Культурное пространство империи первой половины XIX в

Содержание

Слайд 2

ПЛАН

1.Особенности культуры России первой половины 19 века.
2. XIX век-золотой век русской литературы
3.Архитектура
4.Изобразительное

ПЛАН 1.Особенности культуры России первой половины 19 века. 2. XIX век-золотой век
искусство
5.Театр и музыка
6.Наука
7.Русские путешественники

Слайд 3

1.ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.

1.Главная черта- становление национальной культуры.( проявлялось

1.ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. 1.Главная черта- становление национальной культуры.(
во взаимном интересе дворянской и народной культуры)
Народная культура- приверженность традициям, строгое следование многовековым обычаем.
2. Огромное влияние государства на развитие культуры в 19 веке.
Вопрос стр.105 Приведите 2 аргумента, что побуждало деятелей культуры к творчеству?

Слайд 4

БЫСТРАЯ СМЕНА СТИЛЕЙ И ИХ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

1.классицизм-служение государю и Отечеству
2.сентиментализм-обращение к внутреннему

БЫСТРАЯ СМЕНА СТИЛЕЙ И ИХ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ 1.классицизм-служение государю и Отечеству 2.сентиментализм-обращение
миру человека, его чувствам и переживаниям
3.романтизм –противопоставление возвышенного, идеального образа реальной действительности, национальной самобытности
4.реализм-отображение действительности , национальной самобытности.
Критический реализм-изображение неблагополучных сторон жизни

Слайд 5

XIX ВЕК-ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Классицизм (нач. XIX в.)
(идея служения государю и Отечеству)

Г.Р.

XIX ВЕК-ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Классицизм (нач. XIX в.) (идея служения государю
Державин

Сентиментализм (нач. XIX в.)
(чувства, переживания человека)

Н.М. Карамзин

Романтизм (I четв. XIX в.)
(противопоставление романтического,
идеального образа реальности,
самобытность русской истории)

В.А. Жуковский
А.А. Бестужев-Марлинский
М.Н. Загоскин

Реализм (II четв. XIX в.)
(изображение реальной жизни)

А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь

Слайд 6

ЛИТЕРАТУРА.

Синтементализм
Н.Карамзин «Бедная Лиза»
история несчастной любви крестьянки к дворянину. здесь впервые «действовали люди,

ЛИТЕРАТУРА. Синтементализм Н.Карамзин «Бедная Лиза» история несчастной любви крестьянки к дворянину. здесь
изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

Романтизм
В.Жуковский «Людмила»
А.Пушкин «Капитанская дочка»

Реализм
А.Пушкин «Борис Годунов»
М.Лермонтов-главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер Григорий Александрович Печорин. Действие происходит на Кавказе, во время его покорения Россией. Роман состоит из нескольких повестей, в которых автор показывает Печорина с разных сторон.

Слайд 7

ЛИТЕРАТУРА

А.С. Пушкин
«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни»
(В.Г. Белинский)

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

В.Г. Белинский,

ЛИТЕРАТУРА А.С. Пушкин «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» (В.Г. Белинский) М.Ю.
литературный критик

Слайд 8

2.ЛИТЕРАТУРА. РЕАЛИЗМ

А.Пушкин «Борис Годунов»
М.Лермонтов-главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер Григорий Александрович

2.ЛИТЕРАТУРА. РЕАЛИЗМ А.Пушкин «Борис Годунов» М.Лермонтов-главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер
Печорин. Действие происходит на Кавказе, во время его покорения Россией. Роман состоит из нескольких повестей, в которых автор показывает Печорина с разных сторон.

