестоднев (Изображено сотворение мира, Страшный суд) Город царя небесного, в котором
будут торжествовать все праведники. Город – райский сад. Имеет 12 ворот на все стороны на каждую по 3. У ворот стоят ангелы, внутри праведники. Бог и праведники в этом райском саду являются источниками архитектурно-алтарной преграды. Источники откровений о небесном граде и Иерусалиме. это должно вдохновлять архитекторов

Слайд 32

Катакомбы Каллиста в Риме Возвращаемся обратно в 3 век. Папская капелла. Здесь похоронен

Катакомбы Каллиста в Риме Возвращаемся обратно в 3 век. Папская капелла. Здесь
один из пап римских, поэтому мы можем отнести храм ко 2-3вв. Священное пространство отделено оградами, выделено 2 колоннами, капителями лиственными, архитравом, была завеса и возможно были священные изображения

Слайд 33

Идеализированная реконструкция ротонды Гроба Господня, 4в. В реальности НЕ на одной оси

Идеализированная реконструкция ротонды Гроба Господня, 4в. В реальности НЕ на одной оси
здание. Базилика воскресения, построенная императором Константином Место погребения Христа и воскресения Здесь стоял мавзолейчик. Вокруг коллонады большая ротонда. Гора голгофа. Алтарь Двор перед базиликой Вход с востока, обращен алтарь на запад. (алтари и базилики ориентированы на ротонду Воскресения) Куву́клия – сооружение с барабаном и главкой (небольшая (6 х 8 м) мраморная часовня в центре Храма Гроба Господня в Иерусалиме, скрывающая непосредственно пещеру Гроба Иисуса Христа) колонны спиралевидные, малые колонны – алтарная преграда.

Слайд 34

Базилика Сан Паоло в Риме. 4в , мозаика 5в сгорела. Вокруг Алтаря

Базилика Сан Паоло в Риме. 4в , мозаика 5в сгорела. Вокруг Алтаря
12 колонн, посвященных 12 апостолам , поверх была серебряная чаша. Алтарная преграда в виде колонн.

Слайд 35

Базилика св. Петра в Риме. Фреска Джулио Романо Станца Константина. Константин вручает

Базилика св. Петра в Риме. Фреска Джулио Романо Станца Константина. Константин вручает Папе ключи от Рима.
Папе ключи от Рима.

Слайд 36

Преграды из вьющихся колонн, на них По описаниям было всего 12 колонн, которые

Преграды из вьющихся колонн, на них По описаниям было всего 12 колонн,
стояли в 2 ряда по 6

Слайд 37


Санта Мария дель Фанти
Вид из алтаря в неф, маленькие колонны

Санта Мария дель Фанти Вид из алтаря в неф, маленькие колонны с
с балкой как алтарная преграда 780 г нэ
8 век - между колоннами подвешивались иконы - первое нормальное упоминание об иконостасе (или хотя бы его прототипе)

Слайд 38


Все основное храмовое пространство до желтых колонн, потом после них был

Все основное храмовое пространство до желтых колонн, потом после них был уже алтарь
уже алтарь

Слайд 39


Санта-Мария-Ассунта (г. Торчелло) 9 век, алтарная преграда начала
11 в (в России

Санта-Мария-Ассунта (г. Торчелло) 9 век, алтарная преграда начала 11 в (в России
того времени - задумка начала строительства Софии Киевской) на архитраве уже иконные изображения
Как Деисис из Владимира

Слайд 40


I - притвор (нартекс),II - капитель распятия, III - северный амвон,

I - притвор (нартекс),II - капитель распятия, III - северный амвон, IV
IV - южный амвон
над пресбитерием - купол пророков, V - алтарь с иконой Богородицы Никопеи, VI - капелла Св. Петра, VII — пресбитерий, VIII - капелла св. Климента, IX - алтарь св. Леонарда, X - капелла Дзен, XI — баптистерий, XII — сокровищница, XIII — святилище, XIV - капелла Масколи, XV - капелла св. Исидора, XVI - ризница (катол. Сакристия), XVII - капелла Св. Федора
Собор Святого Марка в Венеции
3 предела, отделенные алтарными преградами, как на фото следующего слайда

