Слайд 2Культура: понятие и сущность
1. Сущность культуры.
2. Культура и природа.
3. Основные характеристики культуры.
4.
Структурные признаки культуры.
5. Выводы.
Слайд 3Культура: понятие и сущность.
Сущность культуры. Культура и природа. Основное назначение и
функции культуры. Адаптивные механизмы культуры. Связь культуры и коммуникации. Некоторые определения культуры. Элементы культуры: паттерны мышления и поведения, артефакты, навыки, умения и техники. Основные характеристики культуры. Структурные признаки культуры: национальный характер, восприятие окружающего мира, мышление, язык, категории времени и пространства, ценностные ориентации, представления и установки, образцы поведения – обычаи, нормы, роли, социальные группы и отношения. Ценности и ценностные ориентации. Влияние ценностных ориентаций на межкультурную коммуникацию. Многообразие культурных паттернов. Исследования ценностных измерений Г, Хофстеда (индивидуализм - коллективизм, избегание неопределенности, отношение к власти, мужественность - женственность). Многообразие культур по стилю коммуникации.
Слайд 4определенная форма общественного бытия людей, форма присвоения личностью коллективного опыта
Ю.Лотман, Э Бенвенист
Слайд 5ЯЗЫК и КУЛЬТУРА тесно взаимосвязаны
«Человеческая цивилизация есть продукт языка, а язык есть
продукт развивающейся цивилизации».
Слайд 6КУЛЬТУРА
есть память: она всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта, ее часто характеризуют
как «негенетическую» память коллектива.
Слайд 7культура и природа
«Культура позволяет себя описать
как общество, т.е. совокупность индивидуумов,
взаимоотношения которых организуются определенными социальными институтами,
как цивилизация. т.е. совокупность артефактов, которые изготавливаются и используются в этом обществе,
как менталитет (система ценностей и идей, нравов и обычаев), т.е. совокупность конвенций, которые управляют социальными отношениями, а также определяют функцию и значение артефактов» (POSNER 1990)
Слайд 8культурные ценности
1) совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества;
2) оправдавшие
себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей (нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр.), которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их солидарности, взаимопомощи
Слайд 9Нравы —
это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так
и поведения других людей.
Слайд 10культура и природа
В. Маршалл:
“Если хочешь описать мир, то для этого достаточно понятий
природы и культуры. При этом природа, как противоположность мысли и деятельности, охватывает всю наличествующую материю и все, что в ней происходит. Культура, напротив, охватывает все человеческое знание и полагание, всякую деятельность и все продукты этой деятельности”
Слайд 11культура и природа
«Культура позволяет себя описать
как общество, т.е. совокупность индивидуумов,
взаимоотношения которых организуются определенными социальными институтами,
как цивилизация. т.е. совокупность артефактов, которые изготавливаются и используются в этом обществе,
как менталитет (система ценностей и идей, нравов и обычаев), т.е. совокупность конвенций, которые управляют социальными отношениями, а также определяют функцию и значение артефактов» (POSNER 1990)
Слайд 12рекурсия - способность некоторой системы создавать свои собственные копии
Культура представляет собой важный
атрибут человеческих сообществ, охватывающий часть преобразованной ими природы. В эту часть входят, прежде всего, рекурсивные элементы последней как материального, так и идеального (информационного) характера, причем рекурсия должна состояться у большинства (реже: у значительного числа) членов соответствующего общества на протяжении жизни нескольких поколений (П. Н. ДОНЕЦ)
Слайд 13артефакт культуры -
искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание
Слайд 14Артефактами культуры являются:
созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь,
жилище, дороги; а также
феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.
Слайд 15культурная адаптация -
процесс активного приспособления культуры к условиям конкретной окружающей среды, который
определяет специфические, характерные черты данной культуры
Слайд 16элементы культуры по Дж. Хаксли
ментифакты: язык, религия, фольклор, традиции;
социофакты: политическое
устройство, система образования, структура семьи;
артифакты: тип производства, средства сообщения, жилье, система землепользования и др.
Слайд 17адаптивная культура
а) совокупность элементов культуры, способствующих приспособлению общества к природной сред
б) нормы,
ценности и образцы социальных ролей:
- обеспечивающие приспособление духовной культуры к материальной культуре;
- регулирующие экономическую, профессиональную деятельность и т.д.
Слайд 18культурный синкретизм -
сосуществование элементов различных культур в одной культуре; слияние или
смешивание со сходным элементом в другой культуре.
Слайд 19паттерны -
структурные образцы культуры, стереотипы поведения, сложившиеся в рамках определенной культуры; устойчивая
конфигурация связей людей друг с другом, с предметной и природной средой. П. иначе называют культурными темами. Одни культуры построены вокруг таких тем, как равенство и социальная справедливость, другие — индивидуальной ответственности и денежного успеха, третьи — военной доблести и охоты и т.п. Термин «pattern», заимствованный из биологии, был применен Р.Бенедикт (1934) к общим «атрибутам» или «стилям», лежащим в основе культур. После этого Крёбер подразумевал под П. внутр. организацию, структуру объекта. В современной антропологии, культурологии, искусствознании, социологии и т.д. термин П. приобрел очень широкое распространение, обозначая все больший круг самых разнородных явлений культуры: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормы, жанры и стили худож. творчества, формы экон., полит, и религ. отношений и т.д. (А.И. Кравченко.)
Слайд 20Литература:
Основная:
1.Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1996.
2.Садохин, А.П.
Межкультурная коммуникация / А.П.Садохин. М.: Альфа-М, 2004.
3.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
Слайд 21Дополнительная:
1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского
языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1983.
2. Лебедько М.Г. Культурные преграды: преодоление трудностей межкультурного общения. (Culture Bumps: Overcoming Misunderstandings in Cross-Cultural Communication.) - Владивосток: Изд-воДВГУ, 1999.
3. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию. – Волгоград: Перемена, 2003.
Слайд 22Электронные ресурсы
1. Гуляева А. Межкультурная адаптация детей мигрантов [электронный ресурс] // УГ
Москва, №32 от 10 августа 2010 года. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36439
Маслова В.А. Лингвокультурология [электронный ресурс] - М.: Академия. 2004. - Режим доступа : http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_5317....http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_5317....helpforlinguisthttp://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_5317....helpforlinguist.http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_5317....helpforlinguist.narodhttp://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_5317....helpforlinguist.narod.http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_5317....helpforlinguist.narod.ru› ……maslovava…maslovava.…maslovava.html