Слайд 9

3.АРХИТЕКТУРА

Ампир – поздний классицизм
(массивные монументальные формы,
строгие линии и украшения, военные эмблемы)

А.Д. Захаров

Здание

3.АРХИТЕКТУРА Ампир – поздний классицизм (массивные монументальные формы, строгие линии и украшения,
Адмиралтейства (Петербург)

А.Н. Воронихин

Казанский собор (Петербург)

К.И. Росси

Ансамбль Дворцовой площади,
Александринский театр,
Михайловский дворец (Петербург)

О.И. Бове

Большой и Малый театры,
Триумфальные ворота, Александровский
сад (Москва)

Русско-византийский
стиль (с 1830-х гг.)

К.А. Тон
Храм Христа Спасителя
Большой Кремлевский дворец
Оружейная палата

Слайд 10

АРХИТЕКТУРА
Здание Биржи
Архитектор Ж. Тома де Томон
Адмиралтейство
Архитектор А.Д. Захаров

АРХИТЕКТУРА Здание Биржи Архитектор Ж. Тома де Томон Адмиралтейство Архитектор А.Д. Захаров

Слайд 11

АРХИТЕКТУРА

Ампир – поздний классицизм
(массивные монументальные формы,
строгие линии и украшения,
военные эмблемы)

А.Д.Захаров.
Адмиралтейство.

АРХИТЕКТУРА Ампир – поздний классицизм (массивные монументальные формы, строгие линии и украшения, военные эмблемы) А.Д.Захаров. Адмиралтейство.

Слайд 12

АРХИТЕКТУРА. АМПИР

А.Н. Воронихин. Казанский собор.
После Отечественной войныПосле Отечественной войны 1812 года приобрел

АРХИТЕКТУРА. АМПИР А.Н. Воронихин. Казанский собор. После Отечественной войныПосле Отечественной войны 1812
значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Слайд 13

АРХИТЕКТУРА. АМПИР

К.И.Росси. Александринский театр.

АРХИТЕКТУРА. АМПИР К.И.Росси. Александринский театр.

Слайд 14

Архитектура. Василий Петрович Стасов

Казармы Павловского полка
Марсово поле

Нарвские триумфальные ворота

Архитектура. Василий Петрович Стасов Казармы Павловского полка Марсово поле Нарвские триумфальные ворота

Слайд 15

Архитектура

Исаакиевский собор
Огюст Монферран
1818-1858

Осип Бове
Архитектор Москвы
Реконструкция города после 1812 года.
Большой театр

Архитектура Исаакиевский собор Огюст Монферран 1818-1858 Осип Бове Архитектор Москвы Реконструкция города

Слайд 16

Архитектура. Ампир

О.И. Бове. Большой театр в Москве

О.И. Бове. Триумфальные ворота

Архитектура. Ампир О.И. Бове. Большой театр в Москве О.И. Бове. Триумфальные ворота

Слайд 17

Архитектура

Русско-византийский стиль (с 1830-х гг.)

К.А. Тон. Большой Кремлевский дворец

К.А. Тон.

Архитектура Русско-византийский стиль (с 1830-х гг.) К.А. Тон. Большой Кремлевский дворец К.А. Тон. Оружейная палата
Оружейная палата

Слайд 18

Скульптура

Петр Клодт
Нарвская триумфальная арка
Кони. Аничков мост

Николай I
И.А. Крылов

И.П. Мартос
Памятник Минину и Пожарскому,
Москва,

Скульптура Петр Клодт Нарвская триумфальная арка Кони. Аничков мост Николай I И.А.
Красная площадь

Слайд 19

СКУЛЬПТУРА

И.П. Мартос
(1754-1835)
Памятник
Минину и Пожарскому
на Красной площади
(1804-1818)

П.К. Клодт
(1805-1867)
Конные группы
на Аничковом мосту
в Петербурге
(1833-1850)

Классицизм

Романтизм

СКУЛЬПТУРА И.П. Мартос (1754-1835) Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (1804-1818)

Слайд 20

СКУЛЬПТУРА

П.К. Клодт
(1805-1867)
Конные группы
на Аничковом мосту
в Петербурге

Романтизм

СКУЛЬПТУРА П.К. Клодт (1805-1867) Конные группы на Аничковом мосту в Петербурге Романтизм