Слайд 41


Верхний ряд — апостолы в виде скульптур, в нижнем ряду между

Верхний ряд — апостолы в виде скульптур, в нижнем ряду между колоннами могли висеть иконы
колоннами могли висеть иконы

Слайд 42


Осиус лукас (середина 10 в), центральные царские врата узенькие в иконостасе,

Осиус лукас (середина 10 в), центральные царские врата узенькие в иконостасе, справа
справа Христос вседержитель, слева богоматерь с младенцем
Перед ним молятся и ставят свечи , этого уже достаточно для алтарной преграды

Слайд 43


София Киевская
Первоначально был низкий иконостас с одним местным рядом
Иконостас на фото

София Киевская Первоначально был низкий иконостас с одним местным рядом Иконостас на
— 18 век, он низкий, чтобы не закрывать изображения в апсиде алтаря

Слайд 44


Сравнение Осиус-Лукас и Софии Киевской

Богоматерь на троне в конхе

Богоматерь оранта тоже

Сравнение Осиус-Лукас и Софии Киевской Богоматерь на троне в конхе Богоматерь оранта тоже в конхе
в конхе

Слайд 45


Под основным храмом Осиос-Лукас, не понятно были ли там двери, или

Под основным храмом Осиос-Лукас, не понятно были ли там двери, или были
были только иконы и царские врата
Обычно выходили из северной двери, идут в храм, входили в царские врата
Южной двери может не быть
А тут наверно не было и северной двери, только центральные врата

Слайд 46


Из Успенского собора Московского Кремля (из центрального иконостаса — из дейсиса,

Из Успенского собора Московского Кремля (из центрального иконостаса — из дейсиса, над
над северными вратами, ведущими в жертвенник).
Изображение Спаса Эммануила (молодой Христос) и обращенных к нему архангелов.
В центре Эммануил; слева – архангел Михаил, справа – архангел Гавриил.

Слайд 47


Из Успенского собора Московского Кремля (из центрального иконостаса — оплечный деисис).

Из Успенского собора Московского Кремля (из центрального иконостаса — оплечный деисис). 12
12 в
Фигуры на иконе представлены в небольших поворотах, лики Богородицы и Иоанна Предтечи изображены крупнее лика Спаса, что делает его образ немного удалённым в глубину

Слайд 48


Алтарная преграда архаического типа в католическом соборе Санта-Мария-Ассунта в Торчелло
Тупо

Алтарная преграда архаического типа в католическом соборе Санта-Мария-Ассунта в Торчелло Тупо для
для того, чтобы понять, где располагались предыдущие изображения
Грубо говоря, над проходом в алтарь

Слайд 49


1405 г (начало 15 в) первый нам известный высокий иконостас -

1405 г (начало 15 в) первый нам известный высокий иконостас - совершенно
совершенно русское явление («хотя идея национального не должна быть в современном мире, ведь в вере не было разделения на разные истории и разные страны» - Путятин, кратенько)
Сохранившиеся каменные храмы - единичные случаи, которые построены по указанию царя, все остальные были из брёвен
Все изображения в конхе вышли на алтарь (В России были в основном деревянные церкви (92%), из-за материала были маленькие арки, не было конхи. По дереву не сделаешь монументальную живопись, поэтому появился иконостас).
Художественное деление пространства

Слайд 50


1420е Андрюха Рублёв
местный ряд,
дейсис,
праздничный ряд,
пророческий ряд,
более поздний

1420е Андрюха Рублёв местный ряд, дейсис, праздничный ряд, пророческий ряд, более поздний
праотеческий (16 век)
4 ряда сложились в систему
Без столбов, схематично для понятия системы
Тут видно 5 рядов
Они получили временной смысл нисхождения человеческой истории от сотворения мира к вечности (верхний прям от адама с Евой, посередине как бог являлся им) центральная линия как бы божественная и основной ряд (деисис) образуют крест

