л3_интерфейсы_управление пользователями

Содержание

Слайд 2

Принципы создания информационных систем

обеспечение общения конечного пользователя (исследователя, проектировщика, плановика) с системой

Принципы создания информационных систем обеспечение общения конечного пользователя (исследователя, проектировщика, плановика) с
автоматизации на профессионально-ограниченном ­ естественном языке, представление входной и результирующей информации в привычной и удобной пользователю форме;
обеспечение возможности решения задач планирования, управления, проектирования, подготовки производства и научных исследований по их постановкам и исходным данным независимо от сложности и наличия формальных математических моделей этих задач;
создание конечному пользователю таких условий работы, при которых он осуществляет процес­сы управления, планирования, проектирования и поиска новых решений в­ режиме активного, расширяющегося диалога с ИС, оперируя понятиями своей предметной области, используя профессиональный опыт и навыки и принимая решения одновременно по множеству критериев.

– интеллектуальные диалоговые (вопросно-ответные);
– расчетно-логические, или системы поддержки принятия решений (для решений различных задач проектирования, организационного управления);
– экспертные систе­мы.

Каждую информационную систему оценивают двумя критериями: точностью и удобством.

Слайд 3

Понятие точности и удобства

точность означает, что при поступлении на вход системы заданных значений

Понятие точности и удобства точность означает, что при поступлении на вход системы
на ее выходе получаются ожидаемые результаты.

Критерий удобства означает, что при работе с информационной системой пользователь не должен существенно менять стиль своей работы.

Обеспечивается логикой работы ИС

Обеспечивается интерфейсом ИС -

Слайд 4

Функции интерфейса ИС

организация диалога, обеспечивающего интеграцию профессиональных потребностей и интересов пользователей с

Функции интерфейса ИС организация диалога, обеспечивающего интеграцию профессиональных потребностей и интересов пользователей
ресурсами информационных систем
 обеспечивает связь между пользователем и процессом, выполняющим некоторое задание. Это дает возможность определять, какие процессы сделать актив­ными в данный момент, и как передавать им данные для обработки и принимать результаты обработки.
через интерфейс осуществляется ввод/вывод данных, в том числе и для управления работой ИС.

Слайд 5

Интерфейс – как средство диалога

Процесс диалога – это механизм обмена информацией, который можно

Интерфейс – как средство диалога Процесс диалога – это механизм обмена информацией,
рассматривать как оболочку, включающую все входящие в систему процессы по выполнению определенных заданий. Процессы ввода-вывода обеспечивают обмен на самом верхнем уровне; на этом уровне диалоговый процесс должен правильно интерпретировать каждое слово и звук.

Задачи диалогового процесса:
– определение задания, которое пользователь возлагает на систему;
– прием логически связанных входных данных и размещение их в переменных соответствующего процесса и в нужном формате;
– вызов процесса выполнения требуемого задания;
– вывод результатов обработки по окончании процесса в подходящем для пользователя формате.

Слайд 6

Взаимодействие ИС с пользователем через систему диалога

Интерфейс пользователя обеспечивают доступ ко

Взаимодействие ИС с пользователем через систему диалога Интерфейс пользователя обеспечивают доступ ко
всем функциям системы. Во работы пользователя с ИС в режиме диалога происходит обмен информацией между его участниками. ИС взаимодействует с пользователем с использованием сообщений

Сообщения являются одним из способов оповещения пользователя об особенностях работы с системой

Слайд 7

Виды сообщений в информационной системе

Подсказка – это выходное сообщение системы, побуждающее пользователя вводить

Виды сообщений в информационной системе Подсказка – это выходное сообщение системы, побуждающее
данные.
Команда – входное управляющее сообщение, предназначенное для управления ходом диалога.
Входные данные – данные, необходимые для выполнения процесса.
Сообщение об ошибке – это сигнал диалогового процесса о том, что невозможно дальнейшее выполнение работы, потому что вызванный процесс выполнения задания не может обработать введенное сообщение.
Выходные данные – это данные, которые возвращает процесс по окончании обработки задания. Процесс выполнения задания передает выходные данные ­в стандартной форме на вход диалогового процесса, который преобразует их в подходящий для пользователя формат.
Сообщение о состоянии системы – это информа­ция для пользователя о том, что произошло или происходит в системе.
­Справочная информация – это информация, поясняющая, как должен поступить пользователь в той или иной ситуации.