Слайд 21

4.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Жанры
1.Портрет
2 Стены в домах украшали лубки- красочные гравюры, выполненные в примитивной

4.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Жанры 1.Портрет 2 Стены в домах украшали лубки- красочные гравюры,
технике.
Популярность лубочные картинки- библейские, исторические, мифологические сцены-сюжеты.
3.Портреты в стиле сентиментализма
4.Романтизм
5.Реализм

Слайд 22

ПОРТРЕТЫ В СТИЛЕ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)
Портрет княжны Анны Гагариной и княжны

ПОРТРЕТЫ В СТИЛЕ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) Портрет княжны Анны Гагариной и княжны Варвары Гагариной
Варвары Гагариной

Слайд 23

ЖИВОПИСЬ РОМАНТИЗМ

О.А. Кипренский
(1782-1836)
Романтические
портреты

В.А. Тропинин
(1776-1857)
Романтические
портреты в сочетании
с жанровостью

Кружевница

А.С. Пушкин

ЖИВОПИСЬ РОМАНТИЗМ О.А. Кипренский (1782-1836) Романтические портреты В.А. Тропинин (1776-1857) Романтические портреты

Слайд 24

ЖИВОПИСЬ. ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ (РОМАНТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ)

Е.В. Давыдов

А.С. Пушкин

ЖИВОПИСЬ. ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ (РОМАНТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ) Е.В. Давыдов А.С. Пушкин

Слайд 25

ЖИВОПИСЬ. К.П. БРЮЛЛОВ(1799-1852)

Последний день Помпеи

Всадница

ЖИВОПИСЬ. К.П. БРЮЛЛОВ(1799-1852) Последний день Помпеи Всадница

Слайд 26

ЖИВОПИСЬ. А.А. ИВАНОВ

Явление Христа народу

ЖИВОПИСЬ. А.А. ИВАНОВ Явление Христа народу

Слайд 27

РЕАЛИЗМ. ЖИВОПИСЬ. П.А. ФЕДОТОВ

Сватовство майора.

РЕАЛИЗМ. ЖИВОПИСЬ. П.А. ФЕДОТОВ Сватовство майора.

Слайд 28

ЖИВОПИСЬ БЫТОВОЙ ЖАНР

А.Г. Венецианов
(1780-1847)
Повседневная
жизнь крестьян,
красота родной
природы

На пашне. Весна

ЖИВОПИСЬ БЫТОВОЙ ЖАНР А.Г. Венецианов (1780-1847) Повседневная жизнь крестьян, красота родной природы На пашне. Весна

Слайд 29

ТЕАТР

Петровский театр
в Москве

1824
1825г.

Большой театр

Малый театр

Александринский театр
Михайловский в Петербурге

опера, балет

драма, демократизм

официоз

Драматургия (реализм)
А.С.

ТЕАТР Петровский театр в Москве 1824 1825г. Большой театр Малый театр Александринский
Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский

П.С. Мочалов
актер Малого театра
(романтизм)

Михаил Семенович Щепкин
актер Малого театра
(реализм)

Слайд 30

ТЕАТР

П.С. Мочалов, актер московского Малого театра, из семьи крепостных актеров

М.С. Щепкин, основоположник

ТЕАТР П.С. Мочалов, актер московского Малого театра, из семьи крепостных актеров М.С.
русской актерской школы, из крепостных крестьян

Слайд 31

3.ТЕАТР.