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры
Иконостас

Слайд 51


В центре четвёртого ряда дева Мария с Христом (знамение), исполнение этих

В центре четвёртого ряда дева Мария с Христом (знамение), исполнение этих пророчеств
пророчеств - жизнь богоматери и Христа
В следующем ряду: Праздники церкви , их 12, рождество, крещение, святение , вход в Иерусалим, вознесение и преображение, пасха как 13ый праздник, плюс изображения страстной недели
Правда тут больше, ибо этот ряд может раздвигаться, все зависит от ширины храма, у этого ряда не может быть центра, ибо все события связаны с по центру. То , что по смыслу норм , а может быть не по порядку истории, а могут как в календаре
Праздники могут располагаться в исторической последовательности или в последовательности богослужнений по этим праздникам
Местный ряд там небольшой , основные иконы, Троица, он в каждом храме он свой

Троица (ряд праотеческий)

Слайд 52

Иконостас (семинар)

02.11.2018
Осипова

Иконостас (семинар) 02.11.2018 Осипова

Слайд 53

Осиос-Лукас 946г.
Маленькая церковь
Захоронения в боковых частях,
Колонны, темплон, место для царских врат

Осиос-Лукас 946г. Маленькая церковь Захоронения в боковых частях, Колонны, темплон, место для царских врат

Слайд 54

Собор Санта-Мария-Ассунта, Торчелло
639г.
темплон
Первоначальный деисис не сохранился

Собор Санта-Мария-Ассунта, Торчелло 639г. темплон Первоначальный деисис не сохранился

Слайд 55

Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля
Первый пример ростового деисусного чина
11 икон крепятся широкими

Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля Первый пример ростового деисусного чина 11 икон
досками
Праздничный чин из 14 икон
начало XV века, либо 1380-90 гг

Слайд 56

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры
Иконостас
4 первоначальных яруса 1427-1429 Рублев со своими учениками
Верхний

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры Иконостас 4 первоначальных яруса 1427-1429 Рублев со своими
ряд (праотеческий) более поздний
Создается единая панорама
Тоненькие колонны,декоративные доски, деревянные балки (темплоны=балки, в русском языке - тябла), которыми задвигаются и на которых держатся иконы
Использование тябла =>Тябловый иконостас

Слайд 57

Современное тябло Покровского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного)
Собрали иконостас из

Современное тябло Покровского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) Собрали иконостас
икон 15-16веков, тябел не было, поэтому написали новые по образцу

Слайд 58

Церковь Варвары в Ярославле (разрушена)
1630е
Праздничный ряд
Развитие тябловой темы
Тябло, иконы, колонны, арочки, доп.

Церковь Варвары в Ярославле (разрушена) 1630е Праздничный ряд Развитие тябловой темы Тябло,
резьба
Похожие иконостасы были в Греции
Колонны:
Витой ствол, капитель похожа на гроздь винограда или на гранат

Слайд 59

Базилика святого Петра (Джулио Романо)
Алтарная преграда, темплоны, витые колонны

Базилика святого Петра (Джулио Романо) Алтарная преграда, темплоны, витые колонны

Слайд 60

Собор святого Петра
Бернини 1627
Балдахин над гробницей апостола Петра
Использовал для образца колонны их

Собор святого Петра Бернини 1627 Балдахин над гробницей апостола Петра Использовал для
алтарной преграды и из балконов, где находились святыни

Слайд 61

1550е
Соломоновы колонны
На стволе изображены растения и живность, на капителях - плоды
Привез в

1550е Соломоновы колонны На стволе изображены растения и живность, на капителях -
Рим император Тит, после того как разрушил иерусалимский храм Соломона

Слайд 62

Колонны храма Соломона

Колонны храма Соломона

Слайд 63

Колонны Бернини
Балдахин гробницы св. Петра
Бронза с портика Пантеона
Впоследствии эти колонны появляются

Колонны Бернини Балдахин гробницы св. Петра Бронза с портика Пантеона Впоследствии эти колонны появляются на гравюрах
на гравюрах

Слайд 64

1683
Новодевичий монастырь
Иконостас
Соломоновы колонны =>виноградная лоза, грозди

1683 Новодевичий монастырь Иконостас Соломоновы колонны =>виноградная лоза, грозди

Слайд 65

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, 16 век
Разрушена в 1936
Соломоновы колонны, тябла

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, 16 век Разрушена в 1936 Соломоновы
создают архитектурные композиции
Цветы и лоза

Слайд 66

Соломоновы колонны
Ордер Бернини справа
Слева ордер из церкви Валь-де-Грас в Париже

Соломоновы колонны Ордер Бернини справа Слева ордер из церкви Валь-де-Грас в Париже

Слайд 67

Икона
Покров Божией Матери
1680е
Происходило все во Влахернском храме в Константинополе
В интерьере соломоновы

Икона Покров Божией Матери 1680е Происходило все во Влахернском храме в Константинополе В интерьере соломоновы колонны
колонны

Слайд 68

Церковь Богоматери Портаитиссы (относится к типу Одигитрии), Иверский монастырь на Афоне
~1683
Похожий иконостас,

Церковь Богоматери Портаитиссы (относится к типу Одигитрии), Иверский монастырь на Афоне ~1683
но не такой высокий
Соломоновы колонны опять

Слайд 69

Церковь Пантократора
Остров Закинф
1683

Церковь Пантократора Остров Закинф 1683

Слайд 70

Димитрий Солунский
Середина 18 века
Остров Закинф
Греческий классицизм
Соломоновы колонны
Риза на иконе или оклад

Димитрий Солунский Середина 18 века Остров Закинф Греческий классицизм Соломоновы колонны Риза на иконе или оклад

Слайд 71

Россия
изразец с облицовки храма, точно неизвестно какого
Изображен царь Соломон
Середина 18 века
Соломоновы колонны

Россия изразец с облицовки храма, точно неизвестно какого Изображен царь Соломон Середина
не витые, а обвитые расписные

Слайд 72

Дарохранительница – небольшой ящичек в котором хранятся освященные хлеб и вино (плоть

Дарохранительница – небольшой ящичек в котором хранятся освященные хлеб и вино (плоть
и кровь Христа)
Изображает мистический храм
По углам все те же колонны

Слайд 73

София Киевская,
Иконостас, Сер 18 века
остался только нижний ряд
Опять оно

София Киевская, Иконостас, Сер 18 века остался только нижний ряд Опять оно

Слайд 74

18 век конец
Церковь архангела Михаила в Санкт-Петербурге
Возвращение к византийским темплонам

18 век конец Церковь архангела Михаила в Санкт-Петербурге Возвращение к византийским темплонам

Слайд 75

Теоретики классицизма смотрели на соломоновы колонны и пришли к выводу, что Греки

Теоретики классицизма смотрели на соломоновы колонны и пришли к выводу, что Греки
не сами придумали ордер, а подсмотрели в Храме Соломона.
Рубеж 16-17 веков
Трактат о том как бы мог выглядеть храм Соломона

Слайд 76

1660
Еще варик

1660 Еще варик

Слайд 77

Базилика святого Павла
Образец для алтарных преград
Классический соломонов ордер

Базилика святого Павла Образец для алтарных преград Классический соломонов ордер

Слайд 78

Боковая дверь иконостаса
1736
Ангел Держит колонну как символ страстей
Симметричный держит копье
Коринфская колонна

Боковая дверь иконостаса 1736 Ангел Держит колонну как символ страстей Симметричный держит
намекает на колонны Соломона, символ страстей