Слайд 8

Классификация интерфейсов в зависимости от способа реализации диалога

Классификация интерфейсов в зависимости от способа реализации диалога

Слайд 9

Интеллектуальный интерфейс

интерфейс пользователя, дополнительно снабженный программным обеспечением, способным выполнять элементарные функции анализа, синтеза,

Интеллектуальный интерфейс интерфейс пользователя, дополнительно снабженный программным обеспечением, способным выполнять элементарные функции
сравнения, обобщения, накопления, обучения всех составных элементов, участвующих в процессе взаимодействия с пользователем, делая обычный интерфейс пользователя разумным, т.е. интеллектуальным.

Слайд 10

ДРУЖЕСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ

Обеспечение общения пользователя с системой на языке, близком к естественному. Данная возможность

ДРУЖЕСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ Обеспечение общения пользователя с системой на языке, близком к
позволяет вести взаимодействие с компьютером при минимальной под­готовке пользователя, без необходимости предварительного обращения к инструкциям и запоминания различных правил построения высказываний, на языке, близком к языку профессиональной деятельности пользователя.
Однозначность понимания. Возможность неоднозначного толкования заставляет пользователя тратить время на размышления о том, какие именно действия системы последуют в том или ином случае. Сообщения системы должны быть точны, корректны и недвусмысленны. Этот принцип можно рассматривать как лингвистический аспект дружественности.
Деликатность. Поскольку многие пользователи осваивают систему методом проб и ошибок, наличие в ее интерфейсе хороших возможностей по обработке и диагностике ошибок, механизмов отката и средств снижения их вероятности (например, путем предоставления пользователю понятных вариантов выбора) позволяют создать более дружественный пользователю интерфейс. Помимо этого необходимо предусмотреть возможность выхода (отказа) для любой опции системы.
Привлекательность и визуальная ясность. Эстетический аспект имеет большое значение для создания положительного эмоционального настроя в работе. Поэтому необходимо при разработке интерфейса обращать внимание и на такие вещи, как группирование и пропорциональность объектов, использование цветового и яркостного контраста, трехмерное представление, размер текста, зазоры между кнопками и др. Принцип привлекательности отвечает визуальному аспекту дружественности.
Концентрация внимания. Элементы интерфейса, призванные повысить привлекательность интерфейса, не должны отвлекать внимание пользователя от главного - той работы, которую ему необходимо выполнить. Помимо этого интерфейс должен помогать пользователю сконцентрироваться именно на том действии, которое он намерен выполнить в данный момент.
Простота чтения. В это понятие включаются не только выбор шрифтов, но и стиль изложения материала, независимость от разрешения и типа монитора, привычное (общепринятое) расположение стандартных объектов в окне диалога.
Предвосхищение событий. В интерфейс могут включаться средства запоминания предыдущих действий пользователя и логические механизмы обработки стандартных последовательностей действий, что позволяет системе спрогнозировать следующий шаг пользователя. Помимо этого интерфейс должен информировать пользователя о текущем состоянии, обеспечивать функцию отклика для указания на ошибки, отображения степени выполнения процесса и др., что соответствует функциональному аспекту свойства дружественности.
Снижение нагрузки на память. Для пользователя не просто запоминать сложные последовательности опций и команд, поэтому все действия в системе должны быть вынесены в ее меню, через которое пользователь будет работать в режиме распознавания команд, а не их вспоминания.
Использование вычислительных способностей ЭВМ. Пользователь должен быть освобожден от выполнения действий, которые могут быть выполнены ЭВМ, например, вычисления дня недели по заданной дате.
Имя файла: л3_интерфейсы_управление-пользователями.pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 1