Александровский театр в Питербурге

3.ТЕАТР. Александровский театр в Питербурге

Слайд 32

МУЗЫКА

М.И. Глинка
(1804-1857)

Алябьев
Варламов
Бортнянский
Алесандр СергеевичДаргомыжский

Формирование
национальной
музыкальной
школы

Лучшее:
«Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» (М.И. Глинка)
«Русалка», «Каменный гость»

МУЗЫКА М.И. Глинка (1804-1857) Алябьев Варламов Бортнянский Алесандр СергеевичДаргомыжский Формирование национальной музыкальной
(А.С. Даргомыжский)

Слайд 33

МУЗЫКА

М.И. Глинка, первый русский композитор с мировым именем
Основатель русской классической музыки
ОПЕРЫ: «Жизнь

МУЗЫКА М.И. Глинка, первый русский композитор с мировым именем Основатель русской классической
за царя», «Руслан и Людмила»

А.С. Даргомыжский
Опера «Русалка»: новый жанр
«народно-бытовая психологическая драма»

Слайд 34

НАУКА

Н.И. Лобачевский(математика)
Неевклидова геометрия
(1826)

Б.С. Якоби
Первый электродвигатель
(1834)

Н.Н. Зинин
А.М. Бутлеров
Химия красителей
нитроглицирин

В.Я. Струве
Пулковская обсерватория
(1839)

Н.И. Пирогов
Военно-полевая хирургия
(Крымская

НАУКА Н.И. Лобачевский(математика) Неевклидова геометрия (1826) Б.С. Якоби Первый электродвигатель (1834) Н.Н.
война)

И.Ф. Крузенштерн
Ю.Ф. Лисянский
Кругосветное путешествие
(1803)

Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
Открытие Антарктиды
(1820)

Н.М. Карамзин
«История государства Российского»
(1816-1829)

Слайд 35

1826 Н.Лобачевский-создатель неевклидовой геометрии
1802 г. В.Петров- продемонстрировал явление вольтовой дуги(сварка металлов)
1832 г.П.Шиллинг

1826 Н.Лобачевский-создатель неевклидовой геометрии 1802 г. В.Петров- продемонстрировал явление вольтовой дуги(сварка металлов)
сконструировал линию электромагнитного телеграфа

Слайд 36

1834 г.Б.Якоби изобрел электродвигатель и гальванопластику
П.Аносов новые приемы выплавки стали
1830-х отец и

1834 г.Б.Якоби изобрел электродвигатель и гальванопластику П.Аносов новые приемы выплавки стали 1830-х
сын Черепановы –первый паровоз и железная дорога

Слайд 37

ПРОРЫВ В МЕДИЦИНЕ

Н.И.Пирогов- основатель военно-полевой хирургии.
Начал применять наркоз
Гипсовые повязки

ПРОРЫВ В МЕДИЦИНЕ Н.И.Пирогов- основатель военно-полевой хирургии. Начал применять наркоз Гипсовые повязки

Слайд 38

1839- ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ ПОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ

Василий Яковлевич Струве
проведено градусное измерение дуги меридиана на огромном

1839- ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ ПОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ Василий Яковлевич Струве проведено градусное измерение дуги
пространстве от побережья Ледовитого океана до устья Дуная и получены ценные материалы для определения формы и размеров Земли (фигуры Земли).

Слайд 39

3.РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Первое кругосветное путешествие 1803. И.Крузенштерн – исследовано побережье Тихого океана, о.Сахалин,

3.РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ Первое кругосветное путешествие 1803. И.Крузенштерн – исследовано побережье Тихого океана,
Аляски и Алеутских островов
1850 Г.Нивельской, Сахалин-остров на Амуре основал Николаевский пост

Второе кругосветное путешествие 1819.
Ф.Белинсгаузен- открыт новый материк Антарктида
Василий Михайлович Головнин- исследование Курильских островов, в плен, записки про японцев.

Слайд 40

1845 Г. ОТКРЫТО РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

1. Стимулирование и организация активного участия общества

1845 Г. ОТКРЫТО РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО 1. Стимулирование и организация активного участия
в природоохранной деятельности, формирование этики ответственного отношения к окружающей среде.
2. Популяризация природного, исторического и культурного наследия России как предмета национальной гордости.
3. Сбор, обработка и распространение достоверных общемировых и национальных географических, экологических, этнографических и статистических сведений в России и за рубежом.