Слайд 79

Петропавловская крепость
Иконостас
1720е
Большая предалтарна арка с завесами

Петропавловская крепость Иконостас 1720е Большая предалтарна арка с завесами

Слайд 80

Очередная реконструкция храма Соломона

Очередная реконструкция храма Соломона

Слайд 81

Церковь преображения в Таллине
Два алтаря
Клевый ордер

Церковь преображения в Таллине Два алтаря Клевый ордер

Слайд 82

Середина 18 века
Дарохранительница
(небольшой ящичек в котором хранятся освященные хлеб и вино

Середина 18 века Дарохранительница (небольшой ящичек в котором хранятся освященные хлеб и
(плоть и кровь Христа))

Слайд 83

Церковь зимнего дворца

Церковь зимнего дворца

Слайд 84

Переславль-Залесский
Горицкий монастырь
иконостас
Конец 18 века
Не реставрировался

Переславль-Залесский Горицкий монастырь иконостас Конец 18 века Не реставрировался

Слайд 85

Деисусный чин необычный
Конец 17 века
Апостольский чин
12 апостолов (+ святители)
В центре Христос

Деисусный чин необычный Конец 17 века Апостольский чин 12 апостолов (+ святители)
на троне
композиция «Стоит царица справа от царя в позолоченных одеждах»

Слайд 86

Церковь Климента Папы Римского, Замоскворечье
Иконостас
1770е

Церковь Климента Папы Римского, Замоскворечье Иконостас 1770е

Слайд 87

1774г
Церковь Пречистенского дворца, Москва
Арх. Казаков
Иконостас не сохранился

1774г Церковь Пречистенского дворца, Москва Арх. Казаков Иконостас не сохранился

Слайд 88

Новый Иерусалим
Придел Марии Магдалины
(Екатерина финансировала)
Конха, опирается на коллонаду, предалтарная триумфальная арка
Царские врата

Новый Иерусалим Придел Марии Магдалины (Екатерина финансировала) Конха, опирается на коллонаду, предалтарная
– триумфальная арка
Арка Тита – врата ветхого завета, арка Константина – врата нового завета

Слайд 89

Усадьба Быково. Конха

Усадьба Быково. Конха

Слайд 91

Базилика Святого Климента
Процветший крест
8 век

Базилика Святого Климента Процветший крест 8 век

Слайд 92

Иван Ерменев
классицизм
Христос в центре
Объясняет старцам священное писание
колонны

Иван Ерменев классицизм Христос в центре Объясняет старцам священное писание колонны

Слайд 93

Собор Софии в царском селе 18 век
Ордер ионический
Капители очень мощные, с огромными

Собор Софии в царском селе 18 век Ордер ионический Капители очень мощные,
валютами как в Эрехтейоне
Императрица придумала что снаружи Парфенон, а внутри Эрехтейон

Слайд 94

Маленькая София Константинопольская
Ионические капители

Маленькая София Константинопольская Ионические капители

Слайд 96

Церковь на Большой Ордынке, Москва
Арх. Бове
1820е
Замечательный иконостас на ионических колоннах

Церковь на Большой Ордынке, Москва Арх. Бове 1820е Замечательный иконостас на ионических колоннах

Слайд 97

Спасский собор, Чернигов
11 век (сама церковь)
Иконостас – 18 век
Иконостас на средства Екатерины

Спасский собор, Чернигов 11 век (сама церковь) Иконостас – 18 век Иконостас на средства Екатерины

Слайд 98

Чертеж иконостасной мастерской в Кашине

Чертеж иконостасной мастерской в Кашине

Слайд 99

Праздничный ряд не на месте
Иконы маленькие, поэтому переместили ниже, чтобы было лучше

Праздничный ряд не на месте Иконы маленькие, поэтому переместили ниже, чтобы было
видно
Пророческий ряд
Праотеческий ряд

Слайд 100

Конец 17 века + еще ряд
На самом верху страстной
Рядом с распятием
Система движения

Конец 17 века + еще ряд На самом верху страстной Рядом с
сверху вниз нарушена
Церковь Покрова в